Суббота, 27 апреля
Меню

«Каменное сердце», или правдивая история о трагедиии народа

  • Салауат Темирболат-улы
  • 555
«Каменное сердце», или правдивая история о трагедиии народа
Фото автора и из архивов театра им. Ж. Аймауытова

Невероятно сложную как по тематике, так и по техническим решениям постановку представили артисты музыкально-драматического театра имени Жусупбека Аймауытова. У многих в зале спектакль вызвал массу эмоций, и это действительно было до мурашек по коже. Всем: и взрослым, и молодежи – было очень тяжело воспринимать ту страшную реальность, которая случилась в Казахстане ровно 90 лет назад.

«Тасжурек» (в прямом переводе на русский язык «Каменное сердце») на самом деле несет куда большую философско-психологическую нагрузку – это трагедия всего казахского народа на примере одной семьи из трех человек. Голод, который обрушился на мирных людей с привычным многовековым укладом жизни в результате всеобщей коллективизации и насильственного отъема домашнего скота и пастбищных земель, привел к необратимым последствиям. Те, кто успел эмигрировать, осели в Китае, Монголии, Иране или в Турции, те, кто остался, был вынужден скитаться и искать еду. Жертвами этой небывалой доселе трагедии, судя по разным источникам, стали от 1 до 2,5 миллиона человек, или до 40 % всего казахского народа. Люди гибли целыми семьями и даже аулами.

– Мы изучили массу самых разных данных, находящихся в свободном доступе. Голод, вызванный коллективизацией,  длился несколько лет, но самый пик его пришелся как раз на 1932 год. Сейчас у нас есть и хлеб, и масло, а тогда даже за горсть зерна могли расстрелять. Мне трудно все описать и передать словами. У нас даже пьесы не было, мы взяли за основу материалы из произведений Мухтара Магауина, Турысбека Саукетаева и публикаций журналиста Фатимы Забуракызы. Хочу поблагодарить всех артистов, музыкантов, всех тех людей, кто был задействован в процессе создания этого спектакля, – сказал молодой режиссер Жангельды Садыков.


Эту трагедию в казахской степи успели прозвать «апокалипсисом выжженной земли». К большому сожалению, документальных свидетельств почти не осталось, точнее, все материалы, касавшиеся масштабной катастрофы, были планомерно уничтожены. Иными словами, советская власть сделала все, чтобы стереть эти мрачные страницы из истории целого народа.


Особую ауру действию на сцене Аймауытовского театра и помощь восприятию происходящего придала виртуозная игра на древнем кобызе Раушан Нагишпаевой.

Она весь спектакль находилась на сцене вместе с главными героями. Для профессионального музыканта оркестра им.Рустембека Омарова это был первый опыт участия в театральной постановке. Помимо всем известных кюев она впервые представила и фрагменты своих собственных произведений.

– Когда мне в первый раз позвонили, я думала, что-то кто шутит, что это розыгрыш. О каком театре может идти речь, если я музыкант? Потом, когда уже пришла в театр, думала, запишут мою игру на кобызе, или я буду выступать всего несколько минут и уйду. А в итоге, считайте, мне и моему инструменту отвели целую роль.

По оригинальной режиссерской задумке мы были органично вписаны в происходящее на сцене. Во время репетиций, когда шли генеральные прогоны, я не могла сдержать слез. То, что пережил наш народ, это просто ужасно и слишком больно для моего сердца, – поделилась своим впечатлением Раушан Нагишпаева.

Могилки детей погибших от голода

Главные роли – главы семейства и его супруги – исполнили известные артисты Руслан Ныгманов и Бахаргуль Курбанова, а образ их сына-подростка примерил на себя еще совсем молодой театральный артист Рахат Жумаханов.

Декорациями к спектаклю стали старое высохшее дерево, такой же высохший колодец, двухколесная арба и каменные балбалы. По задумке режиссера-постановщика «этот спектакль важно слушать и слышать, а все остальное второстепенно». Из зала люди выходили молча, а некоторые с мокрыми от слез глазами. В фойе театра режиссер организовал небольшой показ фотографий тех лет. Их немного, но они только усиливают осознание того, что произошло в Казахстане в 20–30-х годах прошлого столетия. Ведь голод задел каждую казахстанскую семью, и здесь речь идет не только о казахах, а о всем населении республики.