Пятница, 26 апреля
Меню

Забвению не подлежит

  • Ирина Ковалёва
  • 1005
Забвению не подлежит
фото автора

В павильоне дома-музея Дмитрия Багаева ко Дню Победы открыли фотовыставку «Будем помнить» итальянского автора Татьяны Алексенко. 28 работ, отобранные из множества отснятых за 12 лет кадров, – снимки различных мест Европы, связанных с трагическими событиями Второй мировой войны. У них разное географическое положение, историческое прошлое, свои характерные черты. Но память общая.

Кадры потрясают. Бухенвальд, Дахау, Рисьера ди Сан Сабба, Хатынь, Брестская крепость, Рейхстаг и другие точки на карте мира. Главный снимок выставки – монумент «Мужество» в Брестской крепости. Воин на фоне знамени снят с непривычного, малоизвестного ракурса. Еще один памятник комплекса, посвященного героизму малочисленного гарнизона советских бойцов, принявшего первый удар гитлеровцев, – огромный монумент «Жажда». Он рассказывает о защитниках крепости, их семьях, державших оборону в жесточайшей осаде. Рискуя жизнью, под обстрелами, воду ночью набирали из маленькой речушки в солдатские каски. Возвращались не все.

Жажда. Брестская крепость

– Хатынь я фотографировала 4 года назад, концлагерь Дахау – 12 лет назад, а Бухенвальд – в прошлом году. Накопилось много фотоматериала, и мне захотелось его показать  ко Дню Победы, – рассказывает автор выставки Татьяна Алексенко. – Я выбрала самые запомнившиеся моменты. Когда мы приехали в Хатынь, налетели черные тяжелые тучи. Гид, рассказывавшая нам о сожженных деревнях за то, что жители не выдали врагу партизан, плакала… А дождь прошел стороной. Но фотографии отразили настроение.

На снимках – крематорий в концлагере Бухенвальд в Германии, а рядом – зоопарк… Тут были заключенные, проводились бесчеловечные опыты, а за забором – жены эсэсовцев ходили в зоопарк кормить зверей, – рассказывает Татьяна Алексенко.

– Это страшный психологический прием со стороны СС, тоже, можно сказать, пытки, – продолжает тему фотограф. – На территории Бухенвальда мало что уцелело, но зоопарк специально сохранили. Что еще меня поразило: Бухенвальд, с немецкого «буковый лес» – очень красивая местность, любимое место поэта Гете. В центре концлагеря, для которого вырубили буковый лес, остался его любимый старый дуб, под ним Гете когда-то и писал стихи. Потом дуб сгорел. Шикарные пейзажи: холм, с которого открывается прекрасный вид на другие холмы и равнины. И это тоже была пытка для узников концлагеря, вид на эту красоту и свободу.


Документальная фотография призвана творить историю. Снимки отображают всевозможные события без прикрас, становятся бесспорными доказательствами. Тысячи людей бесследно исчезли в стенах концлагерей. А у стен крепостей гремели ожесточенные бои, в схватках с врагом были проявлены особая стойкость и небывалое мужество. «Будем помнить» – дань памяти погибшим и выжившим. Экспозиция также посвящена родителям автора, всегда поддерживающим ее творческие идеи.

Брестская крепость

Фотожурналист, переводчик Татьяна Алексенко родилась в Павлодаре. Сейчас живет и работает в Италии. Член Союза журналистов РК, член фотоклуба «Орион». Член FIAF (Итальянская федерация фотографов и фотоассоциаций), FISAR, QazaqGeography. С 2014-го по 2016 год – президент Ассоциации ALA (организатор Фестиваля фильмов об искусстве AsoloArtFilmFestival). C 2016 года – президент культурной ассоциации GhepArt. Автор методического пособия «Фотография как инструмент развития речи» (на итальянском языке). Создатель собственного арт-проекта «Французский сон» в Италии в 2016 году. Сотрудничает со многими итальянскими, российскими и казахстанскими изданиями. Куратор и участник многочисленных коллективных и персональных выставок, арт-проектов, биеннале в Казахстане, России, Италии, Германии, Таиланде и т. д.

Концлагерь Дахау

– Работы сняты в разные годы и в разных странах – видно, что это очень большой труд, – отметил на вернисаже директор Павлодарского дома географии, председатель областного филиала Союза журналистов Казахстана Александр Вервекин. – Война – не только линия фронта, где сталкивались вооруженные силы.

Это концлагеря, особой судьбы тыл, семьи… Есть выставки, которые доставляют эстетическое удовольствие, расслабление, отдых. И есть те, на которых совершенно другие чувства. И логика в этом есть. 9 Мая – время вспомнить тех, кто погиб. Тех, благодаря кому мы живы.

«Будем помнить!» – пятая персональная выставка Татьяны Алексенко в Павлодаре. И уже вторая – в Мемориальном доме-музее Д. П. Багаева. Предыдущая документальная экспозиция «Партизанскими тропами» в багаевском доме в 2017 году тоже была посвящена памяти Второй мировой войны. Напоминание о судьбе многочисленных солдат из Казахстана и всего бывшего СССР, которые в годы Второй мировой войны сражались на территории Северо-Восточной Италии и Словении.


– Рад, что не забываете свой родной Павлодар, привозите свои работы, выставки. Я очень впечатлен, – говорит командир поисково-исследовательского отряда «Майдан жолы» Александр Шитов. – В этих кадрах заложены сильные эмоции.

Именно через творчество нужно воспитывать детей, чтобы они стремились к миру, и такие трагедии больше не происходили. В свои поисковые экспедиции мы тоже берем школьников и студентов, чтобы они видели те места. И Беларусь, которая есть на снимках, тоже есть в планах нашего отряда, мы еще там не были.

Отряд «Майдан жолы» не только занимается поиском без вести пропавших солдат и офицеров, но и устанавливает памятники на местах сражений воинов-казахстанцев. В задачу отряда также входит реконструкция братских захоронений.

Трептов-парк. Берлин

– Хорошо, что молодые помнят. Татьяна Алексенко старается донести этими фотографиями свое неравнодушие, – говорит член фотоклуба «Орион» Татьяна Берендеева. – Проходит время, люди забывают. Это уже где-то далеко, нас не касается, мы этого не видим. Но у каждого в семье есть погибшие. Большая благодарность, что молодежь все помнит. Чтобы не было больше этих ужасов. Такие люди спасут мир от войны.

Из Трептов-парка, где похоронены 7200 павших при взятии Берлина солдат, – снимки бронзовой скульптуры воина-освободителя. Прототип – сержант Николай Масалов, 30 апреля 1945 года спасший из-под пулеметного огня трехлетнюю немецкую девочку.

На воротах Бухенвальда надпись – «Каждому свое». А в Дахау – «Работа делает свободным». Пара снимков – из сохранившегося в Италии концлагеря Рисьера ди Сан Сабба. Из концлагеря Дахау для выставки выбрано одно фото – крематорий и печи. Одна фотография из Рейхстага с надписью воинов-победителей. В 60-х стены прикрыли, и только в 90-х после ремонта часть надписей решили открыть. Само здание сохранилось в виде основы – внутри все современное, работы известного архитектора Нормана Фостера.

Мужество. Брестская крепость.

– В Бухенвальде сохранилась большая тележка, на которой перевозили тела узников. Жуткое впечатление, – признается Татьяна Алексенко. – Брестская крепость для меня прочувствована из-за прочитанных книг, просмотренных фильмов. Но самое шокирующее впечатление – газовая камера в Дахау.

отография была снята, но не включена в экспозицию. Сейчас во время экскурсии туда можно заходить, все увидеть своими глазами, ощутить. Там понимаешь, в каком ты месте, где погибло столько людей. Страшно, что ужасающее бесчеловечие существует, и это происходило не так давно. И в современном мире не исчезло полностью. Многие уже не помнят… Я считаю, что во всех этих местах, как бы сейчас ни говорили об этом, нельзя сносить оставленные временем и событиями следы.

Люди растут разными, считает Татьяна Алексенко. Но, может быть, у кого-то благодаря посещению таких мемориалов промелькнет и останется что-то внутри. То, чего нельзя забывать.