Волна балканского безудержного веселья, как фильмах Эмира Кустурицы, прокатилась по пяти городам Казахстана. Здесь прошли представления весьма необычной музыкальной группы «GankinoCircus» из маленького немецкого городка Дитенхофен. «Циркачи» выступили на 15-летии Гёте-Института-Казахстан перед студентами Центров по изучению немецкого языка в Караганде, Усть-Каменогорске, Павлодаре, Астане, Кустанае, завершив своё турне в киргизском Бишкеке. Мне удалось поговорить с музыкантами после их павлодарского концерта. Видео выступления смотрите внизу статьи.
«Gankino Circus» — в этом названии весь смысл группы. Ганкино хоро – весёлый болгарский народный танец и аналогичная музыка, сыгранная в размере 11/8. А Циркус – это, собственно, цирк, представление. Вот их рецепт успеха у публики разных стран и народов: возьмите балканский бит в духе Горана Бреговича, добавьте немного панк-рока и ямайского Ска, гитару в манере Джанго Рейнхардта, игравшего «цыганский джаз» и приправьте всё это франконской народной музыкой, финским фольклором, еврейским клезмером, шумовым авангардом, гэгами и репризами бродячего цирка.
Глядя на выступление «Gankino Circus» невозможно сказать, кто из музыкантов является фронтменом группы – все поют, у всех есть свои сольные номера, каждый настолько ярок, что заслуживает отдельного описания.
Самый шумный и заводной в группе – Йоханнес Зенс – безумный барабанщик, перкуссионист и вокалист. Он пришёл в музыку из футбола, поэтому играет с немалой долей агрессии. В отличие от других ударников он постоянно перемещается по сцене и выступает в роли конферансье. В гастрольный райдер группы помимо ударной установки и ксилофона, которые должны были достать организаторы концерта, Йоханнес вписал перуанский кахон – ударный инструмент в виде деревянного ящика.
Барабаны и ксилофон музыкантам предоставил павлодарский музыкальный колледж, а экзотического кахона во всём городе не нашлось, пришлось покупать его в Алматы. После концерта в знак благодарности кахон достался колледжу. Йоханнес Зенс пользуется минимальным набором ударных – басовая бочка, рабочий барабан и малая тарелка. Но из этого минимума он способен извлечь максимум зажигательных ритмов – от сложнейших брейкбитов, до сверхскоростных бласт-битов, долбя со скоростью 400 ударов в минуту.
Бородатый и волосатый Максимилиан Эдер – мультиинструменталист. Он играет на аккордеоне, ксилофоне, ударных (даже шурша по ним своей бородой), а также поёт финские народные песни. В родном Дитенхофене он участвует в церковных службах, после которых раздаёт прихожанам финские народные блюда.
Симон Шорнданнер – сын местного врача и дамский угодник. Играет на саксофоне, кларнете и исполняет основную часть песен группы. Поёт на франконском диалекте про Дитенхофен, о том, какое там хорошее пиво, колбасы и девочки. Ещё он бьёт чечётку. Правда, на самом деле ритм в это время отстукивает кастаньетами, отвернувшийся от публики Йоханнес Зенс. Во время этого номера Симона Шорнданнера представляют зрителям, как Карла-чечёточника.
И наконец – спикер группы, часто дающий интервью прессе – гитарист и вокалист Ральф Виланд. Он рассказал мне о группе и родном городе. Дитенхофен – это маленький городок в Северной Баварии. Его население – всего пять тысяч человек. Судя по гербу, на котором изображён мужчина, играющий на какой-то длинной дудке, у города давние музыкальные традиции. Немудрено, что четвёрка из Дитенхофена знала друг друга с малых лет.
— Ральф, ваша группа напоминает компанию старых друзей. Сколько лет вы играете вместе, и как появилась ваша группа?
— Вместе мы играем уже семь лет. Однажды мы решили провести совместный отпуск во Франции, который собирались профинансировать уличной музыкой. И так у нас классно получалось, что мы стали выступать не только на улице и в трактирах, но и на сцене.
— Самое необычное место, где вы выступали?
— В кемпинге во Франции.
— Вы профессиональные музыканты?
— Кто-то учился в музыкальной школе, кто-то сам.
— Вы частенько играете балканские мелодии, с чем это связано?
— Когда мы только организовывались как группа, много путешествовали по Балканам. Нам очень нравится фольклорная музыка, поэтому балканские мелодии и напевы стали частью нашего репертуара.
— В каких странах вы гастролировали?
— Мы были в Швеции, Австрии, Венгрии, Сербии, Болгарии, Украине. Казахстан – самая дальняя страна, которую мы посетили.
— Кто ваши постоянные слушатели, и есть ли у вас в Германии фан-клуб?
— Сегодня в Павлодаре, как раз была наша обычная аудитория – нас слушают и молодые, и взрослые, и пожилые люди. Особенно много поклонников в южной Германии.
— Вы играете на множестве разных инструментов. Что ещё есть в вашем арсенале?
— В Германии мы выступаем с банджо и бас-кларнетом.
— Вы играли джем-сейшены с казахстанскими музыкантами?
— К сожалению, график гастролей настолько плотный, что на это нет времени. А так мы совместно играли с музыкантами в Сербии и Украине.
— Во время концертов в зале идёт промо-торговля вашими дисками. Сейчас это новый альбом «Franconian Boogaloo». Вы помните, как был продан самый первый диск?
— Первый экземпляр нашего первого альбома мы продали как уличные музыканты на рыночной площади Ансбаха (городок в Баварии, — авт.). Деньги были сразу инвестированы в булочку с ливерным паштетом.
Фёдор КОВАЛЁВ, фото и видео автора, НЖ№20, 21.05.15