Воскресенье, 1 февраля
Меню

«Тайны Павлодара» и ревизские сказки: записи 1851 года раскрыли происхождение купца Рамазанова

  • Салауат Темирболат-улы
  • 101
«Тайны Павлодара» и ревизские сказки: записи 1851 года раскрыли происхождение купца Рамазанова
Ранее неизвестные фотографии старого Павлодара. Фото из архива «НЖ» и предоставленные Рустемом Рамазановым

История жизни купца Абдул-Фаттаха Рамазанова, старинные здания которого стали архитектурными украшениями и уникальными культурно-духовными центрами современного Павлодара, а также его большой семьи, более века спустя пополняется интересными сведениями. Накануне его правнук Рустем, живущий в Москве, смог получить копии так называемых ревизских сказок, и сделать удивительные открытия, передает @lifepvl.kz.

И как тут не поверить в чудо!

Четыре года назад, во время съемок документального фильма об истории купца, мы оказались за многие тысячи километров от Павлодара, – в старинном татарском ауле Аслана Тюменской области, где провели почти целый день. И это, как выясняется сейчас, было вовсе не случайно.

Открытие за открытием

Наши постоянные читатели, наверное, хорошо помнят прежние публикации, где мы подробно рассказывали про купца Рамазанова и историю о том, как в июне 2025 года нашлись его правнуки.  Рустем случайно увидел в Интернете документально-биографический фильм, где промелькнула старинная фотография. Дореволюционный снимок нам показала внучка бывшей служанки купца Суфия-апай Саттарова. И точно такая же фотография хранилась у Рустема в Москве.

Когда тайна раскрылась, и он узнал про своего знаменитого деда, Рустем вместе с сестрой Джамилей Нуровной и супругой Анной приехали в Павлодар. Тогда они побывали на могиле своего предка, увидели построенные им величественную Ак мечеть, архитектурные памятники города – здания музеев литературы и искусства им. Бухар Жырау, дом-музей песенного творчества Майры, магазина «Золотой теленок», гостинцы «Купеческий».

фото: Потомки купца во время приезда в Павлодар в июне 2025 года

В последнем строении, до прихода к власти большевиков, располагалась семейная усадьба Рамазановых. Потом, в октябре, Рустем еще раз приехал на 120-летие Ак мечети и смог навестить старожила города Суфию-апай. Ведь если бы не ее интервью и показанная фотография, ничего бы этого могло не случиться. 

фото: Потомки купца в Павлодарском областном архиве

«Она рассказала нам историю про старшего сына купца Рамазанова – Самата. По материалам Павлодарского архива мы узнали, что Самат был жителем села Бумаяр Ялуторовского уезда. Кроме того, мы нашли запись о смерти Фаттаха, где был указан его отец — Камалетдин Рамазанулы, то есть фамилия Рамазанов пошла от деда Фаттаха. А недавно с нами связался житель Тюмени Фархад Шамурадов, который занимается исследованием родословной Рамазановых. Он рассказал нам, что в сибирско-татарских селениях дети получали фамилию по имени отца или деда, поэтому в каждом новом поколении были свои фамилии», — поделился новостями Рустем.

фото: Потомки купца в Павлодарском областном архиве

Дальше – больше. Оказывается, что историк из Тюмени к этому моменту уже проделал огромную работу в архивах и изучил ревизские сказки. Это те самые старинные документы, которые содержат информацию о составе семей податного населения Российской империи в XVIII – середине XIX веков. Ревизские сказки нужны были для того, чтобы вести по душевой учет налогоплательщиков. 

фото: Абдул-Фаттах Рамазанов родился в местности Бумаяр (Осиновские юрты) Асланинской волости Ялуторовскогого уезда Тобольской губернии

«Ему удалось найти родоначальника фамилии Рамазановых — Ремезана Тангрибердина в 10-й ревизской сказке Асланинской волости юрт Осиновских за 1858 год. У сибирско-татарских деревень есть вторые названия, которые известны в народе, а в официальных документах значатся другие. Оказывается, село Бумаяр — это и есть Осиновские юрты, ныне — деревня Осинова», — делится своими открытиями Рустем. 

фото: РЕВИЗСКАЯСКАЗКА. 1851 Г.

До седьмого колена

Правнук Абдул-Фаттаха Рамазнова выкупил у тюменского исследователя копии ревизских сказок, а также переписи населения. Рустем внимательно изучил документы и нашёл практически всю родословную. Как итог – сумел составить генеалогическое древо Рамазановых до седьмого колена и подтвердить, что Абдул-Фаттах действительно родился в 1850 году. 

фото: Старший из выживших сыновей купца Абдулла Рамазанов, дедушка Рустема Рамазанова

«У Ремезана были сыновья Речеп, Мугометфазыл (оба были в разные периоды указны муллами этой деревни) и Камалетдин (отец Фаттаха). Женой Камалетдина была Калимчан, и у них родились дети — Челялетдин, Начамутдин, Калчан и Абдулфаттах. Абдулфаттах записан как Аптыльбатак (на языке сибирских татар). Запись об этом также есть в ревизской сказке за 1851 год, где указано, что ему ровно один год», — с воодушевлением о новых открытиях поведал нам Рустем.

фото: Меценат Рустам Мазгутов вернул клад Рамазанова городу

Казалось бы, прошло столько времени, и за эти сто с лишним лет никто ничего не дополнил, а здесь, всего за несколько месяцев, произошла масса удивительных событий. Мы уже рассказывали, что буквально за неделю до празднования 120-летия Ак мечети в Павлодаре обнаружились священные книги, старинный альбом с 55 фотокарточками, а также именные сургучные печати Рамзанова. Благодаря меценату и общественному деятелю Рустаму Мазгутову ценные реликвии удалось вернуть городу. Глава областного татаро-башкирского культурного центра выкупил коллекцию у частника и передал два священных писания мусульманскому духовенству, а книги и фотоальбом — областной библиотеке им. С. Торайгырова и музею им. Д. Багаева. В преддверии Нового года случилась еще одна потрясающая история: недалеко от Москвы впервые встретились правнуки купца Рамазанова – от двух его сыновей – Абдуллы и Султана.

фото: Потомки купца впервые встретились в Москве

«Вчера впервые встретились вчетвером правнуки Фаттаха: Элина и Лада — внучки Султана, и Рустем с Джамилей — внуки Абдуллы. Пересматривали старые фотографии и документы, обсуждали новые открытия родословной. Передаем привет Павлодару!», — написал нам ранее Рустем и прислал совместный снимок. 

фото: Дети купца Рамазанова после освобождения из тюрьмы, г.Ташкент, 1929 г.

Теперь, когда большая часть тайн прошлого разгадана, Элина и Лада намерены побывать в Павлодаре и поклониться могиле прадеда. Они, как и Рустем с Джамилей, сначала были шокированы, а сейчас испытывают настоящую гордость. 

«Генеалогическое древо для нас до сих пор было чем-то просто похожим на график. Симпатичная, математически выверенная картинка, на которой можно удобно расположить всех родственников. Но теперь оно перестало быть картинкой, а вдруг проросло в нас. Столько вскрылось за последнее время имен, дат, деталей, столько обнаружилось новых ветвей. Возможно, мы – крайние веточки мощной кроны, которые со временем превратятся в толстые ветки, а корни наши уйдут еще глубже!», — отметила Элина. 

фото: Один из выживших сыновей купца Султан Рамазанов с супругой

Потомки купца поздравили павлодарские музеи

Так совпало, что все последние открытия произошли накануне двух значимых юбилейных дат, связанных с историей Павлодара. 30 января исполнилось 25 лет со дня открытия музея песенного творчества Майры Шамсутдиновой и дома-музея фотографии им. Дмитрия Багаева. Во время приезда в Павлодар потомки купца побывали в обоих из них. Известно, что Абдул-Фаттах Рамазанов активно поддерживал творчество молодых талантов, среди которых были будущий крупный казахский писатель Сабыр Шарипов и певица Майра Уаликызы. А дом, где сейчас находится ее музей, в начале прошлого века купец построил для своего старшего сына. Что касается Багаева, то именно в его павильоне были сделаны почти все дореволюционные снимки представителей семьи Рамазановых. А в дни празднования Ак мечети именно в музей фотографии был передан альбом с 55 уникальными черно-белыми изображениям. 

фото: Ранее неизвестные фотографии старого Павлодара

«Будучи в Павлодаре, мы несомненно отметили, какую важную роль для истории края, самого города и культуры Павлодара играют эти два музея. Для нас особенно трогательно и очень важно было узнать, что дом, связанный с именем нашего прадеда, теперь стал музеем и служит людям. Он является своего рода связующим звеном между прошлым, началом 20 века, когда в нем жили наши предки, и настоящим, когда он служит современным жителям Павлодара. Рассказывает историю именно того времени. Сама судьба способствовала этому дому стать центром духовного и культурного просвещения Павлодара, ведь и об этом заботился наш прадед. Мы рады поздравить с юбилеем музей песенного творчества Майры и дом-музей Дмитрия Багаева, они для нас тоже теперь стали родными. Благодарны всем музейным работникам, архивистам, историкам, краеведам, всем неравнодушным жителям этого прекрасного города за встречу, за такое чуткое и бережное отношение к истории, к реликвиям, к прошлому. Желаем всем счастья и процветания», — сказала Джамиля Нуровна, которая является профессиональным архивистом и известным ученым.   

фото: Ранее неизвестные фотографии старого Павлодара

Во время повторного приезда в Павлодар Рустем привез три ранее неизвестных фотоснимка. На них – виды дореволюционного Павлодара. Ключевые на тот момент строения, в том числе хорошо видны вывеска магазина расстрелянных большевиками знаменитых купцов Айтыкиных. Автор старинных снимков, к сожалению, неизвестен. По предположению специалистов, возможно, они были сделаны кем-то из фотографов, который останавливался в нашем городе. Сам Дмитрий Багаев на тот момент как раз был призван на службу, и его не было в Павлодаре.  

фото: Равиль Рамазанов и его друг Фахрутдин Саттаров (справа)

Поиски продолжаются

Но и это еще не все. Недавно в семейных архивах нашлись фотографии младшего из сыновей купца Рауфа Рамазанова. Революция оставила горький след в судьбе каждого: единственную дочь Мархабану и ее брата Абдуллу обвинили в контрреволюционной деятельности и на пять лет отправили в тюрьму. Много испытаний выпало на долю и других сыновей. Известно, что средний сын Афлятон погиб на войне, а самого младшего Рауфа отправили в Сибирь. 

фото: Едиственная дочь купца — Мархабану Рамазанова
фото: Справка о реабилитации единственной дочери купца

«По письмам, которые писал для Бану её брат Рауф из тюрьмы, можно проследить и его нелегкую судьбу. Мой отец рассказывал, как Бану ездила к Рауфу в лагерь в Кандалакшу и шла по тундре пешком с санками, чтобы передать ему посылку, хотя сама жила в бедности. Из писем Султана своей жене Гале мы видим, что он тоже до самой смерти в 1946 году общался с Бану. Умерла Бану в Казани в 1949 году и похоронена на Татарском кладбище. Мы даже нашли номер её могилы и собираемся посетить её. Неясной остаётся теперь лишь судьба старшего сына купца – Закира», – говорит правнук купца. 

фото: Сыновья Рамазанова и их друг

Одна из найденных фотографий датируется 25 августом 1929 года. Снимок был сделан в г. Казани. Подпись: Рауф Фаттахович Рамазанов и Зиннур Сайтбатталов. Еще один снимок датирован 14 января 1938 г. Подпись: Янгаев Султан Шарипович, Рамазанов Рауф Фаттахович, Абдульманов Хамза Ибрагимович – курсы по переподготовке сырьевщиков каракуля и пушнины Потребживсырья. 

фото: Янгаев Султан Шарипович, Рамазанов Рауф Фаттахович, Абдульманов Хамза Ибрагимович. Курсы по переподготовке сырьёвщиков каракуля и пушнины Потребживсырья. 14 января 1938 г.

«Пока с биографией сложно, есть много писем, но не получается пока что перевести. Но, думаю, когда-то расшифруем и составим. 

Кстати, фото №2 — это более полный вариант той фотографии, кусок которой был найден еще весной с подписью на казахском, которую мы расшифровали в наш первый приезд в Павлодар. Тогда мы перевели как «снялся в Казани». Получается, верно расшифровали», — обратил внимание Рустем.

фото: 25 августа 1929 г. Рауф Фаттахович Рамазанов и Зиннур Сайтбатталов. г. Казань

Потомки купца Рамазанова намерены в будущем посетить Тюменскую область, чтобы ближе познакомиться с историей старинных татарских аулов и деревень, и обязательно побывать в Алматы. Они очень надеятся, что смогут найти недостающие сведения в центральном государственном архиве Казахстана, и возможно увидеть снимки с изображением их прадеда. При всех новых открытиях, массе уникальных документов, пока нет ни одной четкой фотографии самого купца Абдул-Фаттаха Рамазанова. Не исключено, что снимки, где изображен знаменитый купец, до сих пор находятся где-то в Павлодаре, возможно, среди чьих-то семейных реликвий, или пока еще неизученных негативов Багаева.