Пятница, 26 апреля
Меню

Тайна иносказания живописи Александра Бибина

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2010
Тайна иносказания живописи Александра Бибина

Последние несколько дней – до 18 марта — в областном художественном музее доступна выставка работ известного павлодарского художника Александра Ивановича Бибина из его мастерской. Искусствоведы не исключают, что со многими картинами Бибина павлодарцы видятся в последний раз – коллекционеры не дремлют. О волшебном свете на картинах мастера фантасмагории и невероятных цветовых концепциях выставки «Портрет жены художника и другие лица» памяти Александра Бибина рассказывает член Союза художников РК, главный хранитель фондов музея Елена Викторовна Дубовая.

Александр Бибин занимался монументальным и декоративно-прикладным искусством, живописью и графикой. Участник всесоюзных, республиканских, зональных областных выставок. Член Союза художников СССР с 1971 года, академик Академии художеств Республики Казахстан с 2007 года. Произведения автора хранятся в Центральном Государственном музее Казахстана, Государственном музее искусств имени А. Кастеева (Алматы), в музее имени Ф. М. Достоевского (Семей), в Дирекции художественных выставок Министерства культуры России (Москва), в музее современного искусства (Москва), в Павлодарском областном художественном музее, в частных и корпоративных коллекциях Казахстана, России, Германии, США, Литвы, Латвии, Чехословакии, Италии, Японии, Франции.


О живописи Бибина поэт Евгений Евтушенко сказал: «И вдруг – о, чудо! – в Павлодаре состоялось мое открытие огромного художника Александра Бибина. Это художник мирового класса. Фантасмагорический реализм. Раблезианство двадцатого века. Великая картина «Вязальщица» достойна висеть хоть в Лувре. Тщательная выписанность деталей, вулканическая власть эмоций, мощь мысли мастерство, как первое условие, никогда не предаваемое. Ни одного пустого сантиметра без нагрузки мыслью, цветом».
Нынешняя экспозиция в зале лектория музея – 22 работы из личной мастерской художника. У этого выставочного проекта два русла, говорят в музее.


— Время уходит. И мы хотим, чтобы не забывали старых павлодарских мастеров. Будем много показывать Бибина, Лысенко, Колмогорова, Мартынцева. Явлений такого порядка сейчас уже нет. Это мастера-живописцы от Бога! Они имели уникальное профессиональное образование, и самообразование. Свое мастерство оттачивали каждый год – на различных выставках. Жизнь заставляла их совершенствоваться, — говорит Елена Дубовая. — Вторая часть проекта обращена к молодежи, к студентам и школьникам. Есть задача, чтобы старых мастеров не просто не забывали, а чтобы с ними знакомились те, кто их еще не видел. Новое поколение должно узнавать этих авторов. С этой выставкой мы проводили слайд-программы, лекции, экскурсии. Есть видео-материалы – записи Александра Бибина в мастерской, его витражи. Мы вспоминаем и показываем эти работы.
Бибин до поступления в училище учился у художника Угрюмова. Затем ходил в знаменитые мастерские Иткинда и Калмыкова. Сам факт, что он «перепрыгнул» при учебе через несколько курсов в художественном училище в Алма-Ате, говорит о многом.


— Он легко поступил в Академию художеств, но не смог там учиться – причиной тому была нищета. Если бы не это обстоятельство, мы бы потеряли его из павлодарских мастеров, он бы был тогда знаменитым российским художником. Но судьба распорядилась иначе. И Павлодар узнал, какой он мастер-живописец, мастер-ремесленник, философ – он был уникальным. Бибин ни в ком не «окислялся», никого не цитировал. Был сам в себе — его не понимали, запрещали, а потом вдруг полюбили и открыли миру, — рассказывает Дубовая.
Как отметил Евтушенко – у «огромного художника» Бибина и темы очень масштабные: тема Жизни и Любви, тема Его Величества Женщины, тема философско-религиозного характера, в том числе библейская, тема Музыки в живописи. Визуализировал музыку он по-особому. Но оформленные им росписи в музыкальном училище Павлодара были уничтожены – он опередил время и его образы были слишком смелыми для той поры. Утрачен и альпинарий у фонтана возле училища. Оставшаяся сейчас скульптура – тоже работы Бибина, говорят специалисты. А вот барельеф можно только на сохранившихся фотографиях.


Странные лица и руки на его картинах и пугают, и влекут. Но люди и сами не идеальны, а эта гипербола автора – и есть удивительная жизнь во всех проявлениях. В этом и есть тайна Бибина, он говорит об истинном смысле бытия иносказаниями и аллегориями. «Евтушенко сразу увидел, что работы Александра Бибина – фантасмагория, — говорит Елена Викторовна. — Но фантасмагория своя собственная. Все «выпечено» большими метафорами – вот и получилась «раблезианство». Емко и точно, и тот, кто понимает, сразу видит эти образы. А типажи, по рассказам современников художника, вполне реальные – городские и деревенские. Это обычные люди. Художник делал зарисовки с натуры, он был прекрасным рисовальщиком, сохранилось много графики».


Важна и проработка деталей. К слову, в мастерской художника сохраняются все свернутые листочки платанам и акаций с загнутыми краями, которые художник находил и привозил из разных городов. Эти формы он рисовал много раз.
Но главные герои его картин – свет и цвет. Рассеянный, внутренний, мерцающий золотой свет. Источник освещения на его картинах редко где виден — бибинский свет идет изнутри, не оставляя ни одного незаполненного пространства. И оживляет его.
— Фоны работают, как у всех старых мастеров — Брюллова, Федотова, Шардена. Нет незначительных мест на полотне, – продолжает тему Елена Дубовая. – Это глубоко думающий художник. Он грамотно подает портрет на плоскости, чтобы он смотрелся барельефом. В портрете жены художника — ощущение живого лучистого солнечного света. Блики на сером платье – и оно все стало переливающейся драгоценностью, а форма и цвет – ювелирная отделка. Еще один портрет  супруги художника – я называю его «возрожденческий». Проработка лица и рук выписаны с любовью художников-нидерландцев. Конечно же, историю искусств Бибин знал прекрасно, он был напитан ею. И телесный цвет создается из множества оттенков, сверкающий изнутри. Здесь и композиционные приемы, идущие из античности. И аллегорические образы – а смысл все глубже. И его особый свет с множеством отражений, рефлексов, радужных свечений.
С картинами Бибина в этом уютном пространстве лектория хочется вести диалог, а детали раскрываются одна за другой постепенно. Впрочем, есть у великолепных выставок старых мастеров и минорная нота.


— Знакомые, узнаваемые работы из его выставок, в том числе посмертной, еще есть. Но работы из мастерских уходят – коллекционеры не дремлют. Музеи делают большие приобретения, и частные собрания пополняются его великолепными картинами. Многие работы, наверное, мы можем больше не увидеть, — говорит Елена Дубовая.
Экспозиции подобного плана необходимы. Были бы помещения – разводят руками музейщики, вопрос только в площади. Тогда уникальные картины, график и скульптуры демонстрировались бы чаще, дольше и разнообразнее. Многие сокровища ждут своего часа в фондах. Все это необходимо, чтобы нынешнее поколение юных павлодарцев имело представление о наследии своих великих мастеров. Увы, опытный искусствовед видит у молодежи на глазах флер всеядности интернета. Да, можно скачать и посмотреть все, что угодно. Но разобраться, понять и поговорить об этом можно не онлайн, а вживую – у картины известного автора, беседуя со знатоками живописи.
В мае в художественном музее запланированы выставки памяти художников Михаила Колмогорова и Василия Мартынцева. Работы старых мастеров представят в большом зале. У павлодарцев будет возможность увидеть работы прииртышского художника-фронтовика с тяжелой судьбой, а также одного из лучших портретистов города, оставившего огромное наследие образов трудового Павлодара.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №11, 15.03.18