Павлодар – город бродячих кошек и собак, и делать что-то с этой социальной проблемой, похоже, никто не спешит. Местные зоозащитники постоянно бьют в колокола и сами периодически бьются в истерике от бессилия. Их просьбы и мольбы давно никто не слышит. Про обещание, данное акимом области Абылкаиром Скаковым год назад во время чествования волонтеров, все благополучно забыли. А во вновь созданном управлении ветеринарии, на которое надеялись любители животных, и вовсе происходят странные вещи. В ведомстве за один день уволили сразу трех опытных руководителей ветстанций, в том числе и города Павлодара. Зоозащитники провели собственное расследование и пришли к мнению, что вместо обещанного главой региона пилотного проекта по стерилизации домашних животных чиновники на местах, возможно, придумали нехитрую схему, как подзаработать за счет актуальной для горожан проблемы.
Руководитель центра реабилитации раненных бездомных животных «Сердца Павлодара» Мария Гребенкина вместе со своими соратниками каждый день собирает по городу и окрестностям умирающих кошек и собак. Они как скорая помощь для животных – сигналы SOS поступают почти каждый день.
– У нас сейчас 140 квадратных метров помещения и шесть соток земли. Забиты под завязку – кошек около полусотни, а собак около 60. Все поступили раненые, кого-то сбила машина, кто-то попал под движущийся тепловоз, над какими-то животными издевались люди, поджигали или бросали с балконов высоток. Одна история страшнее другой, и масштабы травматизма тоже разные. Сейчас большая часть уже здоровы, вместе с ветеринарами мы смогли их выходить, они привитые и готовы к тому, чтобы найти себе добрых хозяев. Стараемся, ищем, пристраиваем, но не все истории заканчиваются хэппи-эндом, как иногда показывают по National Geographic или Animal Planet или других программах про животных, – сетует известная в стране зоозащтница.
Этот Центр реабилитации раненых бездомных животных – единственный в Павлодаре. Официально он открылся 1 апреля 2014 года. На постоянной основе здесь трудится три человека –сама Мария как основатель и руководитель, и двое молодых людей – Аслан Виситаев и Артем Ворошилов. Последний только вернулся из армии и решил посвятить себя гуманной миссии – спасать и помогать животным. Парни трудоустроены в организацию через центр занятости с зарплатой в 55 тысяч тенге.
– Я не имею права проклинать или осуждать людей. Но когда они выбрасывают животных на улицу, переезжают по ним специально на машине ради развлечений, сбрасывают в колодцы, топят, поджигают – это большой грех. Такого в нашей стране быть не должно, – выражает негативную реакцию к происходящему вчерашний солдат. – У меня дома две кошки и собака, мы все их любим. Я ушел в армию из колледжа, мечтал стать кинологом, но не вышло. Знаете, в армии у меня многое в голове поменялось. И сейчас ни о чем не жалею: пришла повестка, сам пошел, подумал, что не помешает пройти школу мужества, надо отдать долг Родине, а доучиться всегда успею. И вот после армии, я стал не только сильнее и мужественнее, но и гуманнее к животным. Раньше просто собирались во дворе компаниями, ребята, девчата, сидели, болтали, а став волонтером, ты уже делаешь большое доброе дело. Мы с Асланом в одной школе учились, и он привел меня сюда. Работа только в радость. Денег мне много не надо. Играю на гитаре, немного занимаюсь на синтезаторе, даже вышивкой занимаюсь. У нас дома традиция такая. А сейчас цель – отучиться на права, чтобы иногда заменять Марию, потому что пока она одна за рулем ездит на все вызовы, а мы в салоне – как пассажиры.
На вопрос о том, что сейчас происходит с бездомными животными в городе, Маша с долей грусти и злости одновременно отвечает: полный бардак!
– Ситуация накалена, причем накалена до предела. Потому что сильно увеличилось количество выбрасываемых на улицу котят и щенят. Пандемия сыграла свою негативную роль, потому что спрос на домашних питомцев упал, а новорожденных некому раздавать. Новый помёт, который массово появляется, его просто выбрасывают на улицу, вывозят умирать за город, отпускают в промзону, оставляют во дворах и даже в подъездах, в надежде, что кто-то заберет и приютит. А они разбегаются по городу, прячутся в подвалах, как-то добывают еду, выживают и вырастают во взрослых бездомных животных. Вот и все, что происходит. А чиновники думают: вот есть волонтеры, пусть и занимаются, – говорит руководитель центра «Сердца Павлодара».
Мария напомнила, что аким области Абылкаир Скаков, когда встречался с добровольцами и поздравлял их с Годом волонтеров, обещал начать в 2021 году пилотный проект по стерилизации животных.
– Мы прождали всю зиму, потом всю весну, уже осень на носу – но ничего не изменилось. Поручение главы региона выполнено не было, более того, как мы узнали, сейчас пытаются в другое русло направить всю эту энергию, и нам оказывают всяческое противодействие, мы это реально чувствуем. Город маленький, все всё знают. Вместо того, чтобы найти выход, выделить средства, чтобы люди могли пойти бесплатно стерилизовать своих Шариков, Актасов, Веню или Дуню и не выбрасывать потомство на улицу, – у нас хотят открыть новую госклинику, чтобы оказывать помощь населению. Зачем? Когда есть масса хороших частных клиник, – задается вопросом лидер «Сердец Павлодара».
По ее словам, данной ситуацией необходимо заняться соответствующим правоохранительным органам.
– Здесь уже попахивает попыткой заработать, а не решить проблему. Рынок давно сформировался. Услуги оказывают более 10 ветеринарных клиник, еще одна государственная или пусть полугосударственная, даже какого-нибудь агашки, – думаю, будет только мешать реальной конкуренции. Тем более, у нас есть договоренности с клиниками об очень низкой социальной цене, если будет госзаказ, они готовы в два раза снизить цены. Обычная стерилизация кошки стоит примерно – от 10 до 12 тысяч тенге, собаки – от 15–20 тысяч и выше, все зависит от размера животного и возраста. Но если будет массовая стерилизация, будет выделен государственный заказ, они готовы делать намного дешевле: для собак – 12–20 тысяч и кошек – до 6 тысяч. Мы просто не видим смысла открывать еще одну клинику, под которую, видимо, потом будет заточен весь этот госзаказ. В общем, если эта информация найдет подтверждение, то это дурдом полный, – возмущается Мария.
Кстати, год назад волонтеры из добрых побуждений и ничего плохого не подозревая, направили запрос в местное сельхозуправление и были по-настоящему шокированы. Они всего-то хотели уточнить, сколько местная казна тратит денег на отлов и отстрел бродячих животных. Оказалось, что эта информация находится «под грифом секретно».
– Ранее мы отправляли запрос о количестве отлавливаемых животных, о выделяемых суммах на стерилизацию и умерщвление животных, нам был дан такой ответ. Суммы – коммерческая тайна! Понятно? Наши налоги – их коммерческая тайна. А по количеству животных смотрим и видим – стреляют, стреляют, а животных меньше не становится. И суммы растут каждый год, и бригады уже две, а не одна. И как еще более наглядно показать НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ отстрела? Что еще нужно, чтобы с нами начали работать, а не отписки кидать? Что требуется, чтоб людям оказали помощь? – оставила возмущенную запись на странице «Сердца Павлодара» основательница фонда и разместила в открытом доступе это глупую отписку от сельхозников.
Этой весной, после череды громких случаев нападений собак на людей, причем домашних, а также волны возмущений в социальных сетях, Марию пригласили на прием к заместителю акима области Асаину Байханову. Он, по признанию самой же Марии, оказался человеком достаточно компетентным и открытым для диалога. Она довела все свои мысли о необходимости массовой стерилизации домашних животных, чтобы снизить популяцию бездомных и бродячих животных. Беседа получилась конструктивной, замакима попросил зоозащитницу предложить оптимальные варианты. Сказано – сделано. Мария созвонилась с коллегами по стране, где данная работа достаточно хорошо поставлена и сообщила главному местному ветеринару.
– Руководитель управлении ветеринарии сидел и соглашался. Интересовался живо, задавал вопросы. Мы рассказали о примерах других регионов, чтобы можно было перенять опыт, основания для выделения средств. Запросили договор из Тараза, это такой же областной центр, как и Павлодар. В ветеринарии ответили, что им нужен месяц на изучение вопроса и на то, чтобы проверить все, адаптировать этот договор под наш город и внедрить в практику. И что произошло в итоге? Через месяц мне отвечают, что они все переделали, адаптировали, и передали дальше на рассмотрение в акиматы городов. В общем, пошел большой футбол. Акиматы всех трех городов области словно под копирку дали один и тот же ответ: выделение средств не представляется возможным. Вот и всё! И теперь пойди разберись, есть ли у акиматов вообще логика. Могли же сразу сказать, а не играть в кошки-мышки. Между прочим, мы не бездельничаем, у нас нет ни минуты времени сидеть и вести с ними эти глупые переписки, а они лишний раз обнадежили и заставили нас ждать и нервничать, – едва сдержанна в голосе Мария Гребенкина.
В прошлые годы горадминистрация выискивала хоть какие-то средства для стерилизации животных, которые поступали в центр «Сердца Павлодара». Но то было при другом акиме области – оскандалившемся из-за коррупции Булате Бакауове. Связь тогда волонтеры обычно держали лично с директором ветстанции Серикбаем Курумбаевым. Но теперь этого человека уволили, что немало удивило их.
– Там сейчас какие-то перестановки происходят, увольняют людей, с которыми мы работали. Логика непонятна, то ли убирают людей предпенсионного возраста, причем хорошо знающих свое дело, и места для кого-то освобождают, то ли это указка сверху по сокращению штатов. Как можно человека с таким стажем и опытом так просто выбросить на улицу, – нам непонятно, – поделилась переживаниями Мария Гребенкина.
Мы связались с теперь уже бывшим руководителем городской ветстанции и узнали много интересных подробностей.
– Я шесть лет проработал директором городской ветеринарной станции Павлодара, относились мы к сельхозуправлению. А управление ветеринарии как таковое упразднили еще в 2019 году. У нас уже была другая схема и структура работы, мы могли выделять бюджетные средства для стерилизации животных. Может не так много, но могли. Могли выполнять и другие функции в пределах своей административной территории. Также райветстанции, как-то на местах с согласования местных маслихатов проводили работу. Но в начале 2020 года неожиданно в области вновь было объявлено о возобновлении областного управления ветеринарии, и все ветстанции перешли под крыло этого ведомства. Оказывается, что мне и моим районным коллегам при переводе установили испытательный срок, – удивлен теперь уже экс-директор городской ветстанции.
Он рассказал, что 16 июля его и двух его коллег – руководителя Баянаульской ветстанции Наурызбая Даулетова, и Мурата Ахметжанова из Иртышского района – вызвали в областной центр. Цель поездки они к тому времени не знали. Думали, срочное совещание, а им вручили готовые приказы об увольнении.
– Сказали, что мы не прошли какой-то испытательный срок, и так далее. Мы, конечно, были в шоке. По закону мы не подлежим той категории госслужащих, которые должны проходить испытательный срок. Ведь мы не вновь принятые специалисты, а были переведены из одного ведомства во вновь созданное, – рассказал подробности своего скандального увольнения директор ветеринарной станции г. Павлодара, 54-летний Серикбай Курумбаев.
К слову, уволенные вместе с ним в один день руководители Баянаульской и Иртышской ветстанции Даулетов и Ахметжанов также имеют значительный стаж работы в этой сфере, в разное время участвовали в ликвидации различных особо-опасных природных очагов инфекций. Все трое – предпенсионного возраста. Как нам стало известно, после новости об увольнении теперь уже экс-глава Иртышской ветстанции получил инсульт и находится в больнице. Не согласные с решением руководства, они теперь намерены попытаться через суд восстановиться на прежней работе.
Вот такая картина складывается в Павлодарской области. Пока зоозащитники пытаются выбить деньги на стерилизацию и попытку остановить бесконтрольный рост популяции бродячих кошек и собак, у соответствующих ветеринарных служб свои не менее важные баталии. Стоит напомнить, что в стране по личному поручению президента Касым-Жомарта Токаева продолжается разработка закона «О гуманном отношении к животным».
Илья ОТРАДА, «Наша Жизнь» №31, 12.08.2021 г.