Суббота, 27 июля
Меню

Ко̕му̵ вы͘г͢од́н͟о̴ ̵д̴ои̵т͡ь ͝мыш̷ей?

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1941
Ко̕му̵ вы͘г͢од́н͟о̴ ̵д̴ои̵т͡ь ͝мыш̷ей?

Прочитайте статью до конца и не верьте всему, что пишут в интернете.

«Тайна всплыла наружу сегодня! Казахи затаили дыхание», «Назарбаев подвёл казахов. Народ не простит ему этого поступка», «Пенсии не будет с 1 марта. Закон уже принят! Читайте подробности» — такие кричащие анонсы статей на российских сайтах видели многие казахстанские пользователи интернета. Некоторые сочли их политической провокацией накануне парламентских выборов. Я провёл небольшое расследование и выяснил, что мы имеем дело с недобропорядочным видом интернет-рекламы, граничащей с аферизмом.

Итак, за последние несколько месяцев я заметил, что на российских сайтах стали настойчиво появляться рекламные баннеры с анонсами статей, дискредитирующими президента Казахстана в глазах соотечественников. Помню, что встречал похожие анонсы пару лет назад, но они были курьёзными: «Назарбаев опасается, что его опасения не безосновательны». Сегодняшний «наезд» на лидера нации более конкретен.

В этот раз, нажав на рекламный баннер, я перешёл на портал news.bumdum некоего «Агентства актуальных новостей» и понял, что это не политический заказ, а наглая тизерная реклама и чей-то бизнес на партнёрских программах. Для начала объясню, что это такое.

Тизерная реклама в интернете. Тизер в переводе с английского – «завлекалка», «дразнилка». Это рекламный баннер, содержащий часть информации о продукте, но при этом сам продукт не демонстрирующий. Цель тизера – заинтриговать читателя и побудить его нажать на баннер для перехода на сайт, где размещён продукт. Продуктом может быть что угодно: фотография, видеоролик, онлайн-тест или игра, интернет-услуга, файл для скачивания, рецепт, номер электронного кошелька для сбора денег больному ребёнку и т.п. В данном случае таким продуктом стала провокационная статья.

Партнёрская программа в интернете. К примеру, человек создал сайт, страницу или группу в соцсетях и решил на них заработать. Для этого он заключает партнёрское соглашение с виртуальным магазином или сайтом, предоставляющим какие-либо услуги, размещает на своих интернет-ресурсах рекламный баннер этого сайта и получает деньги за каждого посетителя, который зашёл от него к партнёру. Партнёрских программ сотни (они есть у поисковиков Google и Yandex, видеохостинга Youtube, файлообменника Letitbit и т.д.), но заработки на них небольшие. Кто-то получает 50 центов в день, кто-то пять долларов.

Всё зависит от разрекламированности собственного сайта и умения создать креативную тизерную рекламу, чтобы завлечь своих посетителей на сайт партнёра. А также от количества собственных сайтов. Больше сайтов – больше партнёрских соглашений – больше рекламы – больше денег. Но в то же время увеличиваются и расходы на содержание и продвижение своих интернет-ресурсов. Я сравниваю такой вид монетизации сайтов с доением мышей – также хлопотно и малоэффективно.

Проблема в том, что данный вид электронного бизнеса доступен каждому школьнику, потому что не требует специального образования и больших капиталовложений. Поэтому таких «партнёрщиков» расплодилось по всему рунету около сотни тысяч, и каждый из них обзавёлся десятками самодельных сайтов или страниц в соцсетях. Они внесли свой весомый вклад в превращение интернета в большую информационную помойку и в распространение дезинформации.

Сейчас среди этих малолетних «креативщиков» в моде фейковые (фальшивые) новости. В интернете легко найти инструкции, как создавать фейковые новости на злобу дня. Для того, чтобы привлечь внимание читателей к своему сайту и размещённой на нём рекламе партнёров они выдумывают разные истории. От безобидных, например, о том, как в Венецию заплыл океанский кит, до бомбардировок жилых кварталов в Донецке или непопулярных мер, якобы, принятых президентами. Не редко жертвами фальсификаторов становятся известные люди, которых они «хоронят», «женят», приписывают им то, что они не совершали и не говорили.

Рассмотрим конкретный пример с Назарбаевым. Итак, увидев анонс «Назарбаев облажался», я перешёл по ссылке и попал на портал некоего «Агентства актуальных новостей». Первое, что меня смутило – страница полностью занята рекламой, а вверху всего одна маленькая заметочка (пунктуация и орфография сохранена): «В сложившейся экономической ситуации правительство подумывает об отмене пенсии с 1 марта 2016 года». Нажав кнопку «Читать далее», я перешёл на продолжение статьи: «Ведь все средства будут направленны на урегулирование курса, стабилизации экономики и понижении цен на продукты. Пока этот вопрос до конца не закрыт». Вот, собственно, и вся «новость». Сделали громкое заявление в анонсе: «облажался», «подвёл» и только в конце пояснили, что «вопрос не закрыт». Выходит, что не облажался, не подвёл? При всём моём недовольстве пенсионной системой РК, в данном случае я вижу очень нечестную статью.

Остальное пространство сайта «Агентства актуальных новостей», как я уже говорил, заполнено баннерами с весьма специфической тизерной рекламой: «Простатит уничтожается простым дачным овощем!», «Врачи онемели! Вот как нужно лечить грибок!», «Урологи ахнули! Половой орган становится длиннее на + 4 см мгновенно!», «Хитрые казахи придумали, как не платить за свет!», «Отощавшая Алла наконец рассказала про свой рацион!», «В 52 года у меня лицо, как у школьницы!», «Каменный стояк за 3 дня даже после 70 лет!» и другие «завлекалочки» в духе «Легальный способ обмана! Смотри, пока не удалили!».

Ссылки от этих «заманчивых» объявлений ведут на сайты, торгующие методикой похудения от Аллы Пугачёвой с помощью браслетов Бяньши, рецептами молодости от Алсу и телеведущей Екатерины Андреевой, опять же, с помощью браслетов Бяньши, «дедовским» способом борьбы с курением от Михаила Боярского с помощью «Монастырского чая» и тому подобной дребеденью. Все эти сайты замаскированы под официальные порталы телекомпании «1 канал», ток-шоу «Пусть говорят» Андрея Малахова и личные блоги звёзд, где они, якобы, пишут о чудесных свойствах рекламируемых продуктов.

Больше всего насмешил блог Пахома, бородатого маргинала, известного телезрителям старшего возраста по участию в телепрограмме «Битва экстрасенсов» на ТНТ. Молодым пользователям «интернетов» этот персонаж известен не как экстрасенс, а как юродивый актёришка, снимающийся в арт-хаусных фильмах Светланы Басковой, которому постоянно достаются роли сумасшедших, копрофагов, эксгибиционистов, членовредителей и прочих извращенцев. Теперь на блоге с именем Пахома можно купить монетку-амулет, которая притягивает к себе денежные потоки. Всего за 6 000 тенге.

Роднит все эти сайты полная анонимность – на них отсутствуют данные владельцев, авторские права, лицензии на рекламируемую продукцию и т.д. Всё на них фальшивое – и восторженные отзывы покупателей, и даже кнопки социальных сетей, под которыми указано, что статьей поделились уже сотни, тысячи читателей. Но на деле кнопки – всего лишь картинка формата png, создающая видимость популярности данного материала. В общем, анонимность порождает вседозволенность.

Увы, узнать по IP хозяина сайта и его точное месторасположение невозможно. Ни один из существующих сервисов таких услуг не представляет. И всё же я собрал первичную информацию о сайте «Агентство актуальных новостей» и обнаружил кое-что интересное. Для начала через сайт speed-tester.info я определил его IP-адрес: 5.45.80.2. Местонахождение IP высветилось неожиданное: Москва, Кремль, где-то в районе Арсенала, где сейчас располагается администрация Кремля. В то же время провайдер, фирма «3nt solutions llp», предоставившая неизвестному пользователю этот IP-адрес, находится в Лондоне по адресу: Виндзор авеню, Далтон хаус, 60. Контактное лицо: Нейл Янг. На сервисе mawords.com я узнал, что на выше указанном IP-адресе зарегистрирован 151 сайт. Я просмотрел больше десяти из них. Этого было достаточно. Оказалось, что это сайты-близнецы с одинаковым информационным содержанием, только с разными доменными именами: gigahard, puloskit, dedum, ericar, sapdor, naphard, skets, hitrol, soewolf, wertxor, rtugam, belkaobliva, hookbank, newerses и т.д. На всех их есть та самая статья о Назарбаеве. Кстати, входящий в эту когорту сайт studuk, позиционирующий себя, как «Свежие новости Казахстана», уже заблокирован на территории РК. Я считаю, что блокировкой с этим явлением бороться бесполезно. Это как стоголовая гидра – отрубишь одну голову, вырастет две.

А вот и разоблачение: на том же IP я обнаружил ещё один клонированный сайт soetroll, где на одной странице размещены две одинаковые новости, только одна из них про Назарбаева, сделанная в 2016 году и аналогичная про Путина, размещённая годом раньше. Сравните: «Путин снова подвел Россиян. Такой проступок ему не простят. В сложившейся экономической ситуации, правительство подумывает об отмене пенсии с 1 января 2016 года. Ведь все средства будут направленны на урегулирование курса, стабилизации экономики и понижении цен на продукты. Пока этот вопрос до конца не закрыт. Но по стране депрессия». Причём с теми же ошибками. В России, как мы видим, пенсии не отменили, а наоборот, повышают.

Ещё одной находкой на том же IP-адресе стал сайт kelelsa, предлагающий «интересные и актуальные новости». Построен он почти по тому же принципу, что и выше описанные сайты, но представляет собой настоящий информационный портал с минимумом тизерной рекламы. На сайте есть адрес редакции: г. Санкт-Петербург, ул. Ольминского д.5, литер А, указан редактор – Ирина Полосина, вся редколлегия, модераторы и т.д. Имеют ли они отношение ко всей этой информационной помойке, думаю, заинтересованным лицам будет узнать несложно.

Проанализировав сайты-близнецы, размещённые на IP-адресе 5.45.80.2, делаю следующие выводы:

А). Они созданы одним человеком или одной группой лиц. На это указывает общий движок сайтов, дизайн, информационное содержание, партнёрские программы и т.д.

Б). Их целевая аудитория – лица предпенсионного возраста и пенсионеры. Об этом я сужу по рекламируемым товарам. В основном это средства от возрастных болезней – варикозного расширения вен, гипертонии, артрита, сахарного диабета, ожирения, болезни суставов, импотенции и т.п. Поэтому и способы заманивания на эти сайты специфичны – страшилки про отмену или снижение пенсий.

Многие люди старшего возраста, не искушённые хитростями интернета, увы, слишком доверчивы. Между тем, в современном анархичном интернете читателям уместнее включать здоровый скепсис и критическое мышление, умение анализировать и перепроверять любую информацию и делать свои собственные выводы.

Сами по себе партнёрские программы и тизерная реклама – это не преступление. Это всего лишь инструменты маркетинга. Проблема в том, что эти инструменты всё чаще попадают в руки морально незрелых людей, движимых только жаждой лёгкой наживы. Представьте, насколько мелочны их душонки – ради того, чтобы в их электронный кошелёк упали 50 центов по партнёрской программе, они готовы идти на обман, оговор. Они ничего не производят, ничего не продают, получают свой мизерный процентик за заманенного клиента, который, вполне вероятно, даже ничего и не купит на сайте партнёра. Вот такой бессмысленный и никчёмный бизнес, увлёкший десятки тысяч молодых людей.

По приблизительным данным сервиса mysitecost.ru, стоимость сайта news.bumdum, где была размещена статья про Назарбаева, всего 49 долларов, а зарабатывает он на рекламе всего 0.9 доллара в месяц. Даже если таких сайтов у человека десятки, сумма выходит небольшой. Но анонимы, фальсифицирующие новости, видимо, рады и копейкам.

Главная угроза от таких лживых вбросов в том, что почти половина (если не больше) пользователей интернета читает и комментирует только заголовки, даже не переходя к тексту статьи. Этот факт подтверждён многими исследованиями. Я сам периодически с этим сталкиваюсь. Такие верхогляды являются основными распространителями слухов и дезинформации в социальных сетях. Если вы сейчас читаете эти строки, значит, вы относитесь к лучшей части читателей – вдумчивых и заинтересованных. С чем я вас и поздравляю.

Я считаю, что навести порядок в интернете, расчистить эти информационные авгиевы конюшни можно только поборов анонимность. Сейчас за это ратует Фейсбук и ряд других социальных сетей. Я считаю, что в цивилизованном мире честным людям незачем прятаться за вымышленными псевдонимами. Помню, на одном форуме блогеров моё предложение «всем выйти из тени» многими было принято в штыки. Анонимы кричали – это посягательство на нашу свободу! Это тотальный контроль и цензура!

Я их спрашиваю: вы можете не размещать на своих страницах детскую порнографию, призывы к разжиганию межнациональной, межконфессиональной или социальной розни? Можете писать свои статьи без оскорблений и лжи? Можете? Тогда чего вам бояться? Если мы строим цивилизованное общество и требуем от государства полной прозрачности и открытости, и постепенно получаем её, то почему бы нам самим не стать более открытыми?

Фёдор КОВАЛЁВ, НЖ№8, 25.02.16