Четверг, 9 мая
Меню

Павлодарскому Дому географии тоже нужен свой дом

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 510
Павлодарскому Дому географии тоже нужен свой дом
фото: Алибек Дженалинов

10 лет исполнилось ПавГео — общественному объединению, которое собрало вокруг себя любителей краеведения и путешествий, романтиков и энтузиастов.

Праздник душевно отметили в областном филиале партии «Аманат» — с музыкой, фокусами, наградами, подарками и стихами. По горячим следам мы задали несколько вопросов основателю и директору ПавГео Александру Вервекину.

ПавГео сегодня:

это 214 человек в 16 филиалах в двух городах и трех селах и офис в Доме инвесторов в Павлодаре. При Доме географии работают:

в Павлодаре — Клуб юных краеведов «Джурбай», Общественная географическая библиотека, Этнографический музей, Геологический музей;

в Экибастузе — Центр спортивного велотуризма «8 Миля» и Турклуб «Орлан»;

в селе Козыкеткен Успенского района — Клуб юных краеведов «Исток»;

в селе Новочерноярка — Сельский центр краеведения и Клуб юных краеведов «Кочевники»;

в селе Ефремовка Павлодарского района — Клуб юных краеведов «Колумб».

В Павлодаре заложено около 10 коллекций, три из них превратились в библиотеку и два музея. В библиотеке — больше 5000 книг, в других коллекциях около 60 флагов, около 600 карт, 1400 монет и бонов.

— ⁠Какие эмоции остались от юбилея? И так ли ты себе представлял (если представлял) 10-летие своего проекта?

— Эмоции самые тёплые. Юбилей прошёл лучше, чем предыдущие дни рождения Дома географии. Впервые мы пригласили профессионального ведущего, впервые организовали площадки для интерактива с гостями. И впервые вручали собственные медали. Я праздником очень доволен.

— Кстати, про интерактив. Самыми увлеченными на мероприятии выглядели немолодые уже геологи и молодой, но взрослый учитель географии. (Речь про Дину Ивановну Лепихину и Надежду Васильевну Ларину, что знакомили всех желающих с минералами, и Виталия Кожокара, рассказывавшего об андроновской культуре. — Прим. ред). И Ольга Григорьева, что читала стихи. И ещё 85-летний Виктор Поликарпов, что оживленно общался с гостями. Взрослые развлекали детей камнями и «черепками», а те как будто стеснялись и тушевались. Точно ли юным всё это интересно так же, как нам? Не преувеличиваем ли мы значимость всего этого краеведения?

— Уверен, что значимость нашей работы с детьми не преувеличена. То, что интересно не всем, это очень даже нормально. Интересы, способности, склад ума у всех отличаются. В наших кружках детям интересно, они ходят к нам годами. Те, кому не интересно, отпадают естественным образом. Кстати, на празднике наши дети тоже были. Воспитанникам павлодарского Клуба юных краеведов «Джурбай» мы вручили дипломы прямо на мероприятии. Остальным дипломы раздадут руководители их клубов.

— Кажется, здоровый детский/молодежный активизм — это самое ценное, что есть в ПавГео. Насколько трудно масштабировать и удерживать модель кружков и секций? И как вы вообще справляетесь без денег?

— Масштабировать и удерживать непросто. Мы постоянно находимся в поиске ресурсов: помещений, финансов, умелых рук, светлых голов, часто — транспорта для отдельных мероприятий. Постоянной зарплаты в Доме географии никто из нас не имеет, поэтому у каждого есть основная работа. Пару раз в год активисты могут получать гонорар за работу в каком-то проекте, но это не позволяет им кормить семью. Есть ещё членские взносы, суммы которых хоть и сродни подножному корму, часто помогают решить конкретные вопросы: организовать проезд в село, напечатать какую-то продукцию, купить подарки и т.п. По счастью, главный офис Дома географии вместе с библиотекой, двумя музеями и складом располагается в Доме инвесторов абсолютно бесплатно — благодаря акимату Павлодарской области в лице АО «СПК «Павлодар». Для нас это колоссальная поддержка.

— ⁠В коллекции ПавГео много всего: книги, монеты, камни, флаги. Ты говоришь, что вдохновляешься примером Шафера. Наум Григорьевич, наоборот, считал, что не стоит следовать его примеру: нельзя тащить в коллекцию всё подряд, иначе она становится безразмерной и порабощает (это не цитата, но мысль, кажется, была такой). Нет ли ощущения хаоса от этого изобилия? И есть ли понимание, что с этим делать?

— Хаоса от нашего изобилия я не ощущаю. Да, часто нам дарят или предлагают забрать в фонды что-то, от чего мы вежливо отказываемся. Если понимаем, что подарок точно не по адресу, можем передать его в другой музей. А в отношении уже вырисовавшихся коллекций есть чёткое понимание: их надо понемногу превращать в музеи. То есть, продолжая копить, грамотно оформлять, изучать и публиковать.

— В поздравительном речи Юрий Поминов «обласкал», сравнив тебя с ласковым телятей (которое двух маток сосёт), а потом ещё и наградив «щупальцами», которые ты якобы раскидываешь широко-широко. Насколько «ласковым» (уступчивым) надо быть в нашем обществе, чтобы успешно поддерживать такие большие проекты, как ПавГео? Часто ли приходится идти на компромиссы и сильно ли это мешает?

— Чтобы успешно поддерживать такой проект, как Дом географии, действительно, нужно быть ещё и дипломатом, например, знать, когда в переговорах со спонсором или партнером можно «поднадавить», а когда лучше промолчать или взять паузу, чтобы не навредить. Гибкость нужна, но нельзя допускать бесхребетности. Тогда с тобой перестанут считаться ВСЕ.

—  Какое будущее у ПавГео? Как ты видишь его, допустим, через 10 лет? А себя? Как бы ты отнесся к перспективе следовать делу Эрнеста Соколкина, то есть новым стать хранителем истории Павлодара?

— Я хочу, чтобы мы все же открыли Дом географии, где под одной крышей будут наши музеи, библиотека, архив, места для показа кино и работы с детьми, у которого будут ресурсы (попечители) для реализации проектов. Себя тоже вижу в этом, но нужны и помощники. Насчёт хранителя трудно сказать. Наша миссия все же ближе к географии, хотя мы очень много занимаемся и краеведением. Быть хранителем истории Павлодара было бы почётно. Но кем должен быть этот человек? Ничего пока не могу сказать о себе в этой роли.

— ⁠Очевидно, проект забирает большое количество времени и энергии. Как долго ты сможешь тянуть его? И можно ли сделать его жизнеспособным в отрыве от создателя?

— Я много думаю о том, как сделать Дом географии ещё более жизнеспособным, чтобы он мог круто работать, если меня не будет рядом или вообще (мы все взрослые люди и должны быть реалистами). Поэтому я часто возвращаюсь к вопросу создания попечительского совета ПавГео. Времени и сил проект забирает очень много. Нет, я не жалуюсь, я мечтал о его создании. Но это факт: став большим делом моей жизни (и не только моей), он почти не оставляет свободного времени, при этом не принося денег, но принося много пользы. Так что сделать его долгожителем не только целесообразно, это просто необходимо. Слишком много людей поверили в Дом географии, в нашу команду, в меня. И подвести их, не оправдать собственной мечты и чьих-то надежд, чьё мнение дорого и ценно, было бы неправильно, немудро и глупо. Короче говоря, будем дальше мечтать и работать!