Среда, 6 ноября
Меню

Инд и Ана. Часть 2

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1747
Инд и Ана. Часть 2
Индия. Настоящий восточный базар

(Начало в НЖ№32, 13.08.15)

Мы продолжаем цикл статей о дальних странствиях наших земляков. Павлодарка Анастасия Карпова провела в путешествии по Индии и Непалу полтора года. Это время было не просто увлекательной прогулкой по невиданным ранее уголкам планеты. Анастасия сумела разглядеть в далекой Индии нечто манящее и близкое. На что же в первую очередь обращает внимание чужеземный гость в новой стране? Вероятнее всего, на то, что отличается от привычного уклада. Чем мы похожи с жителями Индостана, а в чем различия в нашем быте и привычках? С присущей художнику проницательностью и вниманием к деталям, Анастасия Карпова поделилась своими наблюдениями.

Это не просто пословица, мол, встречают по одежке. Интерес к текстилю и росписи тканей, украшениям и предметам быта, к тому, как и во что одеты люди в другой стране, — это уважение к обычаям. И еще – чисто творческий азарт. Причем разнообразие вкусов и стилей можно встретить не только на восточном базаре, но и на обычной индийской городской улочке.

— Как художнику мне это было интересно, — рассказывает Анастасия. — Страна близка к традициям: идешь по улице, видишь – сидит человек и ткет. А через пару домов – другой уже рисует на этой ткани. Очень много ярких красок, живы и развиты ремесла – ткачество, роспись, керамика и прочее. А вот я сфотографировала индийца, который прямо на улице сидит со швейной машиной и штопает сумки. Это вся его мастерская, ведь в Индии много чего происходит на улице и это так естественно. Мы вынуждены прятаться от зимы в домах, а у индийцев такой необходимости нет.

— Вот на фотографии тоже что-то вроде уличной мастерской?

— Это – парикмахерская. Зайти в нее нельзя – она и так на улице. Тут ножницы на гвоздике, полочка с принадлежностями для бриться. В Индии такими салонами пользуются только мужчины. Женщины ходят в закрытые помещения, вроде «Салонов красоты» с широким спектром услуг. А это – просто «брильня». Я как-то пользовалась услугами похожей парикмахерской, но там было зеркало, и хотя бы две или три стены.

— В Индии женщин-иностранок до сих пор, еще со времен Киплинга, так и называют «белыми женщинами»? Как к ним относятся сегодня?

— Отношение особенное, — говорит Анастасия. — Кто-то считает, что иностранке находиться в Индии опасно, — нет, ничего подобного. Как и везде, достаточно соблюдать местные нормы поведения. Например, если ты в Гоа, то живи, как хочешь. Но если ты путешествуешь по Центральной Индии, то желательно быть вместе с таким же, скажем так, «белым мужчиной». И говорить всем, что твой спутник — брат, а еще лучше — муж. Тогда вообще вопросов не возникает. Нужно понимать, что «белая женщина» для Индии – экзотика, и у индийцев более традиционный уклад жизни. Для них женщина – создание домашнее, нуждающееся в защите, за которое нужно нести ответственность. А если мужчина рядом – не брат, не отец и не супруг, то мужественные индийцы не прочь и поухаживать за барышней. Согласитесь, что непрошенные, а порой и навязчивые знаки внимания – это не всегда приятно.

По наблюдениям Анастасии, в Индии царит патриархальный уклад. Подметила она и такую деталь: если иностранка до 33 лет подает документы на визу для въезда, и при этом едет без мужа, брата или папы, то даме придется предоставить в соответствующие органы официальное разрешение от кого-либо из мужской части своей семьи. Такое разрешение входит в пакет документов вместе с визовой анкетой в посольство или консульство. Эти меры предосторожности принимаются в согласии с представлением индийцев о безопасности женщины.

Приезжим женщинам стоит одеваться по местным канонам, поясняет Анастасия. Нужна одежда, закрывающая плечи и ноги. Закрытые плечи – это, кстати, еще чтобы не обгореть на солнце. Живот тоже лучше не обнажать. Потому что ты и так будешь объектом всеобщего внимания из-за своего отличия от местного населения.

— Особенно если иностранка еще и светлокожая блондинка, как ты?

— Да. А девушек-брюнеток из Латинской Америки в силу их природного колорита там могут принять за своих. Стоит отметить, что не все иностранки придерживаются правил – я видела девушек в коротеньких шортах, которые шли на экскурсию в местные храмы. А индийцы – очень открытые и дружелюбные. И никогда не будут указывать на такие явные ошибки в поведении иноземцев. Наверное, просто посчитают таких недалекими, и все. А для тех, кто уважает Индию, это уже правило: я, когда уезжаю из Гоа в другие штаты Индии, одеваюсь согласно местным традициям, как бы ни было жарко.

А вот украшать индийцы и особенно индианки себя очень любят. Тут стараются традицию совмещать с мировой модой.

— У нас принято, что в ушах дырочки для сережек – это норма, — поясняет Анастасия. — Все что больше – уже не очень. А в Индии норма — одна проколотая дырочка для серьги в левой ноздре. Сережки в носу – это традиционное. Что именно это означает, может, древние тексты и упоминают. Но по традиции левая сторона считается женской. Современные эзотерики говорят, что серьга в левой ноздре активизирует «точку красоты», — не исключено, что так и есть. У нас девочкам прокалывают ушки, а у них – носик. Это своего рода инициация, момент  взросления. Когда это все вокруг постоянно видишь, то воспринимаешь как норму. И я тоже проколола нос и вставила сережку.

— А что означает точка на лбу?

— Есть бинди, которые клеятся просто для красоты, вот как я ношу. А есть тика или тилака – этот знак ставят на лоб в храме веществом, похожим на пудру. Цвета бывают разные – темно-бордовый, черный, серый, желтый, оранжевый. Это вроде отметины причастия: побывал в храме и сегодня благословлен. Индийцы делают это каждый день. И точка, продиктованная религиозными обычаями, стала украшением. Все, что божественно, у индийцев хорошо. И значит, красиво.

Сведения, поверхностно почерпнутые из индийских фильмов о том, что, якобы, такую точку ставят на лоб только замужним женщинам, оказались неверными. Оказывается, замужние дамы Индостана подкрашивают этой специальной красной пудрой пробор на волосах. И то, больше эту традицию поддерживают в далеких деревнях Индии, либо лишь в первое время после свадьбы.

И как одеваются сикхи — индийцы, исповедующие сикхизм, Анастасии тоже удалось увидеть. По традиции, мужчины-сикхи не стригут волосы и прячут их под чалмой.

— И специальной маленькой палочкой поправляют тюрбан и чешут голову, если вдруг зачесалось, — рассказывает Анастасия. — В тюрбан же ее и прячут. Пейнджаб – относительно богатый штат. И уже идет смешение: парни в джинсах, в очках, на мотоциклах, и в чалме. Но когда оказываешься во всемирной столице сикхизма, Амритсаре, то можно увидеть их в традиционной одежде, в золоте, с саблями. Даже сикхские женщины носят оружие, маленькие такие кинжальчики – традиция!

— Какие еще традиции могут показаться интересными?

— Индийцы везде разуваются! В южных штатах – даже при входе в супермаркет, и оставляют обувь на улице.

— И никто не стащит тапочки?!

— Нет! Конечно, обычно там носят такие тапочки, что никому они не нужны, кроме владельца. А вообще, тема обуви – это анекдот. Можно запросто прийти домой и обнаружить, что башмаки-то не твои. Оставить обувь перед кафе или магазином – это очень условно. Они могут быть и под кустом, и у дверей, и где-нибудь еще. И вечером, обуваясь в темноте, ты рискуешь надеть не просто чужие, а совершенно разные чужие — левый и правый тапочки, и обнаружить это только когда зажжешь свет. Я так уходила как-то.

— Какие-то лайфхаки существуют?

— Есть свои хитрости. Запомнить, как выглядит твоя обувь – мало. И самые бюджетные, и самые модные – похожи. Лучше запоминать, куда и как ты их оставляешь. Я ни разу их не теряла. Ну, путала, конечно, но максимум со второго раза находила свои. Был случай, когда у приятеля стащили шлепанцы, привязанные к мотоциклу. А с улицы – ни-ни, грешно это.

— Тебе хотелось перенять это отношение к национальной одежде, вернуться к своим корням?

— У меня этот период поиска, изучения славянской культуры был еще до Индии. В шкафу до сих пор красный сарафан и блузка с пышными рукавами. Но, к сожалению, я несколько разочарована: многое уже утеряно в традициях, и достоверности осталось мало. И порой многие, озадаченные такими же поисками, просто начинают выдумывать. А сути нет, и к традиционному укладу не возвращаются. Я считаю, все должно быть по-честному: езжай в деревню, заведи огород, роди семеро детей и прочее. А спорить, каким крестиком вышивать, при том, что жизнь-то не меняется – бессмысленно. Индия в этом отношении меня порадовала, там все сохранилось – знания, истоки, храмы, священны писания, одежды, еда. Как они жили пять тысяч лет назад – так и живут. С поправкой, конечно, на сегодняшний день.

Традиционные культурные мероприятия в Индии – это, конечно же, свадьбы. Они, хоть и впитывают в себя незначительные новшества, но все же несут на себе печать веков.

— Свадебных шествий я видела много: в этом году попала в сезон свадеб в Раджистане – так ночью уснуть невозможно было, — вспоминает Анастасия. – С 9 вечера и на всю ночь – праздничные шествия по улицам. Машина с репродуктором, громкая музыка, барабаны, гости пляшут, зажигают фейерверки. Процессия, жених верхом на коне едет за невестой. А однажды я присутствовала на богатой индийской свадьбе, случайно видела в храме церемонию. Невеста — в традиционном наряде сари, а жених — в европейском костюме. Это объясняется просто: мужчине надо идти на службу, а жена дома. И получается, что женихи одеты по европейской моде, которая порой запаздывает лет на 20, а невесты одеты так же, как и их пра-пра-прабабушки. Для нас это очень интересно: красавицы в сари, с росписью мехенди на руках, сверкающие браслеты, большая серьга в носу. А рядом жених – в европейском костюме и красочном ожерелье из цветов.

Продолжение следует.

Ирина КОВАЛЁВА, фото Анастасии Карповой, НЖ№38, 23.09.15