Menu

COVID-19: ПРИГРАНИЧЬЕ В ОЖИДАНИИ СНЯТИЯ ЗАПРЕТОВ

COVID-19: ПРИГРАНИЧЬЕ В ОЖИДАНИИ СНЯТИЯ ЗАПРЕТОВ

Запреты и ограничения, введенные в связи с пандемией коронавирусной инфекции, больно ударили по приграничным регионам Казахстана и России. Малый и средний бизнес несет колоссальные убытки, но всеми силами старается удержаться на плаву. У предприятий соседних регионов двух стран давние и слишком тесные взаимосвязи, а также масса перспективных, но пока не реализованных проектов.

ПРОВИЗИЯ ИДЕТ ЭШЕЛОНАМИ
МСБ в приграничье – как лакмусовая бумажка, от его самочувствия зависит экономическое благосостояние огромного количества людей, проживающих в этих местах. В Павлодарской области, граничащей сразу с тремя субъектами Российской Федерации – Алтайским краем, Новосибирской и Омской областями, с начала пандемии коронавирусной инфекции отмечается снижение общего объема товарооборота на 14,9 %. Но не стоит драматизировать ситуацию, утверждают эксперты. Такие традиционные и жизненно важные для экономик соседних регионов сферы, как импорт и экспорт продовольствия, агропромышленный комплекс,  практически не пострадали. Напротив, Алтайский край нарастил объемы поставок на казахстанский рынок своей сельхозпродукции. К примеру, экспорт круп вырос сразу на 22%. Таких показателей не было даже в докарантинный период. По данным управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай, наибольшим спросом пользуется крупа гречневая, экспорт которой в текущем году увеличился в 4 раза и составил 3115 тонн. В 2,5 раза увеличились отгрузки в Казахстан алтайской муки и крупы манной (на 26 %) из алтайской пшеницы.
Как считает эксперт в сфере АПК из Барнаула Дмитрий Клишин, торговля и интеграционные процессы между соседями в рамках Евразийского экономического союза не должны прерываться ни при каких условиях. Если запретить перевозку товаров сельского хозяйства, завтра возникнет дефицит, который может привести к куда более тяжелым последствиям и социальной напряженности: «Ограничения на границах практически не затронули транзит грузов между Алтайским краем и Павлодарской областью. Когда весной вводили ограничения внутри края, продовольствие сквозь эти зоны шло эшелонами в Казахстан без остановок, и сельхозработы тоже не прерывали. В итоге в не самый урожайный год Алтайский край продовольствие вырастил, урожай переработал и сейчас активно предлагает на рынке. Для примера: в Алтайском крае выращивают от 40 до 70 % всей гречихи в России (до 1 млн тонн), и это почти 30% всего мирового производства. Потребность самого региона около 1%, чтобы накормить всю Россию, хватит половины урожая, остальное надо экспортировать. И здесь один из основных рынков – это Казахстан, который, как надежный партнер, в период пандемии обеспечил гарантированную выручку для множества больших и мелких хозяйств. Всего за уходящий год аграрии края получили от экспорта сельхозпродукции $183 млн, что на 14 % выше прошлогоднего показателя», – отмечает Дмитрий Клишин.



ПЕРЕВОЗЧИКИ ПОДСЧИТЫВАЮТ УБЫТКИ
Для многих стран пандемия коронавируса стала неожиданным вызовом. Государства, в том числе входящие в ЕАЭС, принялись вводить ограничительные меры, что позволило избежать большего числа заражений и новых массовых очагов инфекции. Труднее всего было вначале, но сейчас, с учетом полученного опыта, многие сняли строгие запреты. Однако привычное транспортное сообщение все еще нарушено. Закрытые границы стали серьезной проблемой для организаций, занимающихся междугородными пассажирскими перевозками. Компания «Interbuss» из Павлодара больше двух десятков лет обеспечивает международное автобусное пассажирское сообщение с сибирскими регионами. Парк стоит на приколе с марта 2020 года. Опустел и местный автовокзал, откуда уходили рейсы в Новосибирск, Омск, Барнаул, Екатеринбург и другие российские города. С некоторым ослаблением карантинных мер в сентябре 2020 года перевозчики начали доставку пассажиров до пограничных постов между Казахстаном и Россией.
«Столкнулись с тем, что остановили абсолютно весь подвижной состав. Сначала как-то удавалось сдержать коллектив, водителей, кассиров, контролеров и специалистов инженерно-технического персонала в надежде, что все это ненадолго. Но, когда процесс начал затягиваться, люди устали и начали увольняться. Надо кормить семьи, у кого-то непогашенные кредиты. На сегодняшний день сделана попытка как-то реанимировать, хоть немного оживить деятельность и перевозочный процесс, потому что полного запрета нет, людям разрешено пересекать границу при наличии соответствующих документов. Потребность есть, люди обращаются. Договорились с российскими партнерами, что мы довозим пассажиров до границы, а они с другой стороны приграничной зоны забирают людей. Так нам удалось закрыть Омское и Новосибирское направления. По Барнаулу пока вопрос открыт, потому что российский перевозчик пока не готов», – поясняет владелец компании  «Interbuss» Евгений Пелипенко.


В парке компании «Interbuss» – 27 больших комфортабельных автобусов. Сейчас фактически работают 15 водителей, остальные отправлены в неоплачиваемые отпуска либо вовсе уволились. Что касается автовокзала, то его пропускная мощность 1750 человек в час. До пандемии он обслуживал 1,5 тысячи в сутки, сейчас  около  400–700 человек в сутки. Работающий персонал сокращен на 60 %. По автовокзалу налоговая нагрузка упала на 64 %, по транспортной компании – на 74. Евгений Пелипенко считает, что, если до конца года ситуация не разрешится, дальше им будет еще сложнее. Между тем пассажиры также испытывают серьезные неудобства из-за отмены международного автобусного сообщения между соседними казахстанскими и российскими регионами.
– Во-первых,  это обыкновенная жизнь, близкие родственные и дружеские связи по обе стороны границы. Во-вторых, это деловое сотрудничество, наука, учеба, вахтовые работы. Так исторически сложилось. Когда-то было единое государство, потом расчертили границы, но эту тесную связь нельзя никак прервать. После распада случилась большая миграция, люди из одной страны переезжали в другую. Многие просто переехали границу и там осели рядом, чтобы все равно быть ближе. Потом для многих россиян в приграничье ближе съездить в Павлодар, чем, например, в тот же Барнаул или Новосибирск. Руководство стран – и нашего государства, и России – открыто говорит, что в социально-экономическом плане никаких серьезных издержек не должно быть. Жизнь не остановилась, она как шла, так и идет, и больше того, она развивается. Поэтому никаким политическими или силовыми методами ее запретить невозможно. Введены ограничения, но, если соблюдать все требуемые рекомендации,  можно жить и работать, что люди и делают. Тем более, надеемся, что не за горами время, когда появится эффективная прививка, и начнется вакцинация. То есть, как колесо, жизнь крутится и крутится, а если его остановить, тогда оно упадет, и его нужно будет поднять. Потом еще прилагать усилия и толкать, чтобы снова закрутилось. Поэтому мы исходим из принципа, что мало-мальски всю эту жизнь надо поддерживать, несмотря на карантин, – поделился своими размышлениями о текущей ситуации владелец международной транспортной компании.
Вопрос о полном восстановлении транспортного сообщения между Казахстаном и Россией остается открытым. В приграничных зонах по-прежнему наблюдается высокий уровень заболеваемости COVID-19.

МСБ ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ К НОВЫМ РЕАЛИЯМ
Приграничные с Россией регионы Казахстана в достаточном объеме импортируют не только продукцию сельского хозяйства, но также канцелярские товары, бытовую химию, мебель и фурнитуру. Во время первой волны и режима чрезвычайного положения, введенного в республике, ввоз многих наименований товаров оказался под запретом. С конца лета ситуация стабилизировалась. Представители малого бизнеса вздохнули спокойно.
«Несмотря на карантин, мы сотрудничество не прерывали. Да, были серьезные задержки по срокам поставок, но сейчас наверстали отставание. Бывало, что наши российские поставщики не выходили на работу, либо на границе долго задерживался груз. Если раньше мы ждали те же ткани неделю-две максимум из Новосибирска, Барнаула и даже из Москвы, то во время жесткого карантина срок увеличился до месяца. Спасибо клиентам, что относились с пониманием, и сейчас все заказы выполняем в полном объеме», – рассказывает владелица мебельной компании «Kreativ» Самал Жанбекова.


По словам известной бизнесвумен, в период жесткого локдауна деятельность всего малого и среднего бизнеса Казахстана оказалась парализована, однако правительство быстро поняло, что подобные меры могут привести к полному краху отечественного предпринимательства. Компания Самал Жанбековой – участник государственной программы поддержки предпринимательства «Экономика простых вещей» от фонда развития бизнеса «Damu» и имеет кредитные обязательства в размере 16 млн тенге, которые необходимо вовремя погашать.
«Мы все находимся в напряженном состоянии, потому что никто не знает, что будет завтра, прогнозы – тоже дело неблагодарное. Но относимся с пониманием, всегда на связи с нашими деловыми партнерами. Обсуждаем новые направления, ставим новые планы. Даже если будут еще более жесткие ограничения, какие-то новые форс-мажоры, мы должны быть готовы пережить и это. На нашем сотрудничестве это не должно отразиться, нам нужно поддерживать партнерские отношения, это важно и для нас, и для россиян», – отмечает владелица мебельной компании.
В период карантина в незавидной ситуации оказались туристский, гостиничный и ресторанный бизнесы. Эти сферы бизнеса понесли наибольшие потери. По данным управления миграционной службы Павлодарской области, с момента введения карантинных мероприятий приток иностранных граждан в регион снизился на 54 %.
– Ограничения, конечно, серьезно отразились на сотрудничестве предприятий. Границы все еще остаются закрытыми. На этот период «замерзла» торговля по некоторым направлениям. Несмотря на карантин и связанные с ним запреты и ограничения, нам важно сохранить сотрудничество. Понятно, что в данных условиях каждое государство еще более активно начало работать над поддержкой и развитием собственных производителей, чтобы те могли удержаться на плаву. Вместе с тем, Россия для нас – это стратегический партнер, у нас огромная совместная граница, во-вторых, ЕАЭС, есть действующие контракты, уже вложенные инвестиции, которые должны работать, приносить прибыль, есть новые перспективные проекты. Пандемия когда-нибудь закончится, и нам важно восстановить прерванные связи. И я считаю, что этот процесс не будет затяжным, – такими прогнозами поделился руководитель управления торговли и предпринимательства Павлодарской области Айбек Турсынгалиев.
По данным Комитета по статистике, с начала этого года взаимная торговля республики с партнерами по ЕАЭС упала на 11 %. Экспорт уменьшился на 16,5 %, импорт – на 9,6 %. Отметим, что в общем объеме внешнеторгового оборота Казахстана со странами ЕАЭС львиная доля (92,3 %) приходится на Российскую Федерацию.
Салауат ТЕМИРБОЛАТ-УЛЫ, «Наша Жизнь» №44, 19.11.2020г.

Наверх
Assembled by Nebel