Четверг, 26 декабря
Меню

Романтики речных просторов

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 4343
Романтики речных просторов
Владимир Габов, капитан

Не работа, а сплошная романтика! Так обычно говорят о тех, кто трудится на флоте: капитанах, штурманах и матросах, которые бросают вызов судьбе и отправляются в дальние плавания, бесстрашно преодолевая тысячи километров водных путей. В минувшее воскресенье по давней советской традиции работники морского и речного флота отметили свой профессиональный праздник.

Плавали, знаем!

Ходить в дальние путешествия и не посадить судно на мель – работа эта действительно не для слабаков. В коллективе Павлодарского речного порта тоже немало настоящих героев, которые не раз совершали подвиги и которые уже просто не мыслят себя без реки. Капитан с многолетним стажем Владимир Габов (а эта навигация у него уже 32-я) знает Иртыш как свои пять пальцев. А когда-то и он несколько лет просидел без любимой работы.

– Возрождается все забытое с периода перестройки, когда мы остались не у дел. Сейчас все становится на свои места, все возвращается, душа радуется за флот, что теплоходы ходят, краны шевелятся, берега начинают оживать. И ремонт хорошо ведется, и как-то общее отношение к флоту повышенное пошло: баржи ремонтируются, теплоходы, краны – все ремонтируем, – делится настроением капитан буксира-толкача БТМ-636, преодолевшего не одну тысячу километров водных путей, Владимир Габов, добавив: – Значит, у нашего флота есть будущее!

Иртыш – река с характером, ошибок не прощает. Поэтому здесь, на павлодарском речном флоте, работают только самые проверенные и ответственные люди, те, у кого любовь к реке передается буквально по крови. За тридцать с лишним лет Владимир Юрьевич не раз попадал в курьезные ситуации и сейчас с улыбкой рассказывает об этих моментах.

– Бывало, и во льдах стояли, и без топлива сидели, и провизии не было, и тогда на выручку шли другие суда. А без этого на флоте никак! На реке свои правила, и всегда есть взаимовыручка, – вспоминает бывалый капитан.

Иртыш-труженик

В Казахстане полноценное грузовое и пассажирское речное судоходство сохранилось только в Павлодаре. Регулярно отсюда по Иртышу в Россию перевозятся тысячи тонн грузов. А еще баржи регулярно возят туда уголь и соль. Бывало, что местный флот заходил и дальше – в Тобольск, Ханты-Мансийск, Салехард, Сургут, вплоть до Обской губы и Карского моря. Все зависит от заданного маршрута и, конечно, профессионализма капитана и его команды.

Баржи, тягачи и теплоходы, большие и малые суда – когда на реке есть движение, значит, у нее есть жизнь! – говорят на флоте. Павлодарский речной порт также каждый год чистит русло Иртыша, проводит дноуглубительные работы, спасая водную артерию от обмеления. Самыми тяжелыми и трудными для речного флота стали 90-е годы прошлого столетия. Суда простояли без движения почти четыре навигации. Но сейчас ситуация, к счастью, кардинально начала меняться, и жизнь на реке вновь забурила. С начала навигации в порту каждый день идет отгрузка стройматериалов для отправки в Россию. У соседей особым спросом пользуется казахстанский щебень. А еще по реке туда регулярно возят уголь и соль.

Речная зависимость

Штат павлодарского порта – 160 человек. Средний возраст – 35 лет. Только за последние два года работать сюда пришли 15 молодых специалистов с профессиональным флотским образованием. Александр Горбунов – один из них. Приехал в Павлодар из России, после школы поступил в Омское речное училище на факультет эксплуатации водных путей, дальше продолжил свое образование уже в Новосибирской академии водного транспорта – получил специальность инженера-механика.

– Чем раньше придешь, тем быстрее привыкаешь к флоту. Не можешь без него, тяга уже. Как говорится, прирастают к реке люди. Некоторые даже капитаны уходят, поработают на берегу, но все равно возвращаются. Вот и я не могут без флота, так же, как все флотские ребята, – говорит главный инженер Павлодарского речного порта.

У молодого капитана уже есть богатый опыт дальних плаваний, был он даже в Заполярье. Александр, как и многие здесь, из семьи речников. О их династии можно писать книги.

– После школы даже не возникало вопроса о выборе будущей профессии. Потому что все дома – потомственные речники. Более двухсот лет насчитывает наша династия речников: папа, мама, дедушка, прадеды – все они работали на флоте. Вариантов просто не могло других быть, без раздумья пошел и отнес документы в речное училище, – рассказал о себе Александр.

Чтобы стать настоящим капитаном, одного диплома мало. Матрос, механик, штурман, дублер капитана – на флоте обязательно нужно пройти все ступени. Встать за штурвал человеку могут разрешить только после 7–8 лет навигации, но никак не раньше!

Отшвартоваться, пришвартоваться, заправка судна, подготовка двигателей, чистота в трюме – все это входит в обязанности молодых матросов. Ребят, которые хотят посвятить себя флоту, сейчас действительно стало больше, чем, скажем, 5–10 или 15 лет назад. Для 24-летнего Романа Бережного нынешняя навигация – первая в жизни. Парень решил пойти по стопам родного дяди, который много лет проработал здесь капитаном теплохода.

– Необычная работа на реке, здесь постоянно свежий воздух, и мне нравится постоянно плавать. Говорят же: «Какой солдат не мечтает стать генералом», вот так и я в дальнейшем думаю отучиться и стать капитаном. Если, конечно, поступлю, – делится планами Роман.

Перспективы развития речного флота – одна из актуальных задач для Павлодарского Прииртышья. В мае, как только был дан старт открытию навигации, из павлодарского порта в путь в направлении Омска отправились первые восемь составов судов с грузом.

– Все, кто родился и живет на берегу Иртыша, знают, как важна для нашего региона навигация. Каждый раз мы с нетерпением ждем открытия нового сезона, всю зиму готовим флот и настраиваемся к выходу в новые дальние рейсы,– говорит председатель правления АО «Павлодарский речной порт» Ризабек Хамаров.

Перспективы есть

В этом году, по данным порта, из Павлодара в Омск планируется перевести свыше миллиона тонн грузов. Между тем, возможности павлодарского речного флота намного выше. Напомним, перевозка грузов по реке в два раза дешевле, чем автомобильным или железнодорожным транспортом. Наибольший объем в последний раз был зафиксирован в 2011 году, когда суда перевезли свыше двух миллионов тонн грузов.

Павлодарский речной порт – это примерно 30 единиц флота. Сейчас на предприятии проводится поэтапная модернизация судов. Также рассматривается вопрос о приобретении в 2015 году трех крупнотоннажных единиц флота. Одновременно порт ведет дноуглубительные работы на популярном у многих туристов озере Сабындыколь на территории Баянаульского Национального природного парка, а также занимается реанимацией реки Усолка в южной части Павлодара.

– Дноуглубительные работы на реке Усолка не проводились больше четверти века. А это очень опасно! Если такая небольшая река специально не чистится, она со временем может превратиться в озерцо, потом начнет заболачиваться, и это становится губительным не только для флоры и фауны, но и людей. А на берегу Усолки находится огромный жилой микрорайон с 40-тысячным населением. Наша задача – реанимировать реку и вновь сделать ее проточной, – рассказали специалисты предприятия.

Вопросы развития речного флота постоянно в повестке дня на встречах глав приграничных регионов. Есть немало проблем, в том числе пограничного контроля на реке, их нужно решать на межгосударственном уровне. Плюс нужно обновлять и сам флот, ведь многие тягачи, баржи и теплоходы уже отрабатывают второй срок.

– Конечно, затраты значительные, окупаемость долгая, потому что сезонный характер работы. Но мы не сидим сложа руки: ставим современное оборудование взамен устаревшего, реализуем другие проекты по переоборудованию флота, конечно, сложности есть во всем, но стараемся поддержать наш флот, – резюмировал главный инженер порта Александр Горбунов.

Хочется пожелать нашим речникам попутного ветра!

Илья ОТРАДА. НЖ№27, 09.07.15