Пятница, 26 апреля
Меню

Картины, посвященные матери

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 982
Картины, посвященные матери

В Павлодарском областном художественном музее открылась персональная выставка павлодарской художника-педагога Алтын Кисамиденовой. В экспозиции представлено около 70 произведений — живопись, графика, портреты, пейзажи, городские серии. На картинах то, что больше всего любит автор: люди и настроение знаковых мест Павлодара, Астаны, Алматы и Иссык-куля. Все полотна выставки с говорящим названием «Анама арнадым» («Посвящается маме») – в память о самом дорогом для художницы человеке. Выставка работает до 19 декабря.

Алтын Ибраевна Кисамиденова родилась в поселке Ленинский Павлодарской области в 1962 году. В 1987 году окончила художественно-графический факультет Семипалатинского педагогического института имени Н.К. Крупской, по квалификации «Учитель изобразительного искусства, черчения и трудового обучения». С 2002 года работает преподавателем профессиональных дисциплин Павлодарского художественного колледжа. Общий педагогический стаж – более 30 лет.
В экспозицию персональной выставки вошли живопись и графика. Это серии пейзажей, выполненные на пленэрах в горах Заилийского Алатау близ Алматы, в Киргизии на озере Иссык-Куль, в Павлодаре и Астане. Кроме пейзажей, на выставке представлено несколько портретов, в которых Алтын Кисамиденова стремится передать характер и сущность портретируемых, говорят искусствоведы. В графику вошли портреты, объединенные в серию «Степные красавицы». Художница посвятила выставку своей маме, которая внесла неоценимый вклад в ее становление как творческой личности.
— Алтын Ибраевна, как формировалась выставка?
— Это плоды моего труда последних трех лет. Но есть и ранние работы – это портреты родителей, близких родственников, например, «Портрет Людмилы» — это моя сноха. Есть серия графических портретов, выполненных пастелью. Представлены и серии пейзажей – алматинские горы, серия «Мой Павлодар», и летний пленэр нынешнего года на киргизском Иссык-куле.

— Ключевое место занимает на выставке портрет вашей матери. Расскажите о нем.
— Он был создан как раз после окончания института, в том же 1987 году. Я помню, что мама тогда  сильно болела. Не знаю, почему решила написать ее портрет. Хотя в дипломной работе моей тоже был живописный портрет мамы. Я приехала домой, и мне захотелось написать камерный портрет. Тогда я даже не думала, что когда-нибудь выставлю эту картину. Мамы нет уже 18 лет. И я посвящаю эту выставку ей. К сожалению, сильный ветер дважды срывал баннер на фасаде музея – там тоже был большой портрет мамы.
— Почему вы решили посвятить ее памяти свои работы в этой экспозиции?
— Вы знаете, ведь она вела меня всю жизнь к этому – «Будешь художником»! Наверное, она первая заметила мои стремления. Хотя в детстве все думали обо мне, что я не в себе, ну, немного чокнутая. Мол, «у тебя такой странный вид был».

— В чем же это проявлялось?
— Я рисовала пальцами в воздухе, видела эти образы, как наяву. А семья большая, 10 детей у матери, ей не до того было, чтобы обращать на это внимание, водить в художественную школу. А потом, ближе к 10 классу я матери говорила – хочу быть художником-модельером. После школы поехала в Алма-Ату, поступать в училище. Но у меня не получилось. Махнула рукой с обидой. Но именно мама сказала: нет, раз решила — не отступай, поезжай учиться на учителя рисования. И я поехала учиться. Мать настояла на том, чтобы я реализовала свое призвание. Она меня все время подталкивала к моей цели мягко и нежно.
— Как вы сейчас можете оценить ее помощь?
— Мне сейчас 56 лет. И только после 50-ти я поняла, что мне надо писать. До этого я занималась живописью и графикой урывками, помимо основной педагогической деятельности. Рисовала, дарила свои работы, не подходила серьезно к этому. А последние три года активно занялась.

— Материнский настрой помогает вам поддерживать стремление уже своих детей?
— Единственный сын выбрал техническую направленность, машиностроение. И помня о заботе моей мамы, я всегда поддерживаю его. Я рассказываю о родителях, что они дали нам, своим детям, и своим внукам. Тем более, что он вырос с ними. Направили первые его шаги, первый задаток воспитания ему дали именно мои родители. Ему было 7 лет, когда их не стало. И сейчас все говорят, что у него есть чувство справедливости, доброта, человечность. Это то, что наша мама закладывала в нас – в своих детей, а потом и во внуков.
— Кто-то еще в вашей семье имел творческие способности?
— Брат пытался рисовать. И у сестры, которая, к сожалению, умерла, тоже были способности. Она хорошо рисовала. И я реализовала свои стремления.
— Здесь представлены портреты ваших родственников. Теперь это память не только о ваших предках, не просто  часть семейной истории, но и часть истории региона.
— Когда художник пишет, он к каждой работе относится по-особому. Только тогда получается значимая работа, когда душу вкладываешь. Мама для меня – самый дорогой человек. И я рада, что, в конце концов, этот портрет попал на выставку, что он стал центральным в экспозиции, что его увидят много людей. Вообще, я люблю портреты. Люблю людей, люблю их писать, в живописи и в графике.
— Как вы определяете основную черту характера, чтобы выразить ее в портрете?
— Разумеется, я сразу думаю о композиции, как будет в будущем выглядеть картина. Стараюсь сразу увидеть то, что хочу получить. Когда пишешь портрет с натуры, заранее думаешь, как посадить человека, как падает свет. Я думаю, что я хочу увидеть. Хотя, наверное, на самом-то деле, я вообще ни о чем не думаю, — все идет само собой, это вдохновение. Бывают ведь и спонтанно написанные портреты, я потом, разве что, могу уточнить детали. Хочется передать ту атмосферу и образ.

— Интересно, что на этой выставке люди не просто разглядывают картины, они узнают какие-то места, вспоминают, что у них было вязано с этими городскими пейзажами. Причем, отдельно на полотнах выделяются свет и тень, они рисуют пространство, вместе с колоритом создают настроение.
— Да, хочется передать настроение, а не просто увиденную картинку.
— Чтобы зрители это поняли и почувствовали?
— Да, мне важно не просто запечатлеть, но и передать эмоции. Я переключаюсь на зрителя, когда пишу. Я думаю: а как это воспримет человек? Увидит ли он то, что вижу и чувствую я? Вы знаете, я, наверное, только сейчас открыла это в себе, что смотрю на будущие свои работы с другой стороны – как зритель. Понятно, что как художник думаешь о композиции, перспективе и т.д. Решаешь поставленные задачи. Но в то же время думаешь и о психологии картины.
— За годы своей педагогической деятельности вам приходилось открывать таланты?
— Из 30 лет педагогического стажа я преподаю рисунок и живопись в колледже уже 16 лет – с 2002 года. Нередко, помимо преподавания предмета, еще и направляешь ученика. Есть ведь разные дети. Есть талантливые. Есть те, кто не очень одарен. Есть те, кто, казалось бы, не имел раньше способностей, или они были глубоко заложены – и только потом проявляются. Надо просто помочь развить их, дать заботу и поддержку. Испытываешь радость, когда, как педагог, прилагаешь силы к тому, чтобы студент нашел свое призвание. Это самое классное ощущение, когда что-то свое вносишь в ребенка, свое умение, свой опыт. И потом видишь плоды этой работы: многие наши студенты учатся в академии имени Жургенова, становятся дизайнерами, художниками. Я не теряю с ними связь, и это чувство очень ценное.
Ирина КОВАЛЁВА, «Наша Жизнь» №48, 06.12.18
фото автора