Menu

День Иртыша (фоторепортаж 07.09.14)

Учатстники экологического сплава Учатстники экологического сплава

Впервые в Казахстане 7 сентября отметили День Иртыша. Праздник великой реки – пока неофициальный. В Павлодаре отметить эту дату и поучаствовать в фестивале на Набережной пришли немало павлодарцев, для которых Иртыш – не просто название водной артерии. Начало новой традиции положили активисты Павлодарского дома географии.

Многое в этот день павлодарцы увидели впервые. Например, парад маломерных судов. 25 яхт и катеров, лодок и баркасов курсировали, разворачиваясь, на пенных волнах на радость публике. Капитаны показывали свое мастерство управления водным транспортом. Был представлен и единственный в Казахстане глиссер «Р-2».

Парад судов

Виражи на волнах

На Набережной умельцы и ремесленники Павлодара представили свои рукодельные шедевры. Песни и танцы, конкурсы, спортивные состязания и викторины для детей и взрослых – все в этот день было посвящено Иртышу. Праздник прошел при поддержке Ассоциации детских и молодежных организаций области и регионального управления по вопросам молодежной политики. Участвовали также мотоклуб «Жолдар», любители паркура и творческие коллективы города. Художники Павлодара устроили пленэр на берегу реки и к началу торжественной части праздника готовые полотна с портретом Иртыша украсили сцену. А после живописные пейзажи выставили на аукцион.

Только массовыми гуляниями не ограничились. Днем ранее стартовал шлюпочный сплав из села Айтым. Сто километров вниз по реке команда преодолела на весельном ходу. Погода добавила сложности в череде испытаний – ведь многие из команды сплава принимали участие в таком экстриме впервые. Помимо речного путешествия была и еще одна миссия – уборка акватории Иртыша от мусора. Экологический субботник провели и отряды «Жасыл ел», они очистили от мусора территорию за мостом на левобережье Иртыша.

Даурен Хаиргельдин первым из участников сплава вышел на берег

Кстати, еще одна группа активистов экологического движения в День Иртыша обратила внимание павлодарцев на проблему мусора. И призвала обходиться без пластиковых пакетов, заменив их бумажными пакетами или холщовыми сумками. По статистике, кстати, пакетом из пластика человек пользуется в среднем минут 5-10, а разлагается такой мусор потом больше четырех веков!

Ярмарка ремесленников

Впечатлений от первого дня реки было много. Активные участники этого праздника поделились своими эмоциями и мнениями о том, чем стал для них первый День Иртыша.

Максим Кочетков, заместитель директора Павлодарского Дома географии, участник шлюпочного сплава:

- Мы вышли по Иртышу рано утром 6 сентября из села Айтым, ранее оно называлось Кенес. Ночевка была на одном из островов Иртыша. Разбивали палатки, костер был - романтика. Общая численность команды 19 человек: в основной шлюпке 9 человек, и по 5 – в двух резиновых шлюпках. Спасатели сопровождали нас по ходу путешествия на отдельной шлюпке, помогали нам, за безопасность мы не беспокоились. Этой был мой первый опыт сплава. Другие участники сплавлялись ранее, в том числе по этому маршруту. Команда сборная - павлодарцы разных возрастов и профессий. По пути у нас были остановки – мы собирали по берегам мусор. Весь этот хлам складывали в шлюпки, но все не вошло. Часть мусора на берегу жгли и закапывали. Я сам эколог, а участие в жизни Павлодарского дома географии - моя общественная деятельность. Как эколог могу сказать, что вдалеке от населенных пунктов состояние Иртыша неплохое. По дороге нам встречались птицы, которых в городе не видно. Например, очень много бакланов. Орлан белоголовый нас сопровождал какое-то время. Дикая природа это очень красиво. Чем ближе к городу, тем больше нам пришлось работать – берега замусорены.

Даурен Хаиргельдин, журналист, участник шлюпочного сплава:

Даурен Хаиргельдин, журналист, участник сплава

- Мы сегодня с утра гребли без остановок и перерыва порядка 7 часов! Ветер был сильный, и волны мешали. И даже был такой участок, что мы относительно берега стояли на одном месте долгое время. Но потом удалось повернуть за поворот. В пути ходили под самодельным парусом – натягивали брезент от палатки, пока был попутный ветер. Мы были на тех островах, где люди – редкое явление. Хотя были моменты, когда мы собирали бутылки, пакеты. Но самое главное, что мы с ребятами в команде ранее были не знакомы – и подружились. Пытались играть на гармошке, пели песни, греясь у костра. Для многих из нас сплав был впервые. Это невозможно передать словами, но есть какое-то чувство гордости за то, что мы сделали!

Рафаэль Мухамеджанов, участник сплава:

Рафаэль Мухамеджанов

- Я уже сплавлялся по Иртышу, по реке Катунь, был любительский сплав по Черной Убе в Горном Алтае. Здесь ребята справились на «отлично», даже если не за счет профессионализма, то за счет дружбы. Задача была прийти к указанному времени – и мы ее выполнили. Хотя и лодка спускалась, клапан вырвало прямо на реке, весло улетело, и против ветра шли. Уключину на одной резиновой лодке вырвало, и нам пришлось, как индейцам грести, а это большая нагрузка на руки. Но все справились. Если б было все гладко, было бы неинтересно. Для меня это новые впечатления для стихов, и настроение отличное! Здесь студенты, рабочие с завода, журналисты, экологи – мы хотели бы показать своим примером, что нужно соблюдать все правила отдыха на природе. Эта акция и День Иртыша, по сути, - крик души.

Арын Орсариев, заместитель акима Павлодарской области:

Арын Орсариев, заместитель акима Павлодарской области

- Для Павлодара, для области Иртыш – это все. Отсюда начался наш город, наша область. Здесь развивается все наше сельское хозяйство. Вся наша промышленность и энергетика невозможна без воды, которую мы берем отсюда. Рекой Иртыш через канал Аксу-Караганда мы развиваем Карагандинский регион, Иртышом пользуется Восточно-Казахстанский регион. Основная промышленность Казахстана живет и питается только благодаря реке Иртыш. Сейчас мы будем строить ответвление канала в Астану. Переоценить значение Иртыша для Казахстана очень сложно. Эта река начинается в Китае, течет в Казахстане и идет в Россию, соединяя три крупные страны евразийского континента. Это самая крупная водная артерия Казахстана, важнейшая из рек нашей страны. Это река дружба, мира и согласия. Древнее имя Иртыша означает – «пронизывающий землю». Материк Евразия пронизывает наша река Иртыш. Мы все любим нашу реку и хотим отдать ей должное. Мы хотим, чтобы по ней ходили корабли, чтобы она кормила наше сельское хозяйство и промышленность. Чтобы наша любимая река давала жизнь. Со своей стороны мы должны пообещать, чтобы мы будем ее ценить и беречь.

Награждение участников сплава

Виталий Шуптар, президент историко-географического общества «Авалон» (Караганда):

-  Я из Караганды, города, у которого в целом с реками не очень хорошо все обстоит. И я с детства завидовал жителям тех городов, где есть реки, тем более такие большие, как Иртыш. На таких мероприятиях, как День Иртыша, должен держаться туризм. Я проходил практику в Неваде, в США, и у них там есть правило – каждый месяц должен быть ивент, событие. И неважно – июль или февраль, туристы все равно приезжают. Понятно, что, прежде всего это интерес для жителей города, но когда праздник станет традиционным и все будут знать, что в августе-сентябре проходит День Иртыша, будут приезжать другие районы и области, и из-за границы. Я много консультирую наши департаменты туризма, и рекомендую самые интересные мероприятия включать в планы и программы. На таких региональных инициативах и должен держаться туризм в стране. Сейчас мы составляем для республиканского департамента индустрии и туризма «Дорожную карту туризма», и я очень надеюсь, что День Иртыша туда войдет.

Илья Красильников, конструктор-любитель:

Конструктор-любитель Илья Красильников

- Мы живем на реке, и она дает нам жизнь. Этот праздник очень нужен для нашего города. Мы должна собираться хотя бы раз в год и благодарить Иртыш за все, что он нам дает. Мне 23 года, по образованию программист, работаю на заводе техником-электронщиком. И сам строю катер. В журнале «Катера и яхты» нашел чертежи  1976 года, это мотолодка «Сом». Вес ее будет примерно 150 кг, перевозить она будет 5 человек. Мотор потом надо будет устанавливать. Дальше нужно работать со смолой и стеклотканью, их сочетание превращается в пластик. У меня нет только двигателя пока, самый дешевый стоит около 450 тысяч тенге, 40 лошадиных сил. Внутри будет крытая каюта с сидячими местами, можно будет делать спальное место. Все это я делаю сам, один. Начал делать катер в гараже, потом сделал дома навес. Сейчас нужна помощь с помещением – необходим теплый бокс примерно на 3-6 месяцев, чтобы закончить работу. В перспективе хотел бы использовать катер для активного отдыха и для экспедиций географического общества.

Преподаватель авторской школы-студии Татьяна Чевтаева:

Художник Татьяна Чевтаева

- Мы начали пленэр в 11 утра, погода была суровая, с ветром. За 3 часа написала пейзаж маслом. Решили поддержать акцию, потому что без реки не могу представить себе город, в сухопутном таком варианте. Мне и с эстетической точки зрения нравится созерцать Иртыш, но и рыбку нравится покушать, когда муж привозит с рыбалки.

Портрет Иртыша. Художник Татьяна Чевтаева

Преподаватель художественной школы №1 Лариса Кузнецова:

- С художественной школой на пленэры мы всегда приходим на реку, потому что она очень быстро меняется, и художнику важно уловить это состояние. Я всегда беру с собой акварель, и пишу везде, где бы я не была. Люблю пейзажи, регулярно выезжаю на пленэры. Я родилась в Павлодаре, здесь выросла, училась в Новоалтайске, и когда делала защиту диплома – писала панорамный пейзаж именно с Иртышом! Это было 20 лет назад. Мое личное мнение: я вообще не представляю города без реки. Даже когда попадаю в какой-нибудь другой город, меня тянет на реку. Иртыш - это река жизни, наша визитная карточка. И жаль, что Иртыш сейчас мелеет, на это очень больно смотреть.

Павлодарские художники

Директор общественного объединения «Павлодарский дом географии» Александр Вервекин, автор идеи празднования Дня Иртыша:

Автор идеи празднования Дня Иртыша, директор Павлодарского дома географии Александр Вервекин

- День речника был, день Нептуна был, но Дня Иртыша еще нигде не было. Мы около года назад посмотрели празднование дня реки Суры в Пензе, и идея понравилась. В других городах Казахстана день Иртыша отсутствует, и в Омске нет. Мы предложили актимату области, нас поддержали. На будущее попробуем провести его в августе, хочется все-таки тепла, особенно для тех, кто сплавлялся. В юношестве я дважды прошел маршрут от села Айтым до Павлодара. С одним из участников, Антоном Толчиным я знаком еще с детства по клубу юных моряков «Океан». В этот раз семья Толчиных участвовала в сплаве. Примерно 70% команды – члены Павлодарского Дома географии, остальные - мои друзья. Кто-то не смог участвовать, ведь мы долго готовились. Весь август тренировались, это непросто – более суток идти в одной «скорлупке». Сегодня, например, их штормило. Утопили весло, надо было решать, как грести. Это экстрим, на реке были волны в рост человека! Зона комфорта закончилась - это природа. И команда сплава почувствовала Иртыш больше, чем все остальные. Я думаю, что благодаря новому празднику люди больше будут уделять внимания реке. И меньше будут сорить. Наш посыл – надо ценить реку. На берегу люди мусорят, рыбу ловят, воду забирают на энергию, а нам-то что останется? Не будет Иртыша – ни города, ни поселка на берегу не останется! Мы хотим, чтобы наше движение разрасталось. И в других городах пусть люди тоже ценят свои реки.

Ирина КОВАЛЁВА, фото Фёдора КОВАЛЁВА, НЖ№36, 11.09.14

Последнее изменениеПонедельник, 06 октября 2014 15:15

Медиа

Телестудия "Ключ". Павлодар, 2014
Другие материалы в этой категории: День Конституции (фоторепортаж 30.08.14) »