Пятница, 13 декабря
Меню

Построят ли содовый и кремниевый заводы в Павлодарской области?

  • Павел Миргородских
  • 15205
Построят ли содовый и кремниевый заводы в Павлодарской области?
фото РСК Павлодарской области

Почему наша область в числе экологических аутсайдеров, кто и как контролирует выбросы заводов, разночтения в показателях? Об этом вице-министр экологии и природных ресурсов рассказал павлодарским журналистам.

По последним данным, Павлодарская область входит в число самых загрязненных по выбросам в окружающую среду регионов. Жители Павлодарского Прииртышья связывают это с увеличением числа промышленных предприятий и отсутствием контроля за деятельностью заводов в специальной экономической зоне.

«Есть специальная экономическая зона или нет, любое новое предприятие составляет необходимую проектную документацию в области экологии. В ней четко указывается весь объем загрязняющих веществ, который будет поступать в окружающую среду от деятельности. Что касается специальных экономических зон, технопарков или индустриальных парков, то есть такое понятие как ЦПКО — целевые показатели качества окружающей среды. Это тот нормативный документ, который разрабатывается местными исполнительными органами и в котором определяется совокупность влияния всех предприятий, находящихся на территории одного населённого пункта. В ряде регионов эти нормативные документы разрабатываются, и эти показатели Павлодара позволят понять, можем ли мы ещё в городе, внутри селитебной зоны располагать дополнительные производства или нет. К примеру, если завтра какой-то бизнесмен захочет здесь запустить завод, но мы скажем: дорогой мой, вот граница города, и уже в рамках ЦПКО не влезаешь с точки зрения объема загрязняющих веществ. Пожалуйста, вот тебе за городом территория — строй там, но в рамках селитебной зоны это не позволяется», — сообщил на пресс-конференции вице-министр экологии и природных ресурсов Жомарт Алиев.

Также представители СМИ спросили у чиновника о разночтениях цифр в отчетах. Вице-министр подтвердил, что, действительно, иногда с разночтением тех или иных цифр по дорожным картам они сталкиваются, потому что дорожная карта имеет три стороны взаимоотношений — это министерство экологии, департамент экологии и местный исполнительный орган. Природопользователь дает информацию и местному исполнительному органу, и министерству экологии о тех или иных проводимых работах.

«За последние два года в результате отдельных причин не было плановых проверок не только у экологических инспекторов, но и практически у всего корпуса госорганов, который наделен функциями государственного контроля. Это было связано с тем, что пересматривалась вся система государственного контроля, и зачастую те цифры, которые дает природопользователь, экологические инспекторы перепроверить не могут. Перепроверяется это все только, когда инспектор заходит на предприятие и своими глазами видит то, что сделано. Я ни в коем случае не хочу сказать, что кто-то нас ввел в заблуждение, но дело в том, что за каждым природоохранным мероприятиям стоит помимо финансовых затрат и физическое исполнение, и экологический эффект», — объяснил чиновник.

В качестве примера он привёл ситуацию с фильтрами. Фильтр сегодня можно купить и заплатить за него миллионы тенге, но пока этот фильтр доедет, условно говоря, из Европы, пройдет время.

«По отчетности получается — физически деньги заплатили, несколько сотен миллионов тенге, но фильтра ещё нет. Физической реализации не было, а экологического эффекта тем более не видать, пока он не придет, его не поставят, не обкатают и не введут в эксплуатацию. Скорее всего, из-за этого произошли разночтения. Вы знаете о политической ситуации с санкционными мерами в отношении наших соседей. Она очень сильно сказалась на логистике, на поставке, потому что у нас очень много оборудования, которое нацелено на экологию, на очистные сооружения, и оно делается за границей. Если говорить простым языком, с точки зрения политических ситуаций, военного конфликта, эти вещи начали растягиваться, и поэтому мы тоже понимаем, что у природопользователя объективные причины. Если он до введения санкций знал, что уложится за полгода, то теперь эта процедура растягивается на два года», — рассказал Жомарт Алиев.

Спикер подчеркнул, что по каждому мероприятию необходимо детально разбираться, почему произошло разночтение, но то, что область оказалась в числе экологических аутсайдеров — это факт.

«Акимат области разработал дорожную карту по улучшению экологической ситуации. Если мне память не изменяет, из 33 пунктов на сегодняшний день 14 уже реализованы, остальные имеют более длительное решение по времени. Здесь такие же типичные проблемы, как и в других промышленных регионах с загрязнением атмосферного воздуха, со сбросом сточных вод, с переработкой, утилизацией, сортировкой твердых бытовых отходов. Все платежи природопользователей направляются в область, и областной бюджет не имеет права их расходовать на другие цели, кроме как на реализацию природоохранных мероприятий. Если до 2021 года этой нормы в бюджетном кодексе не было, и из всего объёма поступления бюджетных средств от платежей за эмиссию реализация была всего 10-12% в целом по республике, то сегодня это обязанность стопроцентная», — заверил вице-министр.

В числе прочего журналистов интересовал вопрос о строительстве новых заводов: содового, кремниевого и крахмального.

«Проекты проходят процедуру экологического регулирования, экологическую экспертизу, насколько технологические решения и сама технологическая цепочка соответствует нормам экологического законодательства. Кремниевый завод, насколько я знаю, первую стадию прошел, но на сегодняшний день ни одного документа для получения экологического разрешения ещё нет. Поэтому говорить о том, что завод завтра уже начнет строиться – рано. Ни одно новое предприятие без наличия экологического разрешения не имеет права начать стройку. Что касается содового завода, проектное решение есть. Могу ошибиться, но оно проходит стадию экспертизы», — ответил чиновник.