Menu

Застой у дороги

Застой у дороги

Возможно ли расшевелить придорожный бизнес?

То, что у нас называется придорожным сервисом по-настоящему пугает разве что заезжих иностранцев. Участники внутреннего туризма под стать матерым дальнобойщикам – их тоже не пронять. И, в очередной раз путешествуя по родному краю, мы, морща носы, стараемся как можно быстрее забыть о впечатлениях, вновь полученных от видов отхожих мест. Например, тех, что на пути к Баянаулу. В лучшем случае шутим по их поводу. Едим предложенную пищу, стараясь не думать о том, как ее готовят в условиях отсутствия водопровода: когда нет выбора, привередами быть сложно.

Все привыкли и, кажется, что так будет и через двадцать лет. «Усталые путники», «Экипажи», «Тихие гавани» и другие кафе «У Артура» есть в каждом регионе нашей страны, и встречают там так, как считают нужным. Или как умеют. Заподозрить владельцев старых закусочных в нежелании развиваться и наращивать обороты сложно. Предприниматели не будут вкладывать средства при риске не получить отдачу. Бизнес-планы им диктует сама жизнь.
Представьте на минуту, что наши населенные пункты, достопримечательности и природные зоны являются местами паломничества для туристов, что идеальные автострады по всем направлениям заполнены транспортом пассажирским и грузовым днем и ночью. Как бы выглядел в таком случае придорожный сервис? Так уж исторически сложилось, что он, шагая вслед за цивилизацией, во многом является ее отражением. Сегодня «наверху» решили, что отражение это не соответствует действительности. Несолидно как то – входим в число развитых стран по разным важным показателям, подключаем передовые драйверы экономики, готовы участвовать в четвертой индустриальной революции. А с дорогами и удобствами вдоль них проблема. И ее надо устранить.
Пока реализуются дорожные мега-проекты «Центр-Юг», «Центр-Запад» и «Центр-Восток» на местах спешно стараются приблизить придорожные объекты к обозначенным стандартам категорий «A», «B», «C», «D». Высшая присваивается тем, что обладают определенной площадью, набором услуг (включая гостиничные), паркингом, кемпингом и торгово-развлекательной зоной. Отметим сразу: мониторинг специально созданной рабочей группы показал, что такового на всю Павлодарскую область нет. Статистика в целом неутешительная.


– Существуют сегодня 137 объектов придорожного бизнеса, которые в целом нужно подтягивать, развивать. Из них функционируют 118, не соответствуют национальным стандартам и требуют доукомплектования 78, – информирует на аппаратном совещании в акимате области руководитель управления предпринимательства Канат Шабенов.
Из его пояснений следует, что категория «B» установлена всего лишь для одного комплекса, а для 23 сделать это не представляется возможным вовсе. Впрочем, ситуация ясна была и до скрупулезных подсчетов и исследований. Не было лишь ответа на вопрос «что делать?» Кафешкам, стремящимся выжить, сегодня не до эстетического вида. Добиваться преференций, субсидий, возможностей для расширения и будить инициативу местных властей, видимо, настолько сложно, что предпринимателям оказалось легче махнуть рукой. Многие остановились в развитии, а сегодня от них требуют кардинальных преобразований.
Акиматы, вдруг прозрев, заявляют о готовности оказать существенную помощь, в том числе, за счет бюджетных средств. Выделят участки, подведут коммуникации, помогут разобраться в механизмах государственных программ. На республиканском уровне вопрос курирует «Казавтожол», который готов обеспечить объекты подъездными путями, заасфальтировать площадки и установить теплые туалеты (сделать это необходимо хотя бы потому, что трассы республиканского значения Астана-Павлодар и Павлодар-Омск станут платными с 2020 года).
– Мы из областного бюджета готовы выделить до ста миллионов тенге. Посмотрите, от Павлодара до Омской области негде покушать, кроме Башмачного. Больше негде! Двадцать пять лет назад я еще обедал на Калкамане, с тех пор там ничего не изменилось. А ведь мы в прошлом году говорили, что в связи с ЭКСПО будем организовывать объекты, мол, туристы будут. Ну, ничего не появилось, – констатирует аким области Булат Бакауов.
Заодно глава региона поручил, чтобы в каждом городе и районе в текущем году были реализованы проекты. Посмотрим, что из этого получится.
Ирина АДЫЛКАНОВА, «Наша Жизнь» №8, 22.02.18

Последнее изменениеПятница, 23 февраля 2018 20:24
Другие материалы в этой категории: « Чем заняться в Год Экологии? Скоро плей-офф »
Наверх
Assembled by Nebel