Суббота, 27 апреля
Меню

Сердце музея

  • Ирина Ковалёва
  • 1239
Сердце музея
Антонина Бибина. фото из архива Павлодарского областного художественного музея

В мае музейщики отмечают сразу два профессиональных праздника. 18 мая – Международный день музеев. А следом, 21 мая – День работников культуры и искусства в Казахстане. Со смягчением карантинных мер музей возобновляет свою работу. Правда, пока без посетителей. Святая святых музея – его фонды. Самая закрытая и таинственная, но и самая главная часть хранилища сокровищ искусства живет своей жизнью и по своим законам. О невидимой для зрителей части работы храма искусства рассказывают павлодарские музейщики со стажем работы в несколько десятилетий.

Антонина Илларионовна Бибина. Сведения – из новой книги, в которой собраны научные музейные статьи. Антонина Бибина родилась в 1947 году. Хранитель фондов Павлодарского областного художественного музея. Имеет многолетний опыт работы в секторе учета произведений музейной коллекции. Составитель научных каталогов, издаваемых в музее.
Сектор учета – это самая основная функция работы фондов музея, говорят специалисты. Фонды – самое главное для музея, а сектор учета – его сердце. То звено, вокруг которого оформляется вся работа.
Работы поступили, их нужно правильно оформить, описать. Надо сделать так, чтобы каждая работа никогда не потерялась. Как раз этим уже полвека занимается Антонина Илларионовна Бибина. Работа кропотливая. Нужно быть грамотным, аккуратным и очень вовлеченным. Необходимы характер, личные качества, отмечают сами музейщики.
– Я в музее уже 50 лет, – рассказывает Антонина Илларионовна Бибина. – Почти с самого начала тут, работала со всеми директорами музея. Тогда музей располагался в здание по улице 1 Мая. Мне было 19 лет, устроилась на должность секретаря. Вела документацию. А когда музей переехал в новое, нынешнее здание, меня назначили заведующей сектором учета. Мой муж – художник Александр Бибин. Он меня научил всему. И я считала, что неплохо разбираюсь в искусстве. Мне было 19 лет, когда мы познакомились в художественных мастерских, где я работала ранее в бухгалтерии. Он как раз окончил училище и переехал в Павлодар.
Вся жизнь Антонины Бибиной посвящена искусству. Она – жена художника, его вдохновительница. Трудовой путь связан с произведениями изобразительного искусства в музее. Это знакомство и с работами известных мастеров, и личное общение со многими художниками.
– Меня поразила поездка в Сенеж, – говорит о творческих встречах с художниками Антонина Бибина. – Муж всегда брал меня с собой в поездки. Было очень много знаменитых художников! Из Казахстана приезжали Табиев, Сидоркин, Айтбаев. Казахстанцы собирались вместе. Сейчас это называют мастер-классами, очень плодотворное общение. Я была молодая, мне было очень интересно с ними общаться. Это очень умные люди. В основном говорили об искусстве. А все павлодарские художники собирались у нас дома. И не только павлодарские. Из Караганды приезжали, из Узбекистана, из Армении, из Москвы и Ленинграда – все бывали у нас в гостях.

Рассказывая о работе в фондах музея, Антонина Илларионовна поясняет: дело это кропотливое и сложное. Эта работа скрыта от зрителей. Но от нее зависит очень многое.
– Правила каталогизации и учета есть в инструкции. Просто при этой работе нужно быть более внимательным – ко всему абсолютно, – уточняет Бибина. – Мы начинаем с карточки научного описания. Пишем данные художника, откуда он, название работы, каким способом она поступила и т. д. Если это подарок, то должно быть соответствующее письмо. И фотография. А потом акты. А потом инвентарные книги. Книги поступлений, где все запротоколировано. Здесь ошибаться нельзя.
Ценности культуры, в том числе, не надо забывать, что и материальные, подлежат строгому учету. В общем, «сдал-принял, опись-протокол», все как положено. Искусство выглядит еще и вот так – это его паспорт. В книгах один почерк сменяет другой. Вот рука Ксении Величко, когда она была хранителем фондов. А вот уже пишет Бибина.
Муза художника, Антонина Илларионовна составляла и карточки на работы своего супруга Александра Бибина. Работы, поступавшие в музей, оформлялись так же, как и все остальные.
– На всех его картинах все написано точно и подробно, как положено: фамилия, имя, отчество, год рождения, город, название работы, техника, размер. И это не из-за моей работы в музее. Он всегда очень критично относился к себе, – отмечает Антонина Илларионовна. – Его нет уже 10 лет. Но до сих пор работы восхищают зрителей. Поражают в его живописи и цвет, и тема, и манера.
В прошлом году к 80-юбилею художника Александра Бибина параллельно прошли лекции к выставке – в Павлодаре и в столице Казахстана. Отзывы были очень хорошие. Причем не только от зрителей, но и от художников, искусствоведов.

Елена Викторовна Дубовая. Родилась в 1957 году. Искусствовед, главный хранитель фондов музея. Окончила Санкт-Петербургский государственный академический институт имени Репина. Занимается комплектованием и изучением музейного фонда. Член Союза художников РК с 2006 года.
– После того как окончила филфак пединститут, сразу хотела прийти в музей. Но школа «затянула», пока я не сделала первый выпуск, – вспоминает Елена Дубовая. – Но еще до этого думала, что нужно второе высшее образование. Пришла в музей в январе 1985 года. Меня привел за руку художник Ипполит Ипполитович Виноградов, мы были лично знакомы. Директором музея была Людмила Афанасьевна Кузнецова. Меня сразу же посадили в фонды. Галина Павловна Шестопалова была тогда главным хранителем. Потом меня директор музея отправила на курсы экскурсоводов. Полгода по вечерам я ходила на лекции Соколкина.
На вопрос о первом впечатлении от работы в храме искусства Елена Викторовна отвечает: не было никакого впечатления. Ворох бумаг и карточки. Богатства фондов поглотили позже.
– А вот потом уже были впечатления – я тогда поступала, и ходила в библиотеку, и читала грабарские «кирпичи», переписывала что-то. И еще – просила разрешения, залезала в фонды, изучала их. Это были мои университеты, – говорит Елена Викторовна. – Брала стремянку и взбиралась наверх, смотрела графику, живопись. Но до сих пор есть прогалы. Я сейчас делала полную топографию в цветных фотографиях всего хранения. Насчитала 507 штук. И из них 10 процентов я в первый раз вижу. Хотя бывает, работы забываются. Ведь в фонде с ними каждый день надо работать. У нас хоть и тяжелые условия хранения. Но когда выдвинешь, полюбуешься на работу, опишешь, статью про нее напишешь, – тогда точно о ней узнаешь все-все.

Ольга Витальевна Пашко. Родилась в 1967 году. Заместитель руководителя музея. Член Союза художников РК с 2016 года. В 1989 году окончила Павлодарский педагогический институт. Занимается исследованием коллекции музея и творчества павлодарских художников. Куратор различных выставок, молодежных и детских проектов. Ведет научную, просветительскую, издательскую работу.
– Я училась в художественной школе, и для меня изобразительное искусство важно, – говорит Ольга Пашко. – Немного работала в дизайн-бюро. А потом почему-то во сне стала видеть, как веду экскурсии. Но просто так попасть в художественный музей на работу было нереально. Меня в музей привела в 1997 году Оксана Мощицкая, с которой мы дружили и которая уже тут работала. И, когда появилась вакансия, меня взяли. А через неделю Елена Викторовна Дубовая отправила меня вести экскурсию. Та выставка была великолепной – украинская керамика, стекло, декоративно-прикладное искусство, живопись и графика в большом зале!
Впрочем, рассказывая о музейных буднях, Ольга Пашко отмечает: работа – это не одно направление деятельности. Здесь огромный спектр тех вещей, много зависит от самого человека, от широты его кругозора.
– Сейчас этот кругозор у молодежи заметно отличается, – считает Пашко. – А тогда, при становлении художественного музея, было работать и сложно, и интересно. Например, Антонине Илларионовне в первые годы приходилось все делать впервые. Ведь у нас в Павлодаре был первый областной музей в Казахстане. И в целом – второй после Кастеевского. Учились и у музея Кастеева, и у Эрмитажа, и у Третьяковской галереи. Были знакомства, единая сфера общения, поэтому у нас такой богатый фонд в плане имен, разностороннего наполнения, различных направлений графики, живописи и т. д. Но многое нужно было решать самим, создавать на своем уровне. Это были первопроходцы.

Музей во время новой реальности
Сегодня музей продолжает работу, в основном научную фондовую, она идет своим чередом. Для зрителя музей пока закрыт. Точнее сказать, экспозиции перенесены в виртуальное пространство.
– Сейчас мы ведем работу для публики онлайн, – говорит Ольга Пашко. – Карантин дал нам почувствовать значимость интернета в музейной деятельности. Наши страницы в соцсетях пользуются популярностью. И действительно, информация распространяется быстрее. И если раньше мы считали первоочередным каналы телевидения и печатной прессы, то сейчас к ним присоединились и соцсети. И все же мы считаем, что внешняя развлекательная сторона идет строго после научно-исследовательской деятельности музея. Когда к статусу музея у высокого руководства министерств будет отношение именно как к научному институту, тогда он будет развиваться.
В дни празднования 75-летия Победы на сайте «Память народа» музейщики отследили фронтовой путь художников Виноградова, Колмогорова и Лагутина. Также есть информация об их боевых наградах. Скриншоты с архивными бланками теперь также займут место в коллекции музея – в разделе с досье на павлодарских художников.
Русский музей объявил арт-марафон «Художники и война». Со всех сотрудничающих с проектом музеев были отправлены материалы. От Казахстана через музей Усть-Каменогорска были высланы и две статьи о павлодарских художниках. Текст читала Ольга Пашко, также представили фотографии художников и работ. Интересовали организаторов фронтовые рисунки. Но наш художник Михаил Колмогоров никогда о войне не говорил. Его живопись и акварели были жизнеутверждающими. Арт-марафон длился несколько часов. С помощью LED-экранов и колонок сюжеты транслировали для публики. В дни масштабного празднования юбилейного праздника Победы 10 и 11 мая рассказ о профессиональном художнике, участнике войны Михаиле Колмогорове звучал на Дворцовой площади.
Окончание материала – в следующем выпуске.