
Правнуки купца Рамазанова не подозревали, кто он и что оставил Павлодару, пока их семейную тайну не раскрыл журналист Салауат Темирболат-улы
В субботу, 28 июня, на сабантуй в Павлодар из Москвы приехали физик-ядерщик Рустем Рамазанов и историк Российской государственной библиотеки Джамиля Рамазанова. Ещё месяц назад они даже не подозревали, потомками какого человека являются. Не знали и о величественной белокаменной Ак-мечети с зелёным куполом, построенной их прадедом ровно 120 лет назад взамен старой деревянной, сгоревшей в жутком пожаре, случившемся 28 мая 1901 года и уничтожившем треть Павлодара, передает Ratel.kz.
…Кладбище на окраине города, где покоятся жертвы голодомора и политрепрессий, было заброшено ещё в середине прошлого века. В советские времена никто не говорил, какие люди здесь похоронены, нет ли среди них известных павлодарцев. В 90-е годы мародёры растащили имевшиеся кладбищенские металлические ограждения и надгробные камни, а потом кто-то поджёг траву – и пожар окончательно уничтожил все оставшиеся записи с именами умерших. Многие из них были высечены арабской вязью. Никто не предполагал, что именно здесь покоится прах купца второй гильдии Абдул-Фаттаха Рамазанова.

Начало XX века. Большая, дружная, преуспевающая семья Рамазановых, двери дома которой всегда были открыты. Здесь бывали учёные-путешественники, артисты, влиятельные чиновники. Нередко пела Майра Шамсутдинова, другие местные и приезжие звёзды. А на праздник Ораза айт раздавалась помощь нуждающимся.
Революция. Раскулачивание. Репрессии. Купец, построивший самые красивые здания в Павлодаре, срочно отправляет четырёх сыновей и дочь к дальним родственникам в Узбекистан, чтобы спасти их от репрессий. А сам с женой… просит милостыню, до нитки обобранный новой властью.
Но павлодарцы не забыли эту фамилию. Никакие большевики не смогли стереть Рамазанова из истории города – ведь все его прекрасные здания второй век служат людям. Построенная на деньги купца Ак-мечеть стала единственным храмом города, который в 30-е годы прошлого столетия по загадочной причине не смогла снести советская власть. Вот как об этом в фильме Салауата Темирболат-улы «Тайны Павлодара: истории вне времени» вспоминают дети тех, кто отмаливал мечеть:
— Все бабушки, которые собрались, легли на намаз, а мы смотрели в окно. Все церкви снесли: и белую, и красную около нас, а этот храм не смогли. Не поддалась мечеть, не смогли её разобрать и сравнять с землёй.
— История Ак-мечети интересна тем, что она всю жизнь служит людям, — говорит Салауат. — После того как снесли башню и храм конфисковала советская власть, там находился Дом пионеров. Потом решили, что нельзя воспитывать эту юную ленинскую смену в здании, где поклонялись Богу. В мечети разместилась филармония, затем – спортшкола. И вот, после независимости, снова заработала мечеть. И вообще, все здания, которые построил Рамазанов, служат людям и городу, храня их духовно-культурное наследие. В доме, который Абдул-Фаттах построил для одного из своих сыновей, сейчас Дом-музей Майры. В другом здании – музей литературы и искусства имени Бухар жырау, и так далее.

Чтобы собрать разрозненную информацию о купце Рамазанове и связанной с ним истории Павлодара, наш удивительный коллега Салауат Темирболат-улы за три года проехал сотни километров, добравшись даже до сибирскотатарского города Ялуторовска, что в нынешней Тюменской области, откуда был родом Рамазанов. Он изучил несколько тысяч архивных документов, опросил более пятисот человек – представителей татарской диаспоры Казахстана и России, старожилов Павлодара. И, самое удивительное – нашёл доказательства, что сыновьям купца удалось выжить. А ведь всё это время считалось, что его дети в Узбекистане погибли. Поэтому Бектемир-мулла Ак-мечети читал за него намаз пять раз в день – вместо потомков.
— В омских архивах ничего не было, в павлодарских тоже, а вот в Центральном государственном архиве Алматы оказалась переписка с Семипалатинским губернатором, который давал разрешение на строительство мечети, и бесценные рукописи, и документы, — рассказывает Салауат.

А месяц назад внуки одного из выживших сыновей Абдул-Фаттаха наткнулись в интернете на статьи и фильм Салауата. Они были потрясены.
— Меня зовут Рамазанов Рустем, — написал журналисту правнук купца. — Я живу в Москве, работаю преподавателем физики. В вашей статье «Тайны Павлодара: истории вне времени» я узнал на фотографии с братьями Рамазановыми своего деда – его звали Рамазанов Абдулла Фаттахович (1900 года рождения). Сначала я нашёл на сайте «Открытого списка» базы данных жертв политических репрессий в СССР информацию о том, что он проживал в городе Павлодаре. Так и вышел на вашу статью… В моём семейном архиве нашлись старые документы, в том числе личный листок по учёту кадров Абдуллы Фаттаховича советских времён, где указано, что родители его «сословия крестьянского» и «до 1912 года умерли». Это осложняло поиски, но я понимал, что это лишь легенда, чтобы выжить в советские годы, так как знал от отца, что Абдулла был сыном купца. Но дед умер ещё до моего рождения, и кроме имени прадеда и лишь одной сохранившейся общей фотографии четырёх сыновей Фаттаха у меня не было источников информации…
И вот правнуки приехали в далёкий Павлодар – к прадеду. На второй день, отдохнув с дороги и от сабантуя, они пришли в Ак-мечеть. Сестра Даниала Ахметова – Гульфаз Аубанова – рассказала, как по инициативе их родителей, заслуженных учителей Кенжетая Ахметова и Раузы Молдабековой, шла реконструкция храма.


На старом мусульманском кладбище председатель татаро-башкирского культурного центра Рустам Мазгутов, благодаря усилиям которого удалось определить точное место захоронения Рамазанова и его жены, показал, как по старой фотографии восстанавливали оградку на могиле.
Хранитель истории Павлодара Людмила Баюшева провела экскурсию по «татарским» местам, показав оставшиеся после купца историко-архитектурные памятники. Людмила Фёдоровна рассказала, что усадьба Рамазановых 40 лет – с 1920 по 1964 годы – прослужила городу роддомом, была областной больницей, а в нулевые годы этого века её хотели снести. Но павлодарские краеведы и историки не дали властям этого сделать. А вот амбар Рамазановых, считавшийся образцом уникальной деревянной архитектуры, отстоять не удалось. Амбар снесли под покровом ночи 30 марта 2000 года – теперь на его месте банк.
— Когда утром павлодарцы узнали, что амбар сносят, на место приехало телевидение, собрались журналисты и возмущённые жители города, — рассказала потомкам купца Людмила Баюшева. — Историческое здание с вековой историей заканчивали разбирать на глазах изумлённой публики, которая сделала для себя немало интересных открытий. На брёвнах снесённого амбара обнаружили слово, написанное арабской вязью, – буквы «ФКР» – инициалы купца Рамазанова, а также даты: 1891, 1905, 1928. К тому же оказалось, что брёвна все пронумерованы и обозначены буквами: С, Ю, З, В – что означало стороны света: север, юг, запад, восток. Благодаря стараниям краеведов и работников музея памятник промышленной архитектуры, каким являлся амбар, не исчез бесследно. Брёвна сохранили и перевезли на территорию областного историко-краеведческого музея. В 2002 году амбар восстановили, собрав из тех же досок и брёвен – нумерация которых позволила более точно их подогнать друг к другу. Прежний вид амбару вернуть не удалось.

А потом правнуки Рамазанова и горожане смотрели фильм Салауата Темирболат-улы в одном из КДЦ. И павлодарцы поражались – до чего правнук похож на прадеда.