Пятница, 26 апреля
Меню

Надеемся, что у него все получится

  • Салауат Темирболат-улы
  • 1029
Надеемся, что у него все получится
Фото из открытых источников

Говорят, что трудности и испытания делают человека сильнее и мудрее! И наша жизнь вновь и вновь это доказывает. В эти дни в болгарском городе Добрич завершается юбилейный XXX Европейский конкурс поп и рок-музыки «Сарандев» среди молодых исполнителей. Казахстан на нем представляет наш земляк, солист камерного хора и квинтета SAMIYAN областной филармонии им.Исы Байзакова Ерболат Аралбаев. Его из десятков претендентов выбрала специальная комиссия, которая проводила «живое» прослушивание в Алматы весной этого года. И вот во вторник наш талантливый музыкант вылетел в Болгарию, где когда-то зажглись имена многих, уже ставших легендами, советских певцов. Правда, без приключений в дороге у Ерболата не обошлось: из-за неправильно оформленной визы ему пришлось срочно менять билеты и лететь в обход Германии, где он должен был пересесть на другой борт. А ведь можно было все сделать как положено, чтобы человек мог ни о чем не беспокоиться. Но такова жизнь, и Ерболат отнесся к ситуации спокойно. Он прибыл на конкурс как с корабля на бал, точнее, день в день. Каким будет результат и как оценит его выступление международное жюри, пока сказать сложно. Мы встретились с Ерболатом за пару дней до конкурса и записали интересное интервью.

– Прежде чем получить путевку на этот престижный европейский конкурс, ты прошел Национальный отборочный тур. Жюри возглавляла Роза Рымбаева, и тебя выбрали из двух десятков претендентов. Сложно было?
– Волнение, конечно, присутствовало. Но даже если бы ничего не вышло, я бы не расстроился. Отбор проходил в Академии имени Жургенева. Роза Рымбаева внимательно слушала всех. Там же был Алишер Каримов, а также ректор Академии, представитель казахстанской дирекции международных конкурсов, а также участник «Славянского базара», восходящая звезда нашей эстрады Амре. Роза Куанышевна лично никому ничего не говорила, сказала только в общем. Но я был счастлив, что именно мне дали право представлять нашу страну в Болгарии. Ведь сама Роза Рымбаева тоже там участвовала и широкую известность получила как раз после Гран-при в Болгарии. Правда, на фестивале «Золотой Орфей». Кто его знает, как все пройдет, но надеюсь, что у меня все получится и смогу достойно выступить.
– Как готовился, что будешь исполнять?
– Мы делали аранжировки, готовили две композиции. Это знаменитая казахская песня «Назконыр». Для нее мы прописывали домбру, гитару, есть партия скрипки. Будет мелодия в современном звучании. И вторая композиция – ария Мистера Икс из оперетты «Принцесса цирка», которую исполнял народный артист СССР Георг Отс. Но вот за два дня до вылета со мной связались организаторы и попросили поменять вторую песню, вместо арии исполнить эстрадную песню на английском. Я сказал: окей, какие проблемы. В принципе, мне несложно это сделать, и я выбрал Unchained Melody. Помните из культовой киноленты «Привидение» с Патриком Суэйзи и очаровательной Вупи Голдберг в главных ролях. Очень люблю этот фильм, ну и, разумеется, саму песню. Саундтрек был в исполнении The Righteous Brothers. А вообще композицию, оказывается, написали еще в 50-е годы прошлого столетия. Потом ее пели Рой Орбисон, Элвис Пресли и Энди Уильямс. Выбрал аранжировку итальянской группы Il Divo. Она более академическая, мне как-то ближе, но я ее, конечно, немного переделал.
– А к внешнему виду есть какие-то требования? Вот раньше, когда Роза Рымбаева или Алла Пугачева только завоевывали сцену, им советовали, как и что надевать, какую прическу носить, как двигаться на сцене, где улыбнуться, а где показать печаль и грусть, и так далее. Все мы об этом прекрасно знаем. Ты с кем-то советовался или сам решаешь эти моменты?
– Да, конечно, сам. Но и от советов не отказываюсь. Если поешь в дуэте или в группе, например, то лучше обсуждать с коллегами. Потому что вы как одно целое на сцене, а если один, то выбор за тобой. Ведь главное, чтобы тебе было удобно, и чтобы одежда подходила твоему настроению, твоему ощущению того, что ты поешь. А потом, и тембр голоса, и манера исполнения, и аранжировка и внешний вид – все имеет значение для человека, который слушает и видит тебя. От этого зависит, как он воспримет тебя и твою песню. Выйти в шортах и в белой майке или в разукрашенной черепами футболке, – для меня точно не вариант. «Назконыр» исполню в казахском костюме, очень красивом. Наша родная областная филармония выручила. Специально не заказывал, нашелся новый и моего размера. Причем в единственном экземпляре, с красивым орнаментом. Мне, получается, здорово повезло. Он просто шикарный!
– Кто будет твоими конкурентами? Что-то известно?
– Нам никакой информации не предоставляли, но знаю, что около 15 конкурсантов из разных стран. Конечно, при желании можно было выяснить, это же не такой большой секрет, но я не стал этого делать. Просто готовился, репетировал. Лучше познакомлюсь уже на месте, и оценим друг друга на конкурсе. Думаю, что все хорошие и талантливые ребята.
– Немногие знают, что прошлой весной, когда началась пандемия и объявили мобилизацию военнослужащих, ты одним из первых записался в добровольцы и пошел в армию. Ты до этого свое отслужил, почему решил снова пойти?
– Потому что долг каждого – помогать Родине и народу в самый трудный период, если позовут. Может, для кого-то звучит пафосно, но настоящие мужчины, думаю, поймут. Я молодой, я всегда готов. Как услышал, что нужны добровольцы, ни минуты не думал и пошел в военкомат. Казарменное положение знаю, устав знаю. Чего бояться? Надо – значит, надо. Это же не на год или на два. Мы всего месяц были в казарме.

– Знаю, что до сцены ты занимался спортом и вообще собирался быть инженером-приборостроителем. Как так получилось, что вдруг оказался на сцене?
– Учился в ПГУ, выбрал специальность инженера-приборостроителя. Спорт и пение любил с детства, мои родители часто слушают хорошие советские песни. Мне нравилась музыка, в школе пел и студентом никогда не отказывался участвовать в каких-то мероприятиях. Между учебой ушел в армию, взял академический отпуск. Демобилизовался, закончил университет, получил диплом, и тут жизнь как-то изменилась на 180 градусов. Оказывается, что еще когда в студенческой самодеятельности выступали, меня заметили в филармонии. Тогда директором был Мухтар Байжуманов, ныне покойный. Он много играл в нашем театре имени Аймаутова, был ведущим артистом и пел в разных опереттах. Очень хороший человек был, старался помогать молодым. У нас образовалась сначала группа, а потом уже влился в хор. Потом снова поступил в ПГУ, чтобы уже получить музыкальное образование.
– Не скучаешь по первой профессии?
– Мои одногруппники работают по специальности на заводах, тесно общаемся. У них все хорошо, и я рад за них. В работе на крупном промышленном предприятии, конечно, есть свои плюсы. Первое время думал над этим, что можно пойти инженером, но сейчас ни о чем не жалею. Мне нравится сцена, мне нравится наш коллектив, нравится дарить людям хорошее настроение. Иногда сам пишу песни. Даже на некоторые были сняты ролики. Сейчас больше уделяю времени работе в коллективе. Вот где оттачивается мастерство, потому что там многоголосие, и надо уметь слышать и слушать партнеров, хор – это целый мир. Что касается жанров, музыки и песен, для меня пример – это советские исполнители, в их песнях есть душа. Не то что сейчас, когда есть много артистов, а слушать почти нечего. Нравится Муслим Магомаев, а как начал готовиться к этому конкурсу, открыл для себя творчество Георга Отса. Это шикарный вокалист, бас-баритон.
– А тебя ведь тоже называют бас-баритоном, а иногда поешь как тенор?
– Если честно, сам не знаю. Могу сейчас петь в хоре басы, а когда есть басы, могу пойти в тенора. Спрашиваю у специалистов, а они смеются и все. Получается, никто не знает определенно…
– Как тебе современная эстрада, и что чувствует артист, когда работает на тоях или юбилеях? Все понимают, что приходится брать подработку и веселить народ. А веселит ли это артистов, или тоже относитесь как к работе?
– Современная музыка и современная эстрада – она разная. Есть красивые песни, которые «залетают» в народ, а есть откровенно полная бессмыслица. А если подобные вещи появляются и живут, значит, на них тоже есть спрос. Пусть даже современная песня популярная, но мне некомфортно ее исполнять. Я, может, навязал себе, но мои кумиры – это советские исполнители, мне ближе академическое пение. Здесь я себя чувствую хорошо. На тоях выступаем, ничего зазорного в этом не вижу. Людям нравится твое творчество, приглашают, почему бы не выступить. А потом, это же для артистов дополнительный доход. За каждым семья, кредиты, а еще, в отличие от других профессий, есть сцена, которая тоже требует расходов. Я и ведущим могу, и с удовольствием работаю. Конечно, многое зависит от компании, куда тебя приглашают. А в целом у нас хорошие люди, умеют культурно и весело отдыхать. Ни разу не сталкивался с хамством или оскорблениями, напротив, порой так хорошо встречают и аплодируют, что сердце радуется.

– И Андрея Бочелли всегда слушаешь…
– Обязательно. И пою некоторые произведения. Они тяжелые для исполнителя, но это уже классика.
– Как дорого обходится для тебя участие в конкурсе в Болгарии, кто-то помогает, государство или спонсоры нашлись?
– Да, конечно, очень сильно все помогают. И наше управление культуры, и наша филармония. Частично меценаты и коммерческие организации, к кому я обратился. Хочу большое спасибо сказать лично Зинаиде Ахмедовне Пархоменко, Гнелу Мартиросовичу Акопяну, фирмам «Рубиком», ресторану «Марсель», всем, кто помог, кто поддержал и поддерживает морально и психологически. Потому что нужно было и за аранжировку заплатить, и другие расходы были. Трудно все осилить. А мне хотелось поехать, потому что это мой первый опыт выступления на таком уровне. До этого пытался, когда был еще студентом, ездил на отбор. А мне ясно дали понять, что у меня нет музыкального образования, а значит, нельзя.
– Что ребята сказали, какие напутствия дали?
– В хоре и в нашей группе все очень хорошо отреагировали, и когда выиграл национальный этап, и сейчас интересуются, поддерживают. Потому что это, можно сказать, наше общее достижение. У нас, если кто-то из участников хора проявит себя, – все радуемся. Мы одна большая семья. Я благодарен нашему художественному руководителю Мадине Нургожиновой. Считаю, что нам повезло, что у хора такой великолепный наставник. Это ж большая и сложная работа, нас много, а она одна, и она всегда может найти подход к любому. На днях я был на встрече с руководителем управления культуры области Самал Балгабаевной, говорили о предстоящем конкурсе, и она пожелала удачи. В общем, у меня хороший настрой. Спасибо моим близким и друзьям, и всем, кто верит в меня!
– Мы также желаем тебе успехов и будем ждать новых концертов и выступлений в новом сезоне, и уже на родной сцене!
– Спасибо огромное!