
Госорганы платили деньги за невыполненные подряды, чтобы павлодарский бизнесмен мог регулярно платить пугавшему его антикоровцу десятки миллионов
Самат Бейсембаев, брат многочисленных прокуроров и прочих сотрудников правоохранительных структур, старший офицер управления по выявлению и пресечению коррупции департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Павлодарской области, обвиняется в превышении власти и вымогательстве. С февраля 2016 по март 2019 года Самат работал в антикоррупционной службе Павлодарской области. Уволился и восстановился только в мае 2021 года. С мая 2021 по август 2022 года трудился в ДЭР Костанайской области, с августа 2022 по октябрь 2023 – в ДЭР Актюбинской области, затем по сентябрь 2024 года – в антикоррупционной службе Павлодарской области, передает Hronika.kz.
Одно у него, по версии следствия, получалось стабильно – где бы ни находился по долгу службы Самат, он отовсюду пугал павлодарского предпринимателя, руководителя ТОО «ПавлодарСвязьМонтаж», «ЗаманСТРОЙАльянс» и «СТТН» Мади Смагулова, с которым познакомился в 2017 году и который построил для его семьи банный комплекс «Сары-Арка». Приводим официальные выводы следствия, ярко демонстрирующие, в какой реальности мы увязли и, видимо, уже не выберемся.
Итак, в первом полугодии 2020 года Смагулов в качестве субподрядчика проводил реконструкцию магистрального водопровода и коллектора в Экибастузе, но в связи с пандемией, как обнаружило следствие, отдел строительства и архитектуры «не смог» своевременно провести оплату генподрядчику и, соответственно, субподрядным компаниям Смагулова.
Для продолжения работ предприниматель оформил кредит в 100 млн тенге в «Народном банке» и взял в долг 250 тысяч долларов у Бейсембаева (последний тогда в органах не работал). В декабре того же года весь долг с процентами предприниматель, по версии следствия, своему знакомому отдал. И тогда же, в декабре 2020 года, Бейсембаев, «имея опыт по раскрытию различных преступлений… под угрозой применения насилия, потребовал 40 миллионов тенге наличными. Бейсембаев неоднократно вызывал Смагулова к себе домой, где, выражая угрозы использования связей в правоохранительных органах с целью ареста счетов компаний Смагулова за договорные отношения с недобросовестными контрагентами, а также создания невыносимых условий для его бизнеса, продолжил требовать указанную сумму. Смагулов М., чья воля к сопротивлению уже была подавлена ввиду наличия родственных и иных связей Бейсембаева (его родной брат Жұмағелді С. и двоюродный брат Бейсембаев Д. – работники прокуратуры Павлодарской области), имеющих влияние среди правоохранительных и специальных государственных органов, во избежание незаконного преследования со стороны представителей власти, а также во избежание негативных последствий для бизнеса… опасаясь за свою жизнь и здоровье, согласился с незаконным требованием Бейсембаева». И привёз 40 миллионов наличными.
Заметим, это было в тот год, когда 10 лет лишения свободы за взятку получил двоюродный брат Самата Бейсембаева – Азамат Бейсембаев, работавший руководителем управления расследований правонарушений в финансовой сфере департамента госдоходов Павлодарской области. Эта история тогда изрядно повеселила народ. Вместе со своим шефом – руководителем департамента госдоходов по Павлодарской области Ернуром Байгурмановым – Азамат был задержан вовремя… возвращения ими взятки в 100 тыс. долларов влиятельному экибастузскому магнату Тасбулату Абгужинову. По словам магната, это был аванс от 200 тыс. долларов, которые с него потребовали за прекращение уголовного дела и спасение угледобывающего ТОО «ГаммаТалдыколь» от доначисления более миллиарда тенге налогов. Однако в итоге руководство ДГД помочь оказалось не в силах – вот взятка и отправилась в обратный путь.
Никого не удивило, когда при задержании у руководителей ДГД было изъято 160 тыс. долларов, 10,5 млн тенге и девять наручных дорогостоящих швейцарских часов.
Следствие тогда шло почти год, но антикоррупционная служба сделала всё, чтобы никто не сел. Суд первой инстанции налоговиков оправдал, поскольку в качестве главного доказательства их вины борцы с коррупцией смогли предоставить только записи переговоров Абгужинова с Магзумовым и Байгурмановым, которые бизнесмен делал на свой телефон без всяких санкций.
После огромного резонанса, который вызвал оправдательный приговор, суд апелляционной инстанции сам занялся следствием и выяснил, что даже стодолларовые купюры никто не исследовал и не переписывал по номерам. Также не были допрошены некоторые свидетели. Два месяца областной суд исправлял все эти недочёты и в итоге пришёл к выводу, что Абгужинов рассказал следствию правду.
Новый приговор тройка судей апелляционной инстанции 17 января 2020 года зачитывала почти четыре часа. Байгурманов получил 11 лет лишения свободы в колонии минимальной безопасности, Бейсембаев, как уже сказано выше, – 10 лет. Но похожих на них мужчин регулярно видят катающимися по павлодарским улицам и посещающими разные тои. Кто знает, может, из-за этих двойников Смагулов, вместо того чтобы обратиться в полицию, предпочёл платить? Или нынешние следователи чего-то не знают?
В конце марта 2021 года через АО «Kaspi Bank» Самат Бейсембаев взял автокредит и приобрёл Toyota Camry 2016 года, которую оформил на свою тётю Зиядинову, а платить по 332 тысячи в месяц поручил Смагулову. Смагулов, «чья воля к сопротивлению уже была подавлена ввиду наличия родственных и иных связей» (ну, вы помните), выплатил по автокредиту 12,5 млн тенге.
В августе 2021 года Бейсембаев, который, напомним, тогда трудился в ДЭР Костанайской области, потребовал от Смагулова оплатить разницу в 15 млн между Toyota Camry и Toyota Land Cruiser 200 2013 года, пригрозив, помимо всего вышеперечисленного, ещё и уголовной ответственностью «по сфабрикованному обвинению» и «репрессивными мерами со стороны правоохранительных и специальных государственных органов».
В октябре 2021 года Бейсембаев велел Смагулову дать ему 30 миллионов, которые предприниматель, с его подавленной к сопротивлению волей перед Саматом и его братьями Жұмағелді С. и Бейсембаевым Д., взял в кредит в «Народном банке» под залог квартиры жены.
Октябрь 2022 года – опасаясь за свою жизнь, Смагулов убедил двух знакомых заложить четыре квартиры в Павлодаре и Астане и взять для него кредит – 46 миллионов наличными, которые привёз домой к Бейсембаеву в Павлодаре, хотя тот должен был в это время служить в Актобе.
Ноябрь 2022 года – 15 миллионов.
Декабрь 2022 года – 33 миллиона для покупки Lexus LX 570 2015 года.
Апрель 2023 года – 50 миллионов, которые Бейсембаев взял в кредит, поручив Смагулову ежемесячно погашать по 1,2 миллиона.
Май 2023 года – 48 миллионов за машину BMW X7 XDRIVE40i 2019 года, купленную у брата, Бейсембаева А.
Июнь 2023 года – 12,8 миллиона наличными.
20.12.2023 года Бейсембаев потребовал 10 миллионов, пообещав «не только уголовное преследование, но и системное давление, проверочные мероприятия, искусственные препятствия и административные барьеры, создающие критические сложности в профессиональной деятельности и личной жизни, фактически разрушая репутацию, материальное положение…». В это время ТОО «АльянсСтройКорпус» Смагулова ремонтировало кровлю Майской районной больницы. И вот, внимание: Бейсембаев, как считает следствие, «позвонил неустановленному лицу и, представившись сотрудником антикоррупционной службы по Павлодарской области… потребовал подписать акт выполненных работ и выплатить ТОО денежные средства».
Неустановленному, Карл!
«Несмотря на наличие незавершённых видов строительно-монтажных работ, акт выполненных работ был подписан. 22.12.2023 г. на расчётный счёт ТОО «АльянсСтройКорпус» последовало поступление денежных средств в общей сумме 34 376 663 тенге».
Май 2024 года – 18 миллионов за машину Kia Carnival 2022 года.
Начало июня 2024 года – 13,5 миллиона в качестве частичной оплаты за машину Toyota Hilux 2021 года.
Середина июня 2024 года – 30 миллионов для закрытия долга перед братом и 3 миллиона для приобретения путёвки.
Август 2024 года – 12 миллионов, чтобы частично оплатить машину BMW-530i XDRIVE 2023 года.
19 сентября Смагулов «неустановленным в ходе расследования металлическим предметом с деревянной рукояткой нанёс телесные повреждения Смагулову и потребовал 120 миллионов тенге».
Как подсчитали следователи, всего Смагулов заплатил за свой страх перед Бейсембаевым и его братьями 396 069 000 тенге. Тёща Смагулова, Прилепская, вообще считала, что он завёл себе вторую семью, так как «последние два-три года он много работал, а денег не хватало».
Обратившись в конце концов в органы и получив охрану, Смагулов записал обращение на имя президента, в котором, помимо прокуроров Жұмағелді С. и Бейсембаева Д., назвал ещё кучу родни Самата, которых он опасался.