Menu

ПОТЕРЯНЫЕ МАНУФАКТУРЫ, ИЛИ КАКИЕ БОГАСТВА ХРАНИТ ДРЕВНЯЯ СТЕПЬ

ПОТЕРЯНЫЕ МАНУФАКТУРЫ, ИЛИ КАКИЕ БОГАСТВА ХРАНИТ ДРЕВНЯЯ СТЕПЬ

Ученые Margulan centre Павлодарского государственного педагогического университета смогли раскрыть еще одну тайну, которую много веков скрывал в себе уникальный артефакт. Речь идет о шелковом полотнище времен Золотой Орды. Уцелевшие в слоях земли фрагменты текстиля были найдены на месте древнего некрополя вблизи Экибастуза экспедицией во главе с известным археологом Тимуром Смагуловым еще в 2008 году. На ней была надпись арабской вязью, причем буквы были вышиты золотыми нитями. Позже смогли расшифровать, что же было написано на полотнище. Это стало большой сенсацией. И вот новое открытие. Приехавшая по специальному приглашению ПГПУ с Украины специалист по древним и средневековым тканям Татьяна Крупа установила происхождение артефакта. Это дало возможность расширить горизонты представлений о торгово-экономической, социально-бытовой и даже военно-политической жизни на территории Павлодарского Прииртышья в те далекие времена. Сейчас она работает еще над целым рядом уникальных артефактов. Нам удалось встретиться с Татьяной Николаевной непосредственно во время исследований и узнать немало интересных данных.

ТАЙНЫ АУЛИЕКОЛЬСКОГО ПОЛОТНИЩА
- Полотнище было найдено в центральном погребении мавзолея в Аулиеколе. Старинная ткань с арабской надписью, причем в  хорошей сохранности, - это достаточно редкая и ценная находка для нас. Сегодня она уже экспонируется в Национальном музее истории Казахстана. Наш коллега Крым Алтынбеков смог провести реставрацию артефакта, а исследователи - расшифровать текст. Конечно, это достаточно большой труд, потому что это тончайшая работа, состоящая из многих маленьких и сложных деталей и процедур. Нужно было все расчистить, ничего не нарушив, не упустив, не потеряв, и, конечно, стояла задача  восстановить надпись. Текст, конечно, шокировал многих. Там написано, если не ошибаюсь: «Дар Султана Величайшему». То есть мы имеем дело с очень серьезным материалом. В конце июля, находясь в Нур-Султане, я специально заезжала в Национальный музей, посмотреть еще раз. Скажем так, навещала эту красоту. Крым Алтынбеков сделал консервацию, и благодаря этому сейчас полотнище может увидеть каждый посетитель Национального музея истории Казахстана. Я же отобрала микропробы на предмет посмотреть производство текстиля. Меня интересовало – откуда ж она родом? Ведь уже наличие самой арабской надписи с таким серьезным текстом говорит о том, что речь идет о подаренном статусном текстиле, - напомнила предысторию Татьяна Крупа.
Для начала известный специалист по древним и средневековым тканям провела растровую электронную микроскопию. К слову, до этого времени в Павлодаре подобными исследованиями среди историков мало кто занимался. Результаты этой работы на стадии подготовки для публикаций в научной литературе.
- Сейчас я могу точно сказать, что по типу золотых нитей, которые использовались в вышивке ткани, это Восточное Средиземноморье. Сама стилистика вышивки тоже соответствует Ближнему Востоку. То есть это дамасская работа. А с учетом того, что здесь фигурирует текст, что это подарок Султана, то, соответственно, это связано с мамлюкскими султанами и контактами их со степной знатью в среднем течении Иртыша. И если, допустим, с хронологией мы можем разобраться, то и можем понять, кто же мог быть из мамлюкских султанов дарителем? По нашим предположениям, это султаны, которые были следующими за Абу Бакром. То есть это период расцвета собственно мамлюкского султаната. А вот имя, кому был подарен такой статусный дар, и за что, - точно сказать пока сложно по той простой причине, что, к сожалению, в письменных источниках не сохранилось упоминание имени этого человека, и мы можем только догадываться. Конечно, возможно, в каких-то старинных архивах могут храниться какие-то данные, но мы этого пока знаем. Такие наградные подарки делались, безусловно, в первую очередь за военную помощь. А мы знаем, что мамлюки всегда сохраняли дружбу и тесный контакт с Великой степью, - отметила руководитель Международной научно-исследовательской лаборатории «Umai», открывшейся больше года назад при Margulan centre в рамках реализации программы «Рухани жангыру».
- Еще в одном погребении мои коллеги из Margulan centre обнаружили фрагменты такого же шелка, и тоже с вышивкой. Правда, они малюсенькие, наверное, размером с ноготок большого пальца человека. То есть, получается, там был не один ближневосточный предмет из текстиля. Может, это было связано с какими-то передвижениями войск, ведь войны-то велись, поэтому мы можем говорить о том, что кто-то из местной знати того времени получил большую награду за боевые заслуги и военную кампанию. Жаль, конечно, что мы пока не знаем его имени. Но если бы Тимур Смагулов со своей командой тогда тщательно не исследовал эту территорию, а он очень кропотливо работал несколько сезонов в этих местах, если бы они не нашли этот некрополь и этот текстиль, и он не уцелел, мы бы и этого не узнали. Потому что письменная история по этому периоду, к большому сожалению, мало сохранилась. Мы знаем только самые ключевые события, которые происходили в Золотой Орде в тот исторический период и которые запомнились какими-то масштабными и уникальным событиям. И сейчас задача - постараться по крупицам изучить тщательно эти артефакты, вернуть и воссоздать то, что в наших силах, - считает Крупа.


ЕЩЕ ДО ЧИНГИЗХАНА
Еще один уникальный предмет, с которым работают ученые Margulan centre, также был найден в Экибастузском районе, но уже на другом археологическом памятнике. Старинный женский головной убор обнаружили недалеко от села Щидерты.
- Датируется  погребение концом 13 - началом 14 века, то есть эпохой Золотой Орды. Но ввиду сохранности  текстиля видно, насколько он долго использовался в быту. Такие вещи очень дорого стоили всегда, и новыми их никогда не клали в погребения. Точно так же, как и оружие. Детали, которые от нее сохранились,  и тот женский убор, который у нас теперь есть, он имеет иконографические изображения. Они близки к головным уборам на половецкой части Юго-Восточной Европы, такие же вещи известны на моей родине - на Харьковщине на Украине. Поэтому я их очень тесно связываю. Дело в том, что наши половецкие балбалыи датируются не золотоордынским временем, и знаменитый историк С. Плетнева о них пишет, что они датируются 12-13 веком. Следовательно, этот женский головной убор с учетом сохранности, поношенности текстиля, с учетом всех других аспектов, пока мы назвали его «кимако-кипчакского типа», он не имел особенностей «бокки», и это 100%. Хотя был близок немного по конструкции. Он примерно на 100 лет старше погребения, в которое был положен. То есть это явно домонгольское время. И это большая удача для нас, потому что такой сохранности головных уборов у нас в мире, вообще под Солнцем, - неизвестно. Точнее, эта шапка - первая в своем роде, и уже потому уникальная, дает фактически все свои конструктивные особенности. Мы имеем в виду ткань и берестяную конструкцию, мы имеем в виду кожаные детали, которые показывают, как все это между собой фиксировалось, и я надеюсь, что нам удастся с Божьей помощью в новом музее, который будет открыт в Павлодаре, сделать реконструкцию этого головного убора. И каждый человек сможет увидеть не только знаменитую серебряную накладку, которая хранится в Павлодарском областном историко-краеведческом музее имени Г.Н.Потанина и которую все знают как «бокка», - увидеть и этот головной убор. Почему я говорю, что известный серебряный женский головной убор в музее - это не «бокка», потому, что это более ранний период. Это было до монгольского завоевания. Она тоже похожего типа, как у нас, из серебра, но не «бокка». Этот головной убор человека уже почтенного возраста, принадлежавшего к женщине уровня, полагаю, что гораздо выше среднего, достатка и положения в обществе. И серебро, видимо, определяло ее статус. Судя по всему, она была весьма уважаемая особа в местных широтах, - подчеркнула руководитель Международной научно-исследовательской лаборатории «Umai».



ИСТОРИЯ - ПО ЦВЕТУ РАСТЕНИЙ
В настоящее время Татьяна Крупа проводит консервацию артефактов, которые привезли со знаменитого памятника  в Карагандинской области. Их значимость для истории, по словам специалистов, также сложно переоценить.
- Мы заключили договор с археологом Айбаром Кисаналиным, это ученый, который исследует знаменитый памятник «Болган ана», он привез к нам в Павлодар материалы с раскопок женского погребения золотоордынского времени. Мы хорошо знаем, что это за памятник, он всем известен еще со времен Сатпаевско-Маргулановских времен. Это Улытау. Там же находится мавзолей Джучи-хана, это непростое место. На сегодня нами произведена первичная очистка, пластификация, и мы можем сказать, что имеем остатки сразу двух халатов. Нижний – это, скорее всего, красного цвета, и верхний – желтого. Причем с очень ярким материалом: красный халат – это золотая китайская парча, желтый – это ткань «камка» с декором из желтой парчи. Есть еще синяя парча, но я пока не готова сказать, откуда она, с какой части костюма. Так же есть остатки «бокки». В июне в Margulan centre приезжал наш коллега из Новосибирска Сергей Пилипенко. И вот мы с ним выяснили, что там есть фрагменты берестяных конструкций «бокки». В отличие от нашего головного убора из Щидерты Экибастузского района, в этом случае  это 100% «бокка». Наша задача – за полгода сделать консервацию, провести исследования, и если мы получим положительный результат в отношении кроя, а я думаю, что у нас уже есть такие возможности, то мы будем ставить вопрос о создании реконструкции это костюма, - поделилась планами ученый-реставратор.
По словам Татьяны Николаевны, этот памятник относится к кругу джучинских и чингизидских погребений, а датируется, по вероятности, второй половиной 13 – началом 14 веков.
- Костюм очень богатый. Там кожаные детали, обувь, но я пока с ним еще не работала. Мы узнаем крой халатов с косым подрезом, это знаменитые халаты, которые встречаются в иконографии того времени, что дает возможность представить моду того времени. И поможет расширить представление и об истории Казахстана и всей Золотой орды. Сохранность удовлетворительная. Как мы в таких случаях говорим, она стабильная, позволяет хорошо работать с материалом, не сильно загрязненная из-за условий погребения и не сильно деструктурирована, и это хорошо. Мы проводим химико-технологические исследования, часть их уже сделана, часть еще в процессе. Я беру микропробы, и в данном случае меня интересуют, например, красители. Красный халат – это марена красильная, очень распространенный краситель в то время. У нас существует масса материалов, окрашенных этим природным красителем. Причем парча не вышитая, а сотканная. Это китайское производство, потому что золотые нити дают такую картину. Думаю, что мы проведем еще растровую электронную микроскопию нитей и дополнительно что-то узнаем. Второй халат – это желтый краситель, но я пока не готова сказать, что это за вещество. Потому что желтых красителей в природе очень много. Я пока еще не вычленила то, что является желтым. И синий – индиго. То есть у нас встречаются стандартные для этой эпохи красители, и у нас характерные, по сути, для этой эпохи крой и хорошая сохранность. Все это позволяет в будущем говорить о реконструкции части костюма, - пояснила специалист по тканям.

НЕМОЙ СВИДЕТЕЛЬ
Специалисты подчеркивают особую роль текстиля в археологической науке, поэтому важно детально исследовать каждый кусочек тканей.
- Никогда нельзя говорить, что подобного рода находки – рядовые, они всегда очень ценные. А обусловлено это несколькими причинами, как мы уже сказали – сохранностью в самом погребении: ценен уже факт, что они дошли до наших дней, особенностями изъятия из слоев земли, но и дальнейшей работой с такими артефактами. То есть зависит, насколько бережно с ними обходились во время раскопок. А любой текстиль дополняет информацию и дает много данных. Да, мы знаем, есть золотоордынские халаты, найденные на территории Центральной Азии, в России, и на Украине в том числе, и я с ними имела счастье работать, но всегда важно изучать такой материал с учетом местности. А здесь еще и статус самого памятника очень высок, соответственно, это очень ценный для науки материал. Мне привезли две большие коробки с Улытау, с учетом, что это лежало конгломератом, - я его затем уже разделяла, получилось много. Я не считаю количество проб, у меня сейчас задача – консервация, и это прежде всего. Еще не все материалы, которые хранятся у нас в центре, нами расчищены. За это время нам удалось расчистить еще несколько образцов находок из могильника «Долгое» под Павлодаром, это уже кимако-кипчакский период, там ткани тоже интересные – 9-10 века, это шелка с синим орнаментом на желтом фоне. Там растительные эклектические орнаменты, сердечки, цветочки. И это тоже редкие ткани, а с учетом того, что страна Кимакия нормально не изучена, то вообще каждый фрагмент, по сути, на вес золота, - с большой любовью к своей работе и увлеченностью делом рассказывает Татьяна Крупа.
По предположениям ученых, на территории современного Казахстана в давние времена могли существовать свои мануфактуры, где могло быть налажено производство различных тканей. И когда речь заходит о китайской технологии, это не значит, что данный текстиль непосредственно из этнического Китая.
- Мы знаем, что в древности на территории современного Казахстана существовало большое количество торгово-ремесленных факторий еще с Усуньских времен, это последние века до нашей эры. Например, в том же нынешнем Таразе. То есть с начала функционирования Шелкового пути они могли быть и на юге современного Казахстана. С учетом этих ремесленно-торговых факторий там мог  производиться и тот шелк, с которым мы имеем дело. Например, такие же фактории были в Фергане, там и сегодня существует хорошее шелковое производство, - знаменитые маргиланские шелка. А если мы поедем с вами в Тараз, то обнаружим, что он и сегодня утопает в тутовниках. И климат для разведения тутовника, а, следовательно, шелкопряда – очень удобный, особенно в Жетысу. Это значит, что впереди ученых еще ждет немало интересных открытий и находок, - резюмировала руководитель Международной научно-исследовательской лаборатории «Umai» Павлодарского государственного педагогического университета.
Илья ОТРАДА, «Наша Жизнь» №33, 29.08.19

Другие материалы в этой категории: « ПАВЛОДАРУ САМ БОГ ВЕЛЕЛ Не обращаясь в ЦОНы »
Наверх
Assembled by Nebel