Четверг, 5 декабря
Меню

Павлодарский затон

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1997
Павлодарский затон

Начало
Большую роль в истории становления и развития городов, стоящих на реках, всегда играли так называемые «затоны». Известный советский топонимист и географ Э. М. Мурзаев нам сообщает: «Затон – это длинный непроточный залив в реке, защищенный от ледоставов и ледоходов, например, на Волге, Дону, Урале, Иртыше, Оби. Одним словом, удобный речной залив – место зимовки и постоянной стоянки речных судов, барж и лодок от ледохода в устьях протоков рек, нерукотворная гавань». Слово «затон» образовалось от русского слова «затопить», «затопление», «затопленное место».
В Коряковском форпосте не было тогда названия затон, местные жители называли Усольская заводь, где на зиму устанавливали дощаники и большие лодки-коноводки для перевозки коряковской соли вниз по Иртышу.
Термин «затон» стал внедряться в иртышских городах во второй половине XIX века, когда в заводях и заливчиках на реках Сибири стали зимовать более крупные суда с паровым двигателем – пароходы и создаваться мастерские по ремонту этой речной техники.
Павлодарский затон, бывшая Усольская заводь, стал тесным для паровых судов и подлежал расширению. Начиная с конца 60-х гг. XIX века и до 1900 года в павлодарском затоне ежегодно зимовало от 10 до 50 речных судов и барж. К тому же в затоне появились две пристани – одна, самая старейшая, это соляная (существовала с 1750 года) и грузовая, ставшая одной из главных по перевалке хлебных грузов и продуктов сельского хозяйства, привозимых из казахской степи – шерсти, сала, скота в период летней навигации. Павлодарский затон как часть города возникал на южной окраине, и его отделяла от казачьей станицы часть пустыря, лежащая от нынешней улицы Академика Чокина до улицы Ломова.

Судоремонт
Появление ремонта судов в Павлодаре было продиктовано временем. С каждым годом все труднее было отправлять речные суда на ремонт в Тобольск, Тюмень и Омск. Пароходовладельцы решили и в Павлодаре начать ремонт судов. В декабре 1899 года на базе зимовки судов Обь-Иртышского бассейна в Павлодарском затоне возник первый кузнечный цех, и были построены первые бараки для ремонтников – слесарей и кузнецов. С течением времени возникли столярный цех и механическая мастерская с одним станком. К 1905 году в затоне образовался достаточно сплоченный коллектив рабочих, который отстаивал интересы и защищал права работников. Ремонтные рабочие и водники речных судов создали свой жилой городок в затоне. В 1903 году из Омска был привезены верстаки и станки для ремонта судовых двигателей, паропроводов, штурвалов, клапанов и инжекторов. Примерно в 1910 году судоремонтники приобрели новый станок с трансмиссиями, работавший от движка. Он долгое время служил на заводе и был снят с вооружения в 70-х гг. ХХ века.

Первая забастовка
Как известно из истории рабочего движения, в начале ХХ века в России то тут то там возникали стихийно стачки и забастовки. Они были отмечены и на экибастузских копях в 1901–1903 гг. и вызваны тяжелым положением рабочих. Владельцы шахт и пароходов не учитывали их жизненные права. Волна революционных событий 1905 года докатилась и до павлодарских водников.
18 декабря 1905 года речники Павлодара, солидаризируясь с рабочими Красной Пресни в Москве, собрались на митинг и выработали свои требования к судовладельцам. Рабочие-водники и судоремонтники создали первый совет, на котором рассмотрели ряд важных вопросов: выплата пособий во время болезни или несчастного случая на производстве, организация на средства владельцев речного училища для подготовки мотористов и рулевых, оказание медицинской помощи, увеличение зарплаты, введение 8-часового рабочего дня и др. Заслуживает внимания, что павлодарские водники первыми в Иртышском бассейне выступили инициаторами борьбы против произвола владельцев и создали первый среди речников Прииртышья совет рабочих в Казахстане. Об этом с 1979 года говорит нам мемориальная доска, установленная на входе на территорию бывшего судоремзавода в связи с его 80-летием.

Новые времена
Еще до появления судоремонтных мастерских в затоне предприимчивый купец Покровенный в 1876 году построил свою пивоварню, через 20 лет ее купил тарский купец Пятков и развил свое пивоваренное производство. Пивзавод находился на Троицкой (ныне Академика Сатпаева) улице близ затона. До сих пор сохранился длинный склад бывшего пивзавода, стоящий на четной стороне улицы между улицами Маяковского и Ломова. В 1910 году немецкий купец Тиссен рядом с пивзаводом ближе к пристаням построил первую паровую мельницу. Так постепенно застраивался пустырь между станицей и затоном. Существовавшая с 80-х гг. XIX века пассажирская пристань тоже слилась с затоном и станицей и образовала проулок Пристанский (улица Калинина – ныне улица Академика Чокина), а затонские предприятия образовали между соляной пристанью и мельницей проулок Мельничный, названный в 1919-м «28 февраля» в честь даты национализации флота (с 1943 г. – улица Маяковского).
Позже, в 20-е годы, появились переулки Водников, Заводской, Депутатский, Пионеров, улицы Клубная (ныне Павла Васильева), Затонская (ныне Гагарина).
В связи с национализацией флота все частные судовладельческие компании Игнатова и Курбатова, Плотникова и Корнилова, Широкова и Плещеева были превращены в единое Иртышское пароходство, разделившееся потом в Верхне-Иртышское с центром в Семипалатинске и Западно-Сибирское Иртышское пароходство с центром в Омске.
С 1919 началось переименование пассажирских пароходов, плавающих на линиях Тобольск – Омск – Семипалатинск. Так огромный двухпалубный пароход «Нор-Зайсан» стал «28 февраля», с течением времени почему-то цифра 2 потерялась или кто-то забыл в период ремонта, и уже после Великой Отечественной войны пароход носил имя «8 февраля»; пароход «Михаил Плотников» стал «Красный путь», «Андрей Первозванный» стал «Карл Маркс», «Петроград» с 1924 года стал «Ленинград», «Фелицата Корнилова» – «Роза Люксембург», «Прокопий Плещеев» – «3-й Интернационал», «Добрыня» – «Красноармеец» и т. д. В течение первых лет после установления власти большевиков в Павлодаре в затоне начали проводиться первые субботники и воскресники. Организованная партийная и комсомольская ячейки наводили порядок в затоне. В первую очередь шло восстановление заброшенных в годы революции и гражданской войны речных судов и барж. Их приводили в надлежащий вид – очищали от грязи и мусора, чистили, красили, ремонтировали ходовую часть. В первую летнюю навигацию 1920 года были готовы три судна и один пароход, две баржи. Восстановление продолжалось до 1925 года.

Первая комсомольская ячейка
Хотелось бы здесь рассказать о том, как создавалась и работала первая в городе комсомольская организация Павлодарского затона. Мне довелось в 70-х годах ХХ века встречаться с ее первым секретарем Алексеем Николаевичем Булышевым, приезжавшим в Павлодар из Свердловска, где он жил последние годы. Вот что пишет в своей статье «Первая ячейка»(28.10.1978 г. «Звезда Прииртышья»).
«История создания ее такова. После окончания навигации 1920 года партийное бюро ячейки водников и Павлодарский уездный комитет РКСМ провели собрание молодых речников и подростков из семей рабочих водников. Оно состоялось в воскресенье 28 декабря 1920 года, после воскресника. Послушать секретаря партячейки водников П. И. Борисихина – кавалера ордена Боевого Красного Знамени, награжденного за боевые заслуги в боях против Колчака, пришли молодые кочегары, матросы, масленщики, штурвальные и др…»
В тот же день записались в комсомол 20 человек, среди них и Алексей Булышев. В 1921–1923 гг. он возглавлял эту комсомольскую организацию. На счету затонского комсомола организация осенью 1921 года производственного обучения подростков в судоремонтных мастерских. Эту школу прошли комсомольцы Петр Наугольных, Владимир Дуркин, Георгий Вакулин, Иван Чухарев, Иван Григорьев и др. 15 января 1922 года собрание ячейки постановило присвоить имя немецкого революционера Карла Либкнехта затонской ячейке. Члены ячейки изучали политграмоту, пели революционные песни, трудились на субботниках и воскресниках.
В год ленинского призыва (1924 г.) ячейка комсомола дала рекомендации 16 комсомольцам для вступления в партию большевиков, а член комсомольской ячейки матрос Александр Патокин был делегатом исторического 6-го съезда ВЛКСМ в Москве в 1924 г.

Городок водников
К началу 20-х гг. ХХ века в Павлодарском затоне было всего несколько рабочих бараков и предприятия из трех цехов судоремонтных мастерских. Здесь не было ни детского сада, ни школы, ни клуба, была одна торговая лавка и кабак. Решением партийных и профсоюзных органов было принято решение о строительстве нового городка для водников – речников и судоремонтников. В 1920 году в здании бывшего казачьего начального училища, стоящего на четном углу улиц Ленина и Максима Горького, была открыта школа для детей водников. Через 4 года в затоне было построено новое здание школы водного транспорта, через несколько лет ставшей семилетней (это будущая СШ № 13), а бывшая первая школа водников стала начальной школой 1-й ступени № 1. В 1924 году в бывшем доме богача Красноперова был открыт детский сад водников. В одном из домов по улице Карла Маркса была открыта поликлиника водников. Позднее выяснилось, что это был дом Карбышевых, где до революции проживали родной брат и мать генерала, Героя Советского Союза Дм. М. Карбышева.
Интенсивное жилищное строительство в городке водников началось с 1925 года. В течение 1925–1929 гг. были построены 12 жилых одноэтажных деревянных домов на 55 семей, затонская баня, пожарное депо, электростанция, магазин и столовая, в 1928 году открыт клуб водников, названный именем В.В. Куйбышева в 1936 году (здание клуба снесено в 1998 году). Чтобы как-то отметить территорию затона от остальной части города, в 1924 году при въезде в затон на улице Троцкого (потом Дзержинского, а ныне Академика Сатпаева), сразу же за улицей Свердлова (ныне Ломова), была сооружена «Батуринская арка», своеобразное деревянное сооружение в виде арки с элементами декоративно-прикладного искусства. Автором этого сооружения стал русский художник-передвижник, живший в Павлодаре по воле судьбы с 1919-го по 1929 год, Виктор Павлович Батурин. Эта арка, простоявшая ровно 50 лет, из-за ветхости была убрана в начале 70-х гг.
К 1940 году в затоне появился свой парк с танцплощадкой, был даже установлен примитивный фонтан, у входа в парк были установлены бюсты И. В. Сталина и В. И. Ленина. В затоне сложились со временем свои традиции. Сюда даже городскую молодежь на танцы не всегда пускали, называя их «пришлыми». В затоне был свой духовой оркестр, которым руководил Бабин. В 30-е годы расширялись и мастерские по ремонту судов. Были построены новые здания для механического и литейного цехов.
Но городок водников перенес и тяжкие испытания в дни разгула репрессий. Они коснулись многих семей водников и судоремонтников. В 1937 году подверглись арестам более 50 человек, в 1938 году были расстреляны лучшие люди затона, среди них стахановцы-комсомольцы и стахановцы-коммунисты. По данным облгосархива, подверглись уничтожению как враги народа  Н.В. Галкин (1894–1938) – техник-нормировщик судоремонтных мастерских, С. П. Галямов (1892–1938) – начальник караванного цеха Павлодарского затона, М. М. Лукомский (1904–1938) – помощник мастера столярно-плотницкого цеха судоремонтных мастерских, М. С. Пачин (1893–1938) – мастер литейного цеха судоремонтных мастерских, Г.А. Сысолов (1887–1938) – кладовщик лесосклада Павлодарского затона, П. Д. Сысолятин (1909–1939) – начальник производственно-технического отдела судоремонтных мастерских, А. А. Ульянов (1892–1938) – директор Павлодарского затона и судоремонтных мастерских и Ф. Е. Явгет (1882–1938) – старейший рабочий-кузнец, стахановец с 1932 года, мастер механического цеха судоремонтных мастерских. Все они были реабилитированы в 1957 году. К сожалению, их имена не увековечены на территории современного затона памятным камнем или мемориальной доской.
Таким был этот уголок старого Павлодара до войны.

Эрнест Соколкин, почетный гражданин Павлодара, историк-краевед, «Наша Жизнь» №21, 11.06.2020г.