События в соседних государствах тревожат казахстанцев, потому что различные «прилеты» все ближе и ближе к нашим границам. В соседнем Омске уже было несколько «инцидентов», очень напоминающих диверсии. Поэтому журналисты НЖ задались вполне логичным вопросом: а где нам прятаться в случае чего? Соответствующий запрос был направлен в ДЧС, но за полгода мы ответа так и не получили. Разбирались в проблеме сами.
Бомбоубежища, которые нельзя так называть
После землетрясений в Алматы жители мегаполиса потребовали от властей восстановить бомбоубежища. Оказалось, что ни общественники, ни горожане не имеют доступа к таким объектам, многие из которых в плачевном состоянии, а часть приватизированы. Как пояснили представители акимата, уже подготовлена специальная программа, в рамках которой планируется вернуть такие сооружения в госсобственность, как это было раньше, в советское время.
Сейчас в стране насчитывается около 14 тысяч простых укрытий для населения на случай бедствия. Об этом на брифинге в сентябре прошлого года рассказывал старший офицер Комитета по гражданской обороне и воинским частям МЧС РК Ерсултан Турмаханов. На сегодня защитные сооружения гражданской обороны — это наследие Советского Союза. Именно защитные сооружения, потому что в лексиконе спасателей термин «бомбоубежище» больше не употребляется.
«Они у нас есть, содержатся, мы поддерживаем их в состоянии готовности. Но они относятся к организациям, продолжающим работу в военное время. А основная часть населения и организации, которые не станут работать в военное время, будут укрываться в простейших укрытиях. Это подвалы, подземные паркинги, другие заглубленные части городской инфраструктуры. Согласно документам, расположение и количество объектов гражданской обороны имеет гриф «для служебного пользования». Мы вам точное количество сообщить не можем», — сказал Ерсултан Турмаханов.
Тем не менее, в Казахстане разработан регламент действий как на случай стихийных бедствий, так и на случай военной угрозы. То есть, мы с вами после объявления об эвакуации должны собрать дома документы и продукты и бежать в специальные пункты сбора. Как известно, они чаще всего находятся в школах, в административных помещениях и подвалах зданий.
Мы, поколение 90-х, слово «бомбоубежище» слышали только от родителей. А о том, что нужно делать в случае опасности, знаем очень мало. Помнится, учения проводились только по сценарию действий при пожарах.
Известно, что в мирное время до половины подвальных помещений и первых этажей производственных объектов должны использоваться как убежища для населения, а собственники обязаны проводить мероприятия гражданской обороны. На сайте профильного министерства можно почитать историю возникновения так называемых бункеров или бомбоубежищ, которая берет начало со времен первой мировой войны. Также можно ознакомиться с небольшим гайдом о том, где укрыться населению.
Итак, если вам угрожает опасность, бежать нужно в ближайший подвал, подземный переход или паркинг. Поэтому не лишним будет знать место расположения простейших укрытий не только рядом с домом, но и рядом с работой и местами, которые вы часто посещаете.
Отметим, для сбора населения и вывода в безопасную зону (в нашем случае, наверное, просто в степь?) определены пункты сбора. Информацию об их местонахождении и маршрутах можно найти в приложении 2ГИС. Что мы и сделали, поскольку областной департамент по ЧС молчит.
Итак, смотрим в приложении, где они находятся. В Павлодаре, если набрать в поиске слово «эвакуационный пункт», можно найти 25 убежищ. Большинство из них находятся в зданиях объектов образования, культуры, вокзалов и автобусных парков.
О состоянии существующих в Павлодаре бомбоубежищ нам также не удалось узнать из официальных источников. Как писала в своих постах в Instagram хранитель истории Павлодара, краевед Людмила Баюшева, подземные сооружения стратегического назначения массово строились в годы «холодной войны». В мирное время они были готовы на случай стихийных бедствий и техногенных аварий. Также все крупные предприятия были обязаны иметь свои объекты защиты.
Наследие Советского Союза
«Все бомбоубежища содержали в идеальном порядке и поддерживали в боевой готовности. Там хранились запасы воды и еды, медикаменты, теплая одежда, постельные принадлежности. Обязательными были средства индивидуальной защиты на случай химического и других видов поражения: противогазы, респираторы, защитные костюмы. В бомбоубежищах были оборудованы помещения с местами для сидений. Были специальные комнаты, где стояли столы и стулья, на стенах висели схемы, плакаты и другой наглядный материал по гражданской обороне. В них читали лекции, проводились практические занятия. На всех предприятиях были отряды гражданской обороны, проводились регулярные учения», — пишет Людмила Баюшева.
В Павлодаре есть несколько старых бомбоубежищ. Одно из них находилось на территории судоремонтно-судостроительного завода. Это было подземное сооружение с бетонированными стенами, построенное и оборудованное по всем правилам и требованиям, предъявляемым к стратегическим объектам особого назначения. После того как предприятие начало сокращать производство, этот объект стал бесхозным. «Подземка» стала домом для лиц без определенного жительства. В разные годы власти города пытались найти применение этим объектам, превратить их в овощехранилища. Даже была идея организовать там центр для экстремальных видов спорта. Но с тех пор ничего не изменилось: отсутствуют инженерные коммуникации, зато присутствуют горы мусора.
Также известно, что в 1950-е годы при возведении жилищ предусматривали и бомбоубежища. Такие бункеры были в десяти домах в квадрате улиц Торайгырова – Короленко (Бухар жырау) – Крупской (Едыге би) — 1 Мая (Машхур Жусупа). Как говорят старожилы, они были призваны обеспечивать защиту от авиабомб, поэтому это были не просто подвалы, а капитальные строения с бетонными стенами, системами вентиляции. Сегодня они тоже непригодны для использования.
Бункеры? Нет, не слышали
С нехваткой информации о бомбоубежищах также столкнулись коллеги из портала Петропавловск.news. В городе, расположенном в 60 километрах от границы с Россией, информация о бомбоубежищах остается в секрете. Жители не знают, куда идти в случае угрозы. Журналисты, как и мы, «пошли» за информацией в 2ГИС, который выдал нам сразу 19 сборных эвакуационных пунктов при чрезвычайных ситуациях. В основном, среди них числятся школы, а также указаны три эвакуационных пункта размещения пострадавших от паводков в Бесколе.
Под грифом «секретно»
Коллеги из Актобе также хотели узнать побольше о защитных сооружениях города. В областном центре информация об их местонахождении и количестве засекречена. Как отмечают корреспонденты сайта, интерес к этой теме у актюбинцев возник, вероятно, на фоне геополитических потрясений в мире. В отличие от представителей других региональных департаментов, актюбинские специалисты пояснили, чем же отличается обычное убежище от противорадиационных укрытий.
«Убежище – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от поражающих факторов современных средств поражения, воздействия радиоактивных веществ, а также высоких температур и продуктов горения при пожарах, отравляющих веществ и бактериальных средств. Противорадиационное укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении местности», — ответили в ведомстве.
Жители ЗКО тоже задаются вопросом, почему информация об укрытиях скрыта от населения и что делать в случае опасности? Жителей вопрос безопасности не может не волновать – регион граничит с пятью областями РФ.
Как сообщает, портал «Мой город», при «специальной военной операции» беспилотники падали в близлежащие регионы России, граничащие с ЗКО.
Например, в мае беспилотник атаковал радиолокационную станцию дальнего обнаружения целей «Воронеж М», расположенную в городе Орск Оренбургской области. Между Орском и границей с Казахстаном всего 15 километров. А в начале года жителей села Жаксыбай Жанибекского района напугало видео, где самолёт, похожий на истребитель, пролетел над головой сельчанина. Позже в министерстве обороны РК сообщили, что это было воздушное судно государственного лётно-испытательного центра министерства обороны соседней страну. Какое именно судно, в Минобороны не уточнили, но сказали, что на видео попали фрагменты проверки судна в полёте.
Как уточнили ЧС-ники, простейшие укрытия существуют, но сведения о состоянии, их количество и готовности объектов в держится в секрете.
Знаем одно: ещё два года назад на брифинге СЦК тогдашний глава МЧС Сырым Шарипханов сообщил, что есть научный проект, согласно которому прорабатывают возможность укрытия личного состава, населения в контейнерных защитных сооружениях. Прототип такой конструкции уже якобы готов. Он находится на территории Астаны, в одной из пожарных частей. Министр также пообещал, что будет продвигать проект контейнерных защитных сооружений в ближайшем будущем.
В материале трехгодичной давности, который был размещён на официальном сайте ведомства, есть информация, что тогда в Казахстане насчитывалось около 13 тысяч простейших укрытий, которые могут разместить около 11 млн человек.
В МСЧ отметили, что с 2014 года около 20-ти защитных сооружений были списаны с баланса частных предприятий. Информация по предыдущим годам в министерстве отсутствует. Также известно, что три года назад в Казахстане насчитывалось 4586 подконтрольных объектов, которые обязаны выполнять мероприятия гражданской обороны.
Около 60% из этих подконтрольных объектов находится в частной собственности, а оставшиеся 40% — это, в основном, структурные подразделения акиматов, которые курируют вопросы гражданской защиты.
Отметим, система государственного контроля этих объектов была введена лишь в 2007 году. Тогда правительство и начало приводить в порядок все законодательство. В 2021-м все защитные сооружения гражданской обороны прошли полную инвентаризацию. Обычно она проводится каждые три года местными исполнительными органами совместно с территориальными подразделениями МЧС.
Спасатели уверяют, что с 2021 года они активно привлекают науку для усиления гражданской защиты. Научные исследования планировалось завершить в конце 2023 года. Правда, о результатах изысканий гражданам Казахстана не доложили.
Между тем, в соседнем Омске провели конкурс на лучшее бомбоубежище. Как пишет портал «Омск-Информ», они должны соответствовать целому ряду критериев, по которым ведется их оценка специальной комиссией. Требования предъявляются к герметичности помещений и дверей, наличию запасов воды, огнетушителей, телефонной связи, а также состоянию санитарных узлов. По итогам прошлого года лучшими стали укрытия администрации Советского округа, компаний «Омск РТС» и «Ростелеком».