Menu

Машина времени Николая Мохирева (уникальные фотографии)

Фотограф Николай Мохирев в 70–х Фотограф Николай Мохирев в 70–х

Недавно старейший павлодарский фотограф Николай Николаевич Мохирев впервые обнародовал около двух тысяч снимков, сделанных им в Павлодаре в 70-х годах, когда шло самое активное строительство города, формировался его современный облик. Эти уникальные фотографии, опубликованные автором на персональной странице в социальной сети «Одноклассники», сразу привлекли внимание многих павлодарцев.

На фотографиях Николая Мохирева детально воссоздан быт Павлодара 70-х годов. Он сделал много портретов горожан: детей, парней и девушек, мужчин и женщин – Павлодар в 70-х был городом молодежи. Среди сотен этих светлых лиц многие посетители его страницы увидели себя в молодости, узнали друзей и коллег.

Отдельный альбом посвящен фотоклубу «Орион», одним из корифеев которого является Николай Мохирев. Он запечатлел первые заседания клуба в Доме союзов, выставки, его основателей – Артура Меттуса, Константина Касиванова, молодого Едыге Ниязова и так далее. В другом альбоме фото с концертов (в том числе – с юбилейного тысячного!) павлодарского хора под управлением Александра Шиллера. Также есть альбомы девичьего духового оркестра «А ну-ка, девушки!», павлодарских спортсменов, журналистов, стройотрядовцев.

Выездная книжная торговля в заводском цеху. Было и такое.

Отдельная благодарность автору за серию работ «Павлодар 70-х», в которых на века сохранились гигантские стройки, мощнейшие предприятия и сельское хозяйство того времени, праздники, в которых участвовал весь город – первомайские демонстрации, День пионерии, проводы зимы, выпуск стотысячного трактора на Павлодарском тракторном заводе.

Изучая фотолетопись Николая Мохирева, погружаешься в 70-е годы, детально видишь все стороны жизни павлодарцев: как они работали, как они отдыхали, во что одевались, какие прически носили, какими духами пользовались, какие книги читали, на каких машинах ездили, как справляли свадьбы, как нарушали правила дорожного движения или напивались вусмерть.

Без преувеличения, эта уникальная хроника имеет не меньшую историческую ценность, чем фотоработы павлодарского краеведа Дмитрия Багаева, который фиксировал жизнь нашего города в начале двадцатого века. С точки зрения информативности и детализации фотодокументалистика Мохирева даже более насыщена.

Уникальный кадр: руины Владимирского собора на территории завода «Октябрь»

Николай Николаевич Мохирев родился в 1936 году в Свердловской области, в селе, соседствующим с деревней Мохирева, основанной его предками на рубеже 1650-60-х годов. Его дед Алексей Миронович был зажиточным крестьянином. У него был прекрасный дом с резными карнизами и палисадом, амбары, подворье.

В 1931 году деда раскулачили и посадили в тюрьму, не смотря на то, что Мохиревы всегда жили своим трудом и никого не эксплуатировали. Родителей Николая Николаевича выгнали из родового гнезда. Они вынуждены были бежать в соседнее село и жить в нищете. В том же 1931 году мама пригласила фотографа, который успел запечатлеть отчий дом.

То самое фото 1931 года. Экспроприированный дом деда в деревне Мохирева.

– Когда я увидел фотографию дома моих предков, то понял, если бы не было этого снимка, то я не смог бы осознать, как жили мои родители. Восстановить это со слов не возможно, – рассказывает Николай Николаевич. – С того момента у меня зародилась мысль, что память должна быть визуальная. Поэтому, я снимал, как строится Павлодар в 70–х целенаправленно – я знал, что пройдут годы и это будет бесценно.

Строится «беременный» дом на перекрестке Куйбышева-Дзержинского (Торайгырова-Сатпаева)

Экспроприированное хозяйство Мохиревых советской власти не досталось – его разворовали сельчане, а дом, в котором устроили клуб, сгорел дотла на следующий год по недосмотру истопника. Дед, без вины отбыв два года заключения, вышел на свободу и умер в 1934 году. Николая Мохирева, как внука кулака не приняли в пионеры. Всю жизнь он был беспартийным.

Строительство Дворца тракторостроителей (ГДК им. Естая) Мохирев фиксировал на всех этапах. 

Фотографией Николай Николаевич увлекся в шестом классе. Учитель математики Павел Михайлович Кирпичников за свой счет организовал фотокружок для школьников. Он предоставил в распоряжение детворы личные фотоаппараты «Смена», «Фотокор» и широкопленочный «Любитель», сам покупал реактивы.

Площадь перед облисполкомом (облакиматом) со статуей Ленина. Там, где сейчас стоят фонтаны, был частный сектор. 

– Пленку мы проявляли в подполе, который находился под учительской. Время засекали часами–ходиками, – вспоминает Николай Мохирев. – У нас не было бачка для проявки пленки, поэтому ее полоскали в тарелках с проявителем, водой и закрепителем. Это было весьма сложно. Ведь, в подполе едва могли уместиться два человека.

День пионерии

В конечном счете, в кружке осталось только три ученика. Самым верным и благодарным оказался Николай Мохирев. Фотография стала делом всей его жизни. Время и деньги, потраченные скромным сельским учителем, не ушли даром – он воспитал достойного последователя. Даже будучи начальником смены на ТЭЦ на станции Юшала Свердловской области, Николай Николаевич продолжал фотографировать. Его снимки публиковали в газетах.

Фото с архитектурной выставки 70-х. Таким планировали Павлодар ленинградские архитекторы из «Ленгипрогора».

В 1968 году по семейным обстоятельствам Мохирев переехал в Павлодар. Сначала пару лет отработал сантехником в ЖКО. В это же время познакомился с редакциями павлодарских газет «Звезда Прииртышья», «Кызыл ту» и областного телевидения, стал их внештатным фотографом.

Такой могла быть набережная Иртыша. Слева высотная башня с обзорной площадкой.

Позже его снимки публиковались и в республиканских изданиях «Ленинская смена», «Казахстанская правда», «Учитель Казахстана». Параллельно Николай Николаевич вел фотокружок в детском клубе «Искорка» и кинокружок в Доме пионеров.

С ул. Бебеля (Естая) предлагалось построить пешеходный мост через Иртыш в зону отдыха, а потом начать жилую застройку другого берега. 

Тогда в широком ходу были 15–рублевые фотоаппараты «Смена». Мохирев снимал более серьезной камерой – «Зенит». Вместе с воспитанниками он много ходил по городу, ребята учились фотографировать людей и пейзажи. Так он продолжил дело своего школьного наставника Павла Кирпичникова. В 1970 году Мохирев нашел единомышленников и участвовал в создании фотоклуба «Орион». В 1973 году провел свою первую и единственную персональную выставку в кинотеатре «Аврора».

Ученики Николая Мохирева.

С 1975 года вплоть до выхода на пенсию заведовал Областным клубом–лабораторией кинолюбителей при Областном совете профсоюзов. Эта организация располагалась в Доме союзов, была методическим и техническим центром развития киносамодеятельности, проводила конкурсы и обучающие семинары. Мохирев сначала снимал кино на 16–миллиметровую пленку, потом один из первых в области перешел на видео.

– Благодаря тому, что я умел фотографировать и снимать кино, я, как внештатный сотрудник газет и телевидения объездил весь Советский Союз, был более чем в ста городах СССР, – рассказывает Николай Николаевич. – Вначале 70–х был организован автопробег по городам–героям Советского Союза и местам боевой славы казахстанцев. Я ездил фотокорреспондентом и кинооператором. Были в Волгограде, Одессе, Минске, Севастополе, в Аджимушкайских катакомбах в Керчи. Посетили места гибели Маншук Маметовой, Абылхаира Баймулдина, 28 панфиловцев, Бабий Яр, Хатынь. Фотографии, сделанные в поездках, я тоже выложил на своей странице в интернете.

Раньше за Иртышем был поселок, и горожане держали огороды. Летом добирались туда на лодках, зимой по льду, так как теплого течения с Ермаковской (Аксуской) ГРЭС еще не было.

В 70–х Николай Мохирев стал лауреатом Второго всесоюзного кинофестиваля киносамодеятельного творчества в Москве. Ездил на семинары для кинолюбителей, которые проводили в Алма–Ате профессиональные кинематографисты из «Казахфильма».  Большое влияние на Мохирева оказало знакомство с кинооператором и кинорежиссером Марком Берковичем, который в 70–х занимался педагогической работой при киностудии «Казахфильм».

Это фото «Запрещенный прием» победило в областном фотоконкурсе. 

Беркович известен своими операторскими работами с режиссером Шакеном Аймановым, с которым он снял фильмы, ставшие классикой казахского кино: «Наш милый доктор», «Алдар Косе», «Ангел в тюбетейке» и других. В 70–х Марк Исаакович занялся кинодокументалистикой, чем очень заинтересовал Николая Мохирева, которому этот жанр более близок.

– Я по духу больше киношник, чем фотограф, – рассуждает Николай Мохирев. – Еще до войны, мне года три было, папа взял меня  собой в кино. Я помню, как он держал меня на руках, и мы смотрели, как киномеханик заряжает пленку в проектор. Зал был небольшой, вместо стульев – скамейки из досок. И когда я увидел кино на экране, я сказал, что я буду это делать. Уже тогда в трехлетнем возрасте у меня четко появилась мысль, что киномеханик показывает чью–то работу, и эта работа мне нравится.

 

Николай Николаевич говорит, что 80 процентов фото и киноматериалов, отснятых за свою жизнь, он уничтожил за ненадобностью. Было много текущей работы. Задание редакции выполнено, фотография опубликована – отснятая пленка летит в корзину. Он потратил целый год, чтобы оцифровать с фотопленок 100 000 своих фотографий, сделанных в 70–х годах. Еще 20 тысяч снимков не оцифровано. Так что на странице Николая Мохирева в «Одноклассниках» лишь верхушка этого гигантского айсберга.

Я считаю, что его бесценные фотографии достойны быть изданными отдельной книгой о развитии Павлодара, а Николаю Николаевичу Мохиреву давно пора задуматься о персональной выставке в Областном художественном музее. 

На страницу Николая Мохирева в «Одноклассниках» можно попасть, по этой ссылке: http://www.odnoklassniki.ru/profile/569170100739/albums

Фёдор КОВАЛЁВ, фото Николая МОХИРЕВА, НЖ№51, 25.12.14

Последнее изменениеСуббота, 27 декабря 2014 12:14
Наверх
Assembled by Nebel