Понедельник, 10 марта
Меню

Мелодии Вены (Столица Австрии глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 21
Мелодии Вены (Столица Австрии глазами казахстанца)
фото: Дмитрий фефелов

Часть 5. Хофбург и «балкон Гитлера»

Здесь восседали Габсбурги монархами,
Свой строя мир — казалось, навсегда,
Чтобы потомки, праздно шляясь, ахали:
«Неплохо жили эти господа!»

А господа готовили сражения,
Лелеяли плоды своей любви,
И возводили пышные строения
На взлёте счастья, на краю беды…

Особое место в городе занимает архитектурный ансамбль Хофбурга, который с 1804 по 1918 год был резиденцией австрийских императоров. Здесь находится 19 дворцов, некоторые из них официально занимает президент Австрии в качестве резиденции.

Довольно запутанный по планировке, состоящий из множества внушительных зданий и площадей, сооруженных лучшими архитекторами, Хофбург воплощает связь эпох Австрийского государства.

Здешние дворцы строились в разное время и выполнены в разных архитектурных стилях. Основные здания ансамбля созданы знаменитыми австрийскими зодчими Иоганном фон Эрлахом и Иоганном фон Хильдебрандтом. Переосмысливая итальянские и французские образцы, они создали собственный, австрийский вариант барокко.

Тут находится Музей австрийской культуры, Музей этнографии, Императорская оружейная палата и Собрание старинных музыкальных инструментов.

На всеобщее обозрение выставлены неизменные атрибуты императорской власти: корона и держава, коронационные мантии императоров Священной Римской империи германской нации и парадные одежды духовенства.

В здании бывшей Придворной, сейчас Национальной, библиотеки хранится около 35 тысяч манускриптов VII-XVI веков, десятки тысяч автографов, тысячи инкунабул (то есть книг, изданных в Европе от начала книгопечатания до 1 января 1501 года; издания этого периода очень редки, так как их тиражи составляли 100-300 экземпляров). Книжные богатства Хофбурга накапливались столетиями, начавшись с личного собрания Габсбургов, существовавшего уже в XVI веке.

К слову, в залах библиотеки чудесная акустика, в ее Парадном зале даже когда-то дирижировал Моцарт.

Чуть дальше внутри комплекса находится Испанская школа верховой езды и конюшни. Именно здесь разводили и объезжали знаменитых липиццанеров — лошадей испанской породы (так называемая липицианская порода верхово-упряжных лошадей). Великолепные белые лошади, управляемые наездниками в традиционной красной форме, и сейчас демонстрируют зрителям единственный в своем роде конный балет.

С ансамблем Хофбурга сливается примкнувший к нему целый квартал зданий, который включает в себя дворец эрцгерцога Альбрехта. Здесь размещается знаменитый музей Альбертина, где хранится около миллиона листов графики великих мастеров Возрождения, рисунки Рафаэля и Рембрандта, Дюрера и Брейгеля.

В его фонде находится в том числе и огромное нотное собрание произведений Моцарта, Шуберта, Брамса. Альбертина вообще является одним из лучших музеев Вены.

Прогуливаясь мимо венских дворцов, общественных зданий, фонтанов и памятников эпохи барокко, можно убедиться, насколько справедливо было восхищение путешественников великолепием городской архитектуры. Одно только перечисление достопримечательностей Внутреннего города может занять не одну страницу!

Есть тут и весьма специфические реликвии.

В Новом дворце Хофбурга (некогда зимней резиденции Габсбургов) расположен сегодня Дом истории Австрии — музей современной истории страны. Именно в этом музее находится дверь на тот самый балкон, с которого 15 марта 1938 года Адольф Гитлер объявил тысячам собравшихся на площади австрийцев о присоединении страны к Третьему рейху. Состоялся так называемый «аншлюс», и австрийцы приветствовали его ликованием…

Сегодня двери на балкон закрыты, попасть на него нельзя. Однако в Австрии имеются те, кто хочет это изменить и сделать балкон доступным для людей. Посетителей музея в последнее время просят высказать свое мнение: открывать или не открывать доступ? И большинство гостей Дома истории Австрии высказывается за то, чтобы позволить публике выходить на злополучный балкон.

Несмотря на то, что в прежние времена с этого балкона выступали перед людскими массами самые разные личности, в Вене его называют не иначе как «балкон Гитлера». Когда туристы, бродящие со смартфонами и картами вокруг Хофбурга, спрашивают у местных жителей, где находится «балкон Гитлера» — местные, не задумываясь, показывают, в какую сторону следует обратить взор.

Да, балкон является одним из самых ярких символов национал-социалистического прошлого Австрии. Страна долгое время старалась замалчивать тот период истории, позиционируя себя в роли «первой жертвы» Гитлера. И лишь в самом конце столетия в Австрии начали потихоньку прорабатывать собственное нацистское прошлое, однако к балкону подступиться все же не решались. Теперь же дискуссия разгорелась с новой силой.

За всю послевоенную историю Австрии балкон открывали лишь один раз. В 1992 году перед публикой, собравшейся на Хельденплатц (Площади героев), с балкона выступил лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель. Правда, речь его не запечатлелась в коллективной памяти настолько ярко, чтобы навсегда «перебить» предыдущего оратора.

А сказал Визель следующее: «Балкон — это ничто. Это символ, только и всего. Очищение, изменения не могут прийти с балкона. Они должны прийти снизу».

Продолжение следует…

Начало путевых заметок: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4