
Не прошло и шести лет, как мажилисмены и ВАП заинтересовались миллиардами, выделенными властями на коммуникации к несуществующему содовому заводу
Первые трубы, протянутые к несуществующему содовому заводу нашего золотого мальчика Талгата Ахметова, которого не было даже на бумаге в виде проекта (завода, не мальчика), корреспондент Hronika.kz обнаружила в мае 2020 года. Тогда провалились очередные общественные слушания про предОВОС – предварительной оценке воздействия предприятия на окружающую среду. До этого эти слушания уже проваливались несколько раз, потому что являвшиеся на них экологи, химики и прочие специалисты рассказывали, как неэкологичная технология 1861 года — так называемый метод Сольве — станет непосильной нагрузкой для региона. На тонну продукции придётся две тонны отходов, Иртыш резко обмелеет. При этом в мире уже давно изобретены другие методы получения соды, в том числе без использования воды, но метод Сольве – самый дешёвый, передает Hronika.kz.
В начале 2020 года, когда регионом пришел руководить Абылкаир Скаков, которого связывали с семьей Ахметова, журналисты спросили его – будет ли строиться вредный содовый завод? Аким успокоил, что, если слушания так и не состоятся, то не будет. А в это время к заводу на землях сельхозназначения, оказывается, уже проводились коммуникации – два водопровода, канализация, теплосети на 1,5 млрд тенге. Эти новенькие трубы, а также баннеры, объясняющие, для кого они построены, я и обнаружила в мае 2020 года. Затем для Талгата Ахметова была еще построена ЛЭП за миллиард. У СЭЗ без уведомления руководства последней тихонько оттяпали кусок территории, а между тем ТОО «Павлодар-Сода» участником специальной экономической зоны не является. А слушания признали состоявшимися в июле 2021 года – их тогда провели онлайн, и в сети был задействован административный ресурс.
Но и после этого ПСД завода так и не была разработана. А как только папа — Даниал Ахметов — окончательно ушел на пенсию, исчезли и последние потенциальные соинвесторы, готовые вкладывать в содовый завод деньги. Потому что стране он вообще не нужен — в сентябре 2021 года началось строительство завода по производству кальцинированной соды в Сарысуском районе Жамбылской области – в пять раз мощнее, чем тот, который планировал Ахметов-младший, который полностью закроет не только потребности РК, но и планирует выпускать продукцию на экспорт.
О судьбе коммуникаций я традиционно спрашиваю акима области на брифингах в Центральной службе коммуникаций при президенте РК. 19 декабря снова спросила – удалось ли приспособить все эти трубы, которые уже не так блестят от прожитых в бездействии пяти лет, к какому-нибудь другому предприятию? Асаин Байханов ответил, что водопроводы и канализацию передавать пока боятся – а вдруг Талгат Ахметов еще вернется? А тепловые сети уже используют.
Между тем, выступая перед депутатами на пленарном заседании мажилиса 24 декабря, глава высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов возмутился:
— К получателям мер господдержки должны устанавливаться встречные обязательства. В случае их невыполнения деньги подлежат возврату. Однако они не всегда предусматривались. В результате в Павлодаре подведены инженерные сети на 2,4 миллиарда тенге к заводу, которого фактически нет.
Целых три депутата тут же возмущенно упомянули этот факт в своих выступлениях, как будто первый раз о нем услышали. Вызванная по видеосвязи на ковер замакима Павлодарской области Айгерим Кабылтаева сообщила, что на сына Даниала Кенжетаевича потрачено не 2,4, а 2,5 млрд тенге и что теперь областной бюджет будет возвращать в республиканский 1,1 млрд из них. То есть – отдавать деньги с уборки улиц или поддержки социально уязвимых слоев населения? А сын Ахметова, несколько лет назад входивший в число самых богатых казахстанцев из списка Forbes.kz, эти деньги областному бюджету вернет? Или правильнее спросить так: акимат у него их потребует? Или пусть Скаков возвращает? Он, между прочим, тоже довольно состоятельный казахстанец.
Отвечая на эти вопросы в пресс-службе акима области сообщили только следующее: «Акиматом Павлодарской области в соответствии с предписанием Отвечая на эти вопросы в пресс-службе акима сообщили только следующее: Высшей аудиторской палаты РК будут возмещены средства РБ — 1 млрд тенге, реализованные по проектам строительства недостающей инфраструктуры к заводу по производству кальцированной соды (паропровод, химически обесоленная вода).
В дальнейшем, в случае отказа инвестора от реализации проекта, будет рассмотрен вопрос об использовании построенной инфраструктуры на другие приоритетные проекты области».






