Пятница, 26 апреля
Меню

Ода Омску

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 763
Ода Омску

Фотовыставка о городе на Иртыше открылась в Павлодарском мемориальном доме-музее Д.П. Багаева. Об улочках и проспектах старинного города, о его жителях рассказывает фотохудожник, воспевающий Омское Прииртышье, – Владимир Кудринский. В Омске уже состоялись выставки автора, приуроченные к его 70-летнему юбилею. В нашем городе Кудринский с экспозицией «Омск – город на Иртыше» побывал впервые. На выставке зарубежного фотохудожника представлены работы разных лет: портреты, пейзажи и самые сложные в исполнении – жанровые сценки из жизни наших соседей-омичей.

Владимир Федорович Кудринский – член Союза журналистов России, директор Омского отделения Союза фотохудожников России. Специальное образование получил в Омском технологическом техникуме. Фотографией занимается с 1969 года.

Творческие интересы: пейзаж, жанр, портрет, архитектура. Участник международных, всесоюзных и региональных выставок, дипломант и призер многочисленных фотоконкурсов. Автор 26 персональных фотоальбомов, в которых ярко представлена одна из главных тем в его творчестве – тема родного города Омска, а также во всей полноте отражены страницы истории и культуры Омского Прииртышья. Работы Владимира Кудринского хранятся в коллекциях музеев Омска и в многочисленных частных собраниях России и за рубежом.
 Автор подарил багаевскому музею два своих фотоальбома. А музейщики вручили гостю диск о краеведе Павлодарского Прииртышья и о его уникальном доме. И традиционный похвальный отзыв, который оформлен в стиле Багаева. Его получают все авторы, выставлявшиеся в музее фотографа и краеведа в Казахстане – единственном сохранившемся за Уралом с начала прошлого века. В двух залах багаевского дома автор представил цветную и черно-белую эстетику Омска.

– Мне в прошлом году посчастливилось побывать на 300-летии Омска, – выступил на вернисаже павлодарский журналист, фотограф Владимир Бугаев. – Глядя на работы омского автора, я снова возвращался в этот прекрасный город. Только что завершилась масштабная фотовыставка Владимира Кудринского с работами большого формата в музее Врубеля в Омске. Эта выставка, я считаю, – дань уважения советской черно-белой фотографии. Мы все ее воспитанники. Это буйство света, тонкие градации серого, высоты контрового света и звенящее серебро. Ко многим работам на этой выставке проникаешься сразу. Есть журналистский, высший фотографический жанр standalone – и они действительно самостоятельные, говорящие сами за себя. И спасибо автору за черно-белый портрет мастера светописи Бориса Чигишева – я помню, когда он приезжал к нам в Павлодар в 1985 году на фестиваль детской фотографии. Наши города стоят на одной реке. Нас связывает Иртыш, связывает история, семейные и дружественные традиции. И самое главное – люди. Одна из важных черт этой выставки – замечательные портреты. Ведь, представляя город, его архитектуру и памятные места, всегда хочется посмотреть: а что за люди там живут? Здесь показано самое сложное в фотографии – искусство видеть. Смотрим-то мы все, но не все видим. А Владимир Кудринский помогает найти в общей картине закономерность, важную деталь. За это ему спасибо!

На вернисаже в багаевском доме традиционно звучала музыка. Для присутствующих пела павлодарская исполнительница Клавдия Кузьминская. Сюрприз подготовил и гость из Омска – для посетителей выставки спел летописец Омского региона Владимир Кудринский.
– Я бывший певец эстрады. Мечтал стать большим певцом, подражал Муслиму Магомаеву. Мальчишкой из деревни приехал в город, растерялся – наборы в профтехобразование закончились. И я стал строителем.
– Владимир Федорович, но в итоге сильнее оказалось стремление к искусству: к вокальному и к фотографии?
– Зачатки интереса в певческой области передались от матери, она пела. А отец, которого я не знал, был художником. И меня в деревне звали уличным певцом – я выходил на улицу и пел, всегда пел и в школе выступал. И, хотя думал о певческой карьере, я рад, что полностью отдался фотографии. Певцом быть сложно. Я коснулся этой жизни: это самоотречение, гастроли, разные визиты. А фотохудожник – сам себе хозяин. Он виден только на выставке или при издании альбомов.
– За него говорят его работы?

– Конечно. Люди смотрят на мои фотографии. А на вернисажах еще меня просят спеть – и у публики совсем другая реакция.
– Вы в буквальном смысле воспеваете город!
– Журналисты пишут: «У Кудринского фотографии – как песни». В моих снимках нет сухости, но много лирики и любви. Наверное, город все-таки так воспринимает человека, который любит его. Это обратная связь.
– На фотоснимках, которые у нас представлены, каждый кадр не просто показывает место в городе, а рассказывает какую-то историю.
– Это отмечают посетители моих выставок. На прошедшей недавно персональной экспозиции в Омске в музее Врубеля одна посетительница побывала со мной на вернисаже, а потом сказала: «Владимир Федорович, я после приду сюда одна. Мне нужно окунуться в это творчество, побыть наедине с работами».
– Чтобы прожить каждый кадр?

– Да. Ведь черно-белая фотография помогает человеку размышлять. Цветность отсекается – и восприятие совсем другое. Я люблю черно-белую фотографию, мы выросли на ней и понимаем ее. Сейчас молодежи сложнее воспринимать ее, это ведь определенный уровень знаний. Цвет и яркость завораживают, но черно-белые кадры показывают светопись. Я работал на такой же камере (показывает на фотоаппарат Дмитрия Поликарповича Багаева 1907 года в музейном павильоне – авт.). Сам ставил свет – это нечто особенное. Учился по альбомам Напельбаума. Учился у Чигишева, Фрумгарца, Савина – старая школа многое дает. Это лаборатория, красный свет, проявка, ретушь – и школа известных фотомастеров. Всякий, кто решил посвятить себя фотографии, должен полностью отдаться этому призванию. Нужно общаться и получать знания у профессионалов.
– А какой смысл вы вкладываете в свою фотографию?
– Я всегда хотел приравнять фотографии к художественному произведению.
– Как вы думаете, проще сейчас стать фотографом?
– Мне часто еще задают такой вопрос: что лучше – цифровая фотография или негативы, пленочная фотография? Я считаю, самое главное – картинка. Если зрителя захватывает картинка, то неважно, как это сделано. Только критики и специалисты будут считать пиксели. А я сразу вижу художественность, законченность, композицию кадра – я так мыслю.
– Ваши работы экспонируются в Павлодаре в музее Багаева – это музей фотографии и фотографа-краеведа. Вам как автору исторических работ за многие десятилетия Омска поступают предложения поделиться своим архивом?

– Если ты живешь в одном городе и ведешь фототеку города, это будет востребовано. Это летопись. Я сотрудничаю с музеями Омска: городскому музею «Искусство Омска» подарил 10 тысяч фотографий, в другом музее выставку буду открывать. Экспонировались и старинные фотоаппараты из моей личной коллекции, их более 250. Это уже традиция – семейная. Бабушка моей супруги, дворянка Зоя Жданова была первой женщиной-фотографом в Омске, еще до революции 1917 года. Муж ее, Сергей Жданов, был знаменитым судьей. А эмансипированная дама имела фотостудии и павильоны.
– Вы пишете в портретах историю Омска уже много лет. Изменились ли лица у горожан?
– Да, изменились. И не я один это замечаю. Раньше лица у людей на улице были более приветливые и открытые! Видимо, сегодняшние экономические ситуации, поток негатива по телевидению и в интернете накладывают отпечаток и на лица людей.

– Вы состоялись как фотохудожник. Что это для вас значит?
– Когда находишь себя в жизни – это такое счастье! Надо любить свою профессию. Я хожу с кофром фототехники в 16 килограммов каждый день – ведь есть кадры, которые вы никогда не повторите. Я люблю вырвать кадр из жизни, а не снимать в студии. Я люблю свой город, свой край. Хотя 4 раза уезжал и жил в других городах. Но снова возвращался в Омск. И, видимо, город, к которому я отношусь с трепетом и любовью, тоже относится ко мне с теплотой.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №41, 19.10.17