Пятница, 26 апреля
Меню

О парках, дворах, остановках и дорогах

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2145
О парках, дворах, остановках и дорогах

Какие объекты Павлодара ожидает переход в доверительное управление в рамках государственно-частного партнерства? Когда, наконец, давно не видевшие метлы внутридворовые территории вновь заблистают чистотой? Как скоро залатают разбитые за зиму дороги и когда появится первая в нашем городе теплая остановка? На эти и другие волнующие горожан темы корреспондент НЖ побеседовал с руководителем отдела ЖКХ города Павлодара Вадимом Ковальчуком.

— Цель государственно-частного партнерства — уменьшение бремени нагрузки на бюджет. И сейчас мы работаем в трех направлениях — остановки, освещение и парки. Изобилия выбора нет. У меня были предложения пляж на Набережной отдать, как, к примеру, в Астане сделали — пляжную зону отгородили сеткой, наладили качественное обслуживание, поставили малые формы, — но у нас это так и осталось идеей. Сейчас мы объявляем на нашем сайте, везде сообщаем, что вот есть парки, скверы, остановки и освещение, которое мы готовы передать бизнесу на взаимовыгодных условиях, — рассказывает руководитель отдела ЖКХ о реализации программы государственно-частного партнерства.

— Парк Гагарина также входит в программу ГЧП. Уже есть «новый владелец»?

— Это астанинская компания «ФордЭкспо», но пока что все на уровне переговоров. Этот парк, если останется в нашем ведении, в среднем обойдется в районе двух или двух с половиной миллионов тенге в год – это только содержание и уборка. А на все парки и скверы по городу, грубо говоря, у нас уходит 53 миллиона. Детские площадки, футбольные и баскетбольные поля – на содержание таких вещей большие деньги уходят. Парк делался на спонсорские деньги, и сейчас нам пока что его не передали, как только передадут, мы хотим сразу, пока он «свежий», отдать частнику. С одной стороны, он будет развивать этот парк, с другой стороны, нам удобно с содержания его строку убрать.

— Некоторых павлодарцев беспокоит, не станут ли уже установленные площадки платными…

— Те бесплатные игровые конструкции, которые сейчас там есть, так и останутся бесплатными. А уже дальше всякие развлекательные аттракционы или площадки закрытого типа, которые сам частник поставит, — они будут определять, какими сделать. С них он будет деньги зарабатывать, в этом вся суть. Но все требования, которые есть по еженедельной уборке, однозначно будут прописаны в договоре, и любые изменения, коли мы балансодержатели, будут вноситься с нашего согласования.

— На какой срок передается парк?

— Предполагается 20 лет, и дальше по нарастающей. С меньшим сроком он боится вкладывать средства, там же окупаемость годами идет. От сроков аренды, то есть доверительного управления, будет зависеть сумма вложения. Ориентировочно это 500 миллионов тенге.

— Какие плюсы от перехода в доверительное управление остановочных павильонов?

— На остановки пассажирского автотранспорта у нас на содержание уходит 12-15 миллионов тенге. Помыть и заменить, если разбили, стекла или что-нибудь подварить. В прошлом году, к примеру, нам дали 13 миллионов на их содержание. Сейчас хотим, чтобы это содержание у нас забрал частник. На первом этапе у нас будет год доверительного управления. Всего пока что планируется на пять лет. Они, это местная рекламная компания «Регион 14», бесплатно будут обслуживать, смотреть за освещением остановочных павильонов, за их внешним видом, и есть еще договоренность, что они установят на них точки бесплатного Wi-Fi.

— Много остановок получат Wi-Fi?

— Не все, но хотя бы в центральных местах. Это, к примеру, улицы Сатпаева, Кутузова, Торайгырова, Лермонтова, Ломова. Определим места, которые просматриваются камерой и где патрули часто ездят. Всего планируем поставить около ста раздатчиков Wi-Fi. То есть, грубо говоря, у нас где-то 400 остановок, и мы на каждой четвертой поставим. Ранее они уже пробовали, как вы знаете, ставить на ЦУМе, но их выламывают, ничего не остается буквально через несколько дней. Поэтому будут какие-то антивандальные коробочки металлические устанавливать или на крышу остановки крепить, чтобы неудобно было снимать. Далее каждый год около пяти миллионов тенге частник будет тратить либо на модернизацию старых, либо на установку новых и более красивых видоизмененных остановочных павильонов. Также в первый год они нам обещают одну теплую остановку поставить за свой счет.

— Где поставят теплую остановку?

— Это будет один большой остановочный павильон на вокзале. Планируется, что в ней будет освещение, отопление и Wi-Fi. Там большое скопление людей, сильное движение трамваев и автобусов, причем все в одном месте. Мы изучали практику Астаны, Петропавловска и других городов Казахстана, где их ставили ранее. Там, извините за выражение, они становятся по ночам «бомжесборниками» — бомжи с тепловых камер быстро перебрались на уютные скамеечки. Из-за того, что они там живут, остановки не могут обрабатывать. Закрывать их на ночь нет возможности, все равно сломают. А на вокзале все-таки полиция ходит, патрули смотрят.

— С городским освещением уже определился претендент?

— Пока что есть четыре или пять компаний, но у всех у них жесткие условия и одинаковая идея. Предлагают так: они вкладывают, допустим, 200 миллионов тенге и ставят в городе энергосберегающие светодиодные фонари. Экономия бюджета будет, к примеру, 70 миллионов тенге. И они хотят эту экономию по электричеству забирать. Они так предлагают, а я им вернуть ее не могу, потому что у меня нет такого законодательного механизма, и не знаю, какие тут могут быть механизмы. Юридически мы не видим возврата сэкономленных денег. Здесь идет фактическое употребление, никак тут не обыграешь. Сейчас они сами отрабатывают с институтами, ищут законодательные базы, как это можно сделать.

— Почему бы городу самому не перейти на светодиодные при такой экономии?

— У этих фонарей гарантия пять лет, никто большую не хочет давать. А мы из практики видим, что они больше пяти лет не служат. То есть, с уходом этого партнера по ГЧП все потихонечку будет выходить из строя. Если обычная лампа, это копеечные расходы и легко меняется, то светодиодный светильник, примерно, стоит 40 тысяч тенге. Он легко сгорает, и я его должен заменить целиком. Там нельзя лампочку заменить, он неремонтопригодный. Сравните — лампочку за 500-700 тенге заменить или фонарь за 40 тысяч. И они очень быстро модернизируются. Вот те фонари, которые поставили на Казахстанско-российский бизнес-форум в 2012 году, на них уже запчасти не выпускают.

— Многие городские улицы и парки в плачевном состоянии, ожидает ли их ремонт?

— Есть три вида ремонта дорог: текущий ремонт, он же «ямочный», средний ремонт — это замена бордюрных камней, тротуаров при наличии ПСД, и есть капитальный ремонт — это полная замена дорожного покрытия, всех поливочных дел, всего освещения и прочего.

На текущий ремонт дорог и тротуаров у нас заложен 101 миллион тенге. По этой программе мы уже отрабатываем по всем разбитым дорогам и тротуарам, в том числе, по паркам и скверам. Сейчас мы, в первую очередь, отремонтировали парк Победы, чтобы было готово к праздникам, параллельно занимаемся парком Афганцев. Поэтапно будем все оживлять.

Что касается среднего ремонта, то сумму пока сказать не могу. Деньги заложены, объекты есть, просто сейчас они меняются. Изначально нам утвердили деньги на две улицы: улица Крайняя, это от улицы Минина в сторону 19-й автодороги — там яма на яме, и даже автобусы тяжело ходят, и улица Российская — от Чкалова до Крайней. Это улицы, которые будут делаться точно.

Сейчас понемногу областной бюджет нам добавляет деньги на ремонт, поэтому вносим корректировку. Добавляем такие дороги, как автодорога на НПЗ, по-моему, называется 1-я автодорога, потом автодорога №3 — она в районе тракторного завода, и автодорога №20, это в районе АО «Казэнергокабель».

Также мы запросили средства, ориентировочно 18 миллионов, на ремонт старой набережной — это от улицы Кривенко и в сторону спасательный станции. Там будут белиться, краситься, меняться ограждения.

Если в среднем мы делали максимум 10 километров дорог, то в этом году мы хотим сделать 21 километр дорог.

— Ожидает какие-нибудь дороги капитальный ремонт?

 — Капитальный получит в этом году дорога в Усольском микрорайоне — это улица Майры. Она единственная, где будет такой ремонт. Там очень узкая дорога, машины не разъезжаются, повороты очень опасные, поэтому она будет расширяться. Мы заказывали туда проект — уклоны, отметки, ширина — все нормативы будут соблюдаться. Это будет самый дорогой проект, его сметная стоимость 194 миллиона тенге.

— Многих горожан беспокоит вопрос соответствия графиков хождение автобусов…

— По поводу автобусов, да, есть обращения от людей. Мы выезжаем и проверяем наличие автобусов. Отрабатывали в марте и вот сейчас, в апреле. У нас два человека проверяют с утра, сколько вышло автобусов, кто не вышел, причины невыхода на маршрут и параллельно проверяют, как они на конечные приходят.

— По городу не проводите мониторинг?

— Мы хотим, но у нас пока что физически возможности нет интервально на остановках смотреть. У нас всего два человека в секторе. Помните, у нас работало приложение для телефона «Автобусы Павлодара»? Вот в моем видении лучше бы было реализовать мониторинг с помощью программного комплекса, через который оно работало. Если бы у нас было финансирование, я бы его еще доработал, чтобы оно само следило за транспортом. У всех больших автобусов стоят GPS- передатчики, мы обязали бы, чтобы остальные автобусы перевозчик тоже оснастил. И у нас есть программное обеспечение, чтобы мы видели на экране, где какой автобус ездит, его интервальность. Заложил туда скоростные режимы и отклонения от графика, чтобы в конце дня выдавало, где и кто не дорабатывает. И тогда уже можно разговаривать с перевозчиками —  вот у вас был интервал, вы его нарушили, приложение все показывает.

Пусть там 0,8 миллиона тенге будет стоить доработка этой программы, но я буду ратовать за то, чтобы именно так сделать.

К слову, мы сейчас стикеры хотим повесить на остановки со схемой города, с информацией, куда и на каких автобусах можно уехать и интервальностью движения. Нам бесплатно помогает уже упомянутый «Регион 14». Планируем после 15 апреля их начать вешать.

— Внутридворовая территория – беда многих жилых домов, что планируется здесь?

— По правилам благоустройства кондоминиумы должны убирать на 10 метров от дома, а все остальное считается городской территорией и относится к ведению ЖКХ. Вот на этих территориях будет налажена уборка на постоянной основе, что до этого времени практически не делалось из-за отсутствия финансирования. Теперь регулярно по графику раз в 10 дней будет делаться нормально подбор мусора, убираться детские площадки. Также весной и осенью вся листва, палки и ветки будут систематически под грабли убираться.

До этого как было — образовалась стихийная свалка, мы идем убираем, то есть выборочно. А сейчас мы посчитали, что, если сделаем многократность уборки с определенным количеством людей, мы сможем обойти и город убирать. Сделали приблизительный расчет, попросили у маслихата деньги. Они одобрили. Сейчас у нас на это выделено 45 миллионов. Всего же планируется 74 миллиона тенге на уборку внутридворовых территорий.

— Спасибо за подробную информацию.

Константин ВЛАСЕНКО, НЖ№15, 14.04.16