Menu

В поисках затерянных денег

Картина А. Сундукова «Очередь» Картина А. Сундукова «Очередь»

Как дождь посыпались на многих павлодарцев грозные уведомления с требованием оплатить давно оплаченные и потому благополучно забытые налоги и штрафы. Наш собеседник - законопослушный житель одного из сел Павлодарской области - всегда стабильно и вовремя оплачивал все налоги. Однако и ему пришло через местный акимат в село «Н» требование уплатить налоги на авто с 2011 по 2015 год.

  Все началось с того, что однажды сотрудниками местного акимата сельчанину Егору Петренко было вручено «Уведомление об устранении нарушения налогового законодательства Республики Казахстан» из Управления государственных доходов по Павлодарскому району. Попутно они поделились, что таких посланий раздали почти «всему селу», и даже тем, кто и транспорта своего уже не имел.

 Но Егор точно знал, что все эти оплаты он производил регулярно каждый год. И это вполне очевидно хотя бы уже потому, что без квитанции об оплате налога он даже не прошел бы ежегодный технический осмотр своей машины. Это знает любой водитель, поэтому каждый шофер в первую очередь и идет в какой-нибудь банк или отделение АО «Казпочты» внести денежку и получить соответствующую квитанцию. За пять лет владения автомобилем Егор, разумеется, и не думал сортировать и хранить квитанции.

Как и большинство людей, мужчина мыслил просто: он оплатил, а все объясняющий да подсказывающий сотрудник (который вряд ли ошибется!), внесет информацию в базу данных. А уж там она будет надежно храниться. Уверенность, похоже, оказалась поспешная.

Первое, что он сделал после получения уведомления - позвонил в управление государственных доходов района. Там ему сообщили, что нужно собрать все имеющиеся квитанции и приходить выяснять ситуацию на месте. Как мы уже говорили, квитанции Егор тщательно хранить не старался и нашел только одну - а зачем, коли у сотрудника госучреждения все хранится в «надежной» базе данных?

После этого сельчанин отправился за несколько десятков километров в город. Но вот незадача, в этот день не работала база данных - помучившись с ней и одновременно помучив таким образом Егора, в учреждении сказали «приходить завтра». На следующий день «должник» снова поехал управление.

- У вас 34 тысячи основной долг и 10 тысяч 200 тенге пени. Сегодня заплатите? - подняв глаза, спокойно и безапелляционно спросила сотрудница, предварительно мучительно долго поискав информацию о нем на компьютере.

Конечно, отдавать второй раз свои честно заработанными деньги мужчина не собирался, о чем им и сказал. После этого женщина снова погрузилась в недра компьютера. И наконец, через некоторое время нашла, что с 2013 по 2015 он все же налоги оплатил!

И это государственное учреждение, которое, собственно, и отправило это уведомление нашему герою - парадокс какой-то.

- Получается, вот эти три платежа оплачены, тогда с какого перепугу они же мне про них написали в этом уведомлении? - удивляется он.

Однако это еще не конец истории. Не обнаружилось оплаты, когда очередь дошла до платежей 2011 и 2012 года.

- У вас не оплачена сумма 16 390 тенге. В зависимости от того, когда будете платить, надо будет пеню еще посмотреть. Сегодня будете платить? - повторила ту же фразу в другой вариации сотрудница.

При этом никакого совета или помощи попробовать найти пропавшие оплаты Егор не услышал. Создалось впечатление, что человек просто заинтересован в том, чтобы Егор именно заплатил налог.

Только после того, как мужчина начал возмущаться, сотрудница сказала обратиться в другой отдел этажом ниже, где другие сотрудники должны были поискать два оставшихся платежа трех- и четырехлетней давности уже в городской базе данных. И действительно, еще один пропавший налог обнаружился здесь. Справедливости ради скажем, по ошибке уплачен он был в городской налоговый орган.

Но для того, чтобы вернуть его «на родину» - в районный бюджет - нужно было спуститься на первый этаж, где надо было сделать акт сверки в подтверждение того, что его машина не числится в городе, и что это был именно ошибочный перевод денег. Также надо было сделать копию удостоверения, которую пришлось делать в здесь же подвизавшемся канцелярском отделе - под него оказалась арендована часть помещения на первом этаже. К слову, стоимость ксерокопирования оказалась немалая - 20 тенге за одну страницу, тогда как в среднем по городу его цена не больше 10 тенге – перефразируем: «мелочь, а неприятно». Вся беготня постепенно начала честного налогоплательщика все сильнее выводить из себя.

Как рассказал мужчина, при этом одна из сотрудниц ненароком обмолвилась, что один из работников отдела АО «Казпочты», располагающегося здесь же, на первом этаже, не раз по ошибке отправлял платежи районных жителей в городской бюджет. Из-за чего другие «счастливчики», вот также, как наш герой, вынуждены были бегать потом и искать свои платежи.

- Со мной рядом стоял в очереди человек, который продал машину, а ее новые владельцы не платили налоги. Так ему за нее уведомление пришло! - удивляется Егор. -  Ну, ладно, сделал я эту копию по непонятно почему дорогой цене и которую в принципе должны в госучреждениях делать бесплатно. Потом сделал акт сверки и взмыленный понимаюсь опять на третий этаж. И знаете, злость так и берет - почему я должен бегать из-за ошибки других?

В итоге беганий по отделам да этажам у Егора остался невыясненным еще один, самый старый, платеж 2011 года. Не отыскался он, увы, ни в городском, ни районном бюджете. Не помог поиск ни по ИИН, ни по РНН. Ну, а коли не получится найти, то выплачивать придется с учетом наросшей пени.

Сейчас страна переживает нелегкие времена - финансовый кризис, ослабление национальной валюты, удорожание цен и… испытывающий денежный дефицит бюджет. Неужто посыпавшиеся на граждан уведомления о неоплаченных налогах здесь не случайность?

Игорь ЕГОРОВ, НЖ№14, 07.04.16

Другие материалы в этой категории: « Компьютер спрогнозирует половодье Лифты с плеч »
Наверх
Assembled by Nebel