Суббота, 27 апреля
Меню

Земляки за рубежом: «Мы все дни не находили себе места»

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 838
Земляки за рубежом: «Мы все дни не находили себе места»
фото из открытых источников

Новости о трагических событиях и попытке государственного переворота быстро облетели весь мир. Если одни иностранные СМИ объективно и дозированно подавали поступающую информацию, без страшных картин крови и издевательств над людьми, то привыкшие к скандалам и резонансам редакции, в том числе многие блогеры, буквально смаковали подробности трагедии в Казахстане и бесстыдно переделывали для поднятия собственного рейтинга извращенные донельзя сообщения, превращая все это в нечто еще более жуткое и ужасное. Об этом в том числе рассказали наши земляки, которые сейчас живут, учатся или работают в разных странах мира.

Ксения Сухонос, логист (Израиль, г. Рамле)

– С самого начала тревожных событий мы с супругом пристально следили за происходящим: было тяжело смотреть, как мирный митинг перерос в беспредел. Не хочется верить в то, что такая трагедия произошла в нашей стране. Я с ужасом смотрела новости и плакала от увиденного. Когда появилась информация об убитых соотечественниках, сомнений не осталось – мирные граждане не способны на подобное зверство! Пугало отсутствие связи. Знакомые казахстанцы, проживающие за границей, и те, кто утратил гражданство и много лет живет за пределами настоящей Родины, не могли поверить в произошедшее. В Казахстане остались близкие люди, родные, друзья, одноклассники, бывшие коллеги и соседи. Все очень переживали. На мой взгляд, во всей ситуации особого внимания заслуживает позиция президента Токаева. С первых дней митинга он пытался решить все вопросы мирным путем. Трезво оценивая обстановку и надвигающуюся угрозу, своевременно обратился к странам – участницам ОДКБ. Поражаюсь стойкости защитников и соболезную семьям погибших. Это невосполнимая утрата для всей нашей страны… Мы все очень надеемся, что в ближайшее время наш Казахстан восстановится и вернется к мирной жизни! Я родилась в селе Таволжан Успенского района и являюсь гражданкой Казахстана. В Израиле с июля 2018 года. Так вышло, нужно было воссоединение с супругом – ныне гражданином Израиля. Он бухарский еврей и тоже до 12 лет проживал в Казахстане. Он сильно переживал за свой родной Талдыкорган, а я за всю страну, и Павлодар особенно. До начала пандемии мы часто прилетали, последний раз были в октябре 2019 года. Купили билеты на май 2020 года, но в связи с ограничениями по коронавирусу пришлось от поездки отказаться. Очень скучаем. Спасает чай по-казахски с молоком и музыка «Улытау». Слежу за всеми новостями в стране и в Павлодаре. Хочу поблагодарить павлодарских журналистов, кого знаю давно, за ваш труд, вы находились в эпицентре событий, подвергая жизнь опасности. И делали это, чтобы мы могли увидеть эти кадры, а не слушать ложные данные. Узнаем правду с ваших страниц в соцсетях. Тяжело было смотреть, как мирный митинг в самом сердце нашего родного города у памятника великому Абаю перерос в беспредел! Не хочется верить в то, что там звучали взрывы светошумовых гранат. И никак не хочется верить, не можется, что такая трагедия произошла в нашей стране.

Дана Нуржан, тележурналист (Россия, Москва)

– Я родилась и прожила в нашем прекрасном Павлодаре все детство и юность. По работе нахожусь в Москве. В эти тяжелые дни мы старались освещать, как сплотились казахстанцы для поддержки друг друга. Наши соотечественники в Москве создавали группы в соцсетях, чтобы оперативно помогать тем, кто оказался в сложной ситуации: помогали едой и жильем пассажирам отмененных авиарейсов в Казахстан. Все эти дни я переживала за родных и друзей, которые живут в моем родном городе. Успокаивало, что в Павлодаре удалось избежать уличных беспорядков. Полагалась на информацию, которую дают официальные источники и павлодарские журналисты с места событий. Я считаю, во время таких стрессовых испытаний крайне важно, чтобы каждый из нас не паниковал, не распространял фейки от неизвестных источников и не поддавался провокациям. Надеюсь, что черные дни для нашей страны позади, и такой кризис станет триггером для решения назревших в обществе проблем.

Елена Нефф, пенсионерка (Беларусь, г. Брест)

– Сейчас, когда уже более или менее стих накал событий, можно что-то сказать. Очень важно, что вернулся интернет, появилась возможность общения! Все эти дни начинались одинаково: просыпаешься и хватаешься за телефон, смотришь, может, кто прорвался в Сеть, смотришь любое сообщение, потом в этой каше «а-ля блогеров», псевдополитологов пытаешься разобраться, сопоставить и что-то понять. Ничего не получается, политологи, оказывается, так плохо знают  нашу страну. Они несли и несут полную чушь и ерунду и противоречат сами себе в каждом предложении… Представляете, какое мнение было у белорусов?… Пик событий пришелся на праздник Рождества, все ходят к друг другу в гости, и в каждой компании разговор только про Казахстан, тем более, что сами недавно переживали то же самое. Вопросов было очень много, все соседи каждое утро спрашивали, есть ли какие новости, хотели узнать мнение людей, а не официальные сообщения. Все мои знакомые, друзья, родственники постоянно были в контакте друг с другом, делились каждой инфой, я попросила всех не пересылать ссылки из Ютуба, а только то, что пишут о событиях их друзья. Шестого января мой сын Саша увидел в группе дальнобойщиков, что на границе стоит машина с казахскими номерами, и что у водителя кончились деньги, ему не могут их скинуть, нет связи. Тут же белорусы собрали продукты и поехали к нему на помощь. События 2020 года, по моему мнению, сильно разделили общество в Республике Беларусь, сейчас уже это сгладилось, я думаю, что в Казахстане это не так. Разговаривала со многими, причем казахи и русские говорят одинаково, и я с ними солидарна: до конца ничего еще не понятно, и чем больше будут появляться фейки и ложные данные, тем больше будет кривотолков и суждений. Власти желаю только одного: если действительно что-то хотят изменить в стране, то честно и открыто, потому что нельзя обманывать людей, а народ у нас не дурак. Казахстанцы – умные, талантливые и одаренные нашей степной природой люди, они добродушные, гостеприимные и очень открытые. Поэтому власти придется максимально постараться, чтобы все это быстрее закончилось и наступило настоящее благополучие для простого народа. И это, кстати, сейчас  касается всех стран СНГ.

Артем Кохан, телевизионный оператор (США, Вашингтон)

– Очень сильно переживали за Родину. В первые часы, когда читал новости из Казахстана, я не мог поверить своим глазам. Митинги. Беспорядки. Мародерство. Стрельба на улицах. Убийства граждан. И все это в моем Казахстане?! Когда читаешь подобные новости из других стран, это одно, но когда это касается лично тебя и твоих близких – совершенно другое чувство. Будто теряешь почву под ногами, и каждая новость о захвате объектов, поджогах и выстрелах отдается болью в сердце. Я очень надеюсь, я верю в силу и единство казахстанцев. Я хочу, чтобы произошедшее (происходящее?) с нами было большим уроком, я хочу, чтобы всем стало ясно, что насилие – это не выход. Революция требует жертв, и история показывает, что в конечном итоге это тупик и новая революция. Нам нужна революция в сознании людей. Когда каждый гражданин понимает, что жизненно важно следовать закону, начать с себя и не порождать по крупицам коррупцию, «решая вопрос», власть должна слушать и слышать население. Когда будет прямой диалог, а не директивы сверху, тогда будет прогресс. Никогда не поздно одуматься и начать новую жизнь. Это можно сделать уже сегодня. Я верю в нас, и я по-прежнему казахстанец, несмотря на расстояние. Я очень люблю нашу Родину, люблю наших людей!

Александр Мошков, моряк (Россия, Г. Севастополь)

– Я родился и вырос в Курчатове, это хоть и относится к Восточно-Казахстанской области, но территориально по карте – это Павлодарское Прииртышье. И он всегда был рядом и остается близок моему сердцу. Сейчас многие страны испытывают экономические потрясения, вызванные пандемией коронавируса, а Казахстан еще и столкнулся с небывалой трагедией, атакой разного рода бандитов и маргинальных личностей. Такого не было за всю свою историю независимости страны. Я был в шоке от всего, и до сих пор еще отхожу. Захватчики работали слаженно и организованно, были хорошо вооружены и высокомотивированы. Глубоко соболезную родным и близким всех погибших людей. Думаю, благодаря именно решительности и мудрости президента и неоценимой помощи стран ОДКБ ситуацию удалось переломить и взять под полный контроль. Желаю всем сплотиться вокруг президента, поддержать его реформы и строить Казахстан, в основе которого будет заложено инфраструктурное развитие, рост производственных мощностей, инновации и создание крепкого экономического, военного и культурного союза с самыми близкими братскими народами и странами. Всех благ, мира, согласия и процветания! Все будет хорошо!

Тая Ртищева, продюсер (Канада, г. Виннипег, провинция Манитоба)

– 27 декабря, когда я садилась в самолет рейсом Нур-Султан – Франкфурт – Торонто, ничего не предвещало событий, случившихся неделей позже в Казахстане. И тут о нашей стране заговорили во всех СМИ Запада и соцсетях. К моменту, когда жители Казахстана лишились доступа к интернету, о том, что происходит в самой мирной стране Центральной Азии, уже знал, казалось, каждый канадец. «Канадские» казахстанцы, соотечественники, испытали шок, когда не смогли дозвониться родным в Казахстане, потеряли доступ к казахстанским банковским и государственным услугам онлайн. Активисты вышли с казахстанскими флагами к главным зданиям канадских городов, чтобы выразить свою поддержку народу Казахстана и выступить против любых форм насилия. Соотечественники из всех уголков Канады делятся словами соболезнования в соцсетях, предлагают посильную помощь казахстанцам. Казахстанская коммьюнити в Канаде – это мультикультурное сообщество: казахи, русские, украинцы, белорусы, корейцы и другие. Нас объединяет общая родина, менталитет, знание казахских традиций, национальные праздники, желание жить в мире, согласии, помогать друг другу, как мы это делали на протяжении веков в Казахстане. Пусть все будет хорошо в нашей стране, пусть больше такого никогда не случится.


Мнения выслушал Илья Отрада