Среда, 4 декабря
Меню

Жизнь на минималках

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 212
Жизнь на минималках
фото: НЖ

Продолжение, начало автопутешествия на Алтай читайте тут.

Первым пунктом нашей остановки в путешествии по маршруту Павлодар-Рубцовск был райцентр Волчиха на окраине реликтового ленточного бора. На территории Казахстана он называется Чалдайский. А если официально, то Государственный лесной природный резерват «Ертiс орманы». Второй краешек бора, в области Абай, соответственно, называется «Семей орманы». На территории же Алтайского края он носит название Барнаульского ленточного бора, являясь самым длинным из ленточных боров Западной Сибири, его протяженность – более 550 километров. Вот на окраине соснового леса, со стороны Павлодара, и расположился райцентр Волчихинского района – село Волчиха.

Согласно Википедии, в Волчихе проживают 8470 человек. Максимально же численность жителей райцентра составляла 11 394 человека в 2004 году (мы подозреваем, что за счет переселенцев из Казахстана, но об этом ниже), но за последние двадцать лет село стабильно пустеет.

В селе работает маслозавод, пивзавод, лесхоз, строительные организации, библиотека, медицинское учреждение, ДК, колледж информационных технологий, музей, школа искусств, ДЮСШ. Есть небольшой дом бракосочетаний и новая церковь.

Наверное, в этом лесу водилось много волков, раз село так назвали. Но местные жители уточнили, что деревня стоит на берегу речки Волчиха, поэтому и сама так называется. А волки, что ж, были когда-то. Может, и сейчас есть, но не в этих, довольно густонаселенных местах. Лесные угодья в теплое время года кишат лесными надоедливыми мухами и сборщиками даров природы. Заготавливать сучья и валежник местным жителям можно без какого-либо разрешения, но на личном транспорте. Большегруз затарить не получится – лесники не пропустят. А вот запастить дровами на зиму бесплатно, если ты не ленивый и с транспортом, реально.

Операция «Мухомор»

Лес в любые времена являлся кормильцем не только для диких животных. Люди тоже находили здесь пропитание и ресурсы для заработка. В хороший сезон на машину можно было набрать белых. По окраинам бора стояли рефрижераторы, куда знатоки грибных мест выносили и сдавали ведра белых за наличку, возвращаясь на следующий круг. В самом селе принимали и сушеные – эти шли подороже. Но этот год не порадовал урожаем белых. Так в ход пошли… мухоморы! Местные рассказали, что килограмм сырых можно было сдать за 10 тысяч рублей, а сушеных так и вовсе за 25!

Кому они нужны, спросите? Всему виной эпидемия галлюциногенного трипа, так называемого микродозинга, которому приписывают всякие лечебно-чудодейственные свойства. О том, что это небезопасно, мы тоже писали. Но, видимо, критическое мышление и жажда острых ощущений у многих не совмещаются. А грибники, раз есть спрос, обеспечивают предложение. За наличный расчет, естественно.

Но заработать на машину на них вряд ли получится, да и автотранспорт подорожал, даже российский автопром. Поэтому умельцы, собирающие из двух развалюх одну на ходу – в особом почете. Ну а то, что уже непригодно для использования, складируется на задних дворах. (фото)

Дома в Волчихе разные, но практически у каждого – машина.

Есть красивые уголки с очень колоритными домами деревянного зодчества.

Говорят, в одном из таких некогда жил наш земляк-писатель Всеволод Иванов.

Где работают волчихинцы?

Как нам рассказали, основные работодатели — фермеры. В райцентре также работают школы, больница, детсад, администрация, дом престарелых и инвалидов – то есть бюджетные места тоже есть. Но уровень заработков низкий. К примеру, 22000 рублей для женщины – неплохая зарплата. Мужчины тысяч 30000 получают. Механизаторы в сезон, конечно, больше, но зимой они вынужденно занимаются своим хозяйством.

Магазины и аптеки тоже дают рабочие места, но и здесь заработки небольшие. К примеру, бухгалтер-совместитель в небольшом магазине 5000 получает. В месяц.

«А на что живут, если не работают?» — поинтересовались мы.

«Детей рожают и живут на пособия, материнский капитал обналичивают», — ответили нам. Что ж, в Казахстане тоже есть такие семьи, хоть и без материнского капитала.

Однако есть и другие примеры: небольшие села внутри бора, работы там, в общепринятом понимании этого слова, нет никакой. Только лес и подсобное хозяйство. А также рыбалка в лесных озерах, которая, по словам местных жителей, может быть очень даже неплохой.

Если же повезет и рядом откроют зону отдыха — то это тоже возможность подзаработать на обслуживании. В сезон, конечно же.

А зон отдыха в этом красивейшем природном уголке хватает. Это и летние лагеря для детей, и взрослые, от комфортабельного элитного класса до неогороженного песчаного пляжа на заросшем смоляными соснами берегу. В отличие от нашего Баянаула, где в сезон яблоку негде упасть, а от шума дискотек разбегается все живое, укромные, спрятанные в разных уголках леса или вблизи озер домики гарантируют тишину и покой, единение с дикой природой.

Озеро Моховое вблизи райцентра Ключи

Жить или выживать?

Как живут сегодня простые жители российской глубинки, нам рассказали бывшие казахстанцы, решившие в конце 90-х начале 2000-х уехать на ПМЖ на Алтай. Но здесь нужны небольшие пояснения.

В России минимальная пенсия сейчас составляет 13500 рублей. По курсу это примерно 67500 тенге. В Казахстане «голая» минималка, это сумма солидарной и базовой – 86028 тенге. Учтите, что и коммуналка у нас ниже, чем в РФ.

Так что прожить на 13500 рублей, когда коммунальные платежи за однокомнатную квартиру в месяц сжирают около 5000, — это, можно сказать, искусство.

Именно такую пенсию получает переехавшая больше 20 лет назад из Казахстана в Волчиху женщина. Когда-то ситуация с размерами пенсий была прямо противоположной, пенсии в Казахстане были низкие, в России заметно выше, плюс много льгот оставалось со времен СССР. И это было, в числе прочих, одним из аргументов для переезда.

Но с тех пор много воды утекло: льготы отменили, пенсии перестали толком индексировать. Однако жилищную помощь всё-таки выдают, после бюрократических процедур в месяц рублей 300-400 набегает.

За счет чего выживают? Во-первых, огород у дома. Даже многоквартирного. Плюс смекалка, взаимовыручка и фермерские магазины.

Огороды у многоэтажки

«Когда мы с родителями переехали, купили здесь деревянный дом с большим огородом. Пенсия была неплохая, я работала. Потом родителей не стало, и мне одной в своем доме стало невмоготу. Там очень много тяжелой работы: воды натаскать, дров напилить, угля принести, печку топить. И я его вовремя успела продать, почти хватило вот на эту однушку. Топят, правда, не всегда хорошо. Вода в доме, горячую грею бойлером, канализация опять же…»

— А почему пенсия такая маленькая? Стажа нет?

«Стажа у меня больше 40 лет, только его не взяли во внимание – то справки не те, то печати, а то и вовсе архивы предприятий, где в Казахстане работала, не сохранились. Вот и назначили минималку, как тем, кто всю жизнь прохлаждался. Как выживаю? Да справляюсь, родные здесь, помогают, кто чем. Вот племянница, в магазине работает, позвонила, у них филе куриное по акции – 210 рублей за килограмм. Побежала, купила. А то куриные супнаборы беру, крылышки. Не просрочку, а по акции! Муки мешок привезли, хлеб сама пеку, пироги стряпаю. Сейчас вот тыквы с огорода напарила. Кашу на молоке фермерском, настоящем, варю. Оно и вкуснее, и дешевле магазинного. Правда, снова подорожало (60 рублей за литр)», — рассказала пенсионерка.

Сельпо. Говорят, еще несколько лет назад оно работало

— Возвращаться не собираетесь?

«Да куда ж возвращаться, кто меня там ждет? Могилки дедов, разве что. Так в Волчихе теперь мои родители похоронены, куда я от них?.. Хотела бы съездить на родину, конечно, но автобусы теперь в Павлодар не ходят, надо до Михайловки или Кулунды ехать, а оттуда попутки частные ловить. Боязно…»

А еще в селе работает рынок. Вот несколько фото оттуда.

Напротив, с автолавки продавали яблоки разных сортов. Как нам сказали, алматинские. По 150 рублей за килограмм. Покупатели были, хоть и жаловались, что дороговато, в магазине дешевле. «Зато ароматные», — парировали продавцы.

А наш разговор плавно переключился на обсуждение деревенских новостей. Оказывается, здесь тоже популярны чаты в Ватсапп, где обсуждаются местные новости, прогноз погоды, все, чем живет село.

На тот момент было актуально объявление о продаже живых кур-несушек с красавцем-петушком. Всего по 600 рублей за голову. Но тут кто-то прочитал планируемые Правительством РФ изменения в правилах их содержания. Которые, в частности, запрещают нахождение любых деревьев около птичников. То есть, яблони с огорода придется пилить.

«Ну, как придумают что-то, хоть стой, хоть падай, лучше бы они просто так сидели и 500 тыщ получали, чем такой глупостью бумажки марать!»

«А наши вот время ни с того ни с сего перевели, в потемках теперь живем», — парировали мы, и разговор логично свернул на критику чиновников обеих стран.

«Да врут все нам, одни идиоты во власти! Свою голову надо на плечах иметь» — сделали сельчане свое резюме.

Что еще обсуждают в деревенском чате, смотрите на слайдах

А еще в селе есть чат автомобилистов, в нем сообщают, в частности, куда поехала патрульная машина, особенно если она с барнаульскими номерами.

Где отдыхают и как развлекаются волчихинцы, читайте в нашем следующем материале.

Продолжение следует…