Понедельник, 30 декабря
Меню

Потеряные мануфактуры, или какие богаства хранит древняя степь

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1761
Потеряные мануфактуры, или какие богаства хранит древняя степь

Ученые Margulan centre Павлодарского государственного педагогического университета смогли раскрыть еще одну тайну, которую много веков скрывал в себе уникальный артефакт. Речь идет о шелковом полотнище времен Золотой Орды. Уцелевшие в слоях земли фрагменты текстиля были найдены на месте древнего некрополя вблизи Экибастуза экспедицией во главе с известным археологом Тимуром Смагуловым еще в 2008 году. На ней была надпись арабской вязью, причем буквы были вышиты золотыми нитями. Позже смогли расшифровать, что же было написано на полотнище. Это стало большой сенсацией. И вот новое открытие. Приехавшая по специальному приглашению ПГПУ с Украины специалист по древним и средневековым тканям Татьяна Крупа установила происхождение артефакта. Это дало возможность расширить горизонты представлений о торгово-экономической, социально-бытовой и даже военно-политической жизни на территории Павлодарского Прииртышья в те далекие времена. Сейчас она работает еще над целым рядом уникальных артефактов. Нам удалось встретиться с Татьяной Николаевной непосредственно во время исследований и узнать немало интересных данных.

— Полотнище было найдено в центральном погребении мавзолея в Аулиеколе. Старинная ткань с арабской надписью, причем в  хорошей сохранности, — это достаточно редкая и ценная находка для нас. Сегодня она уже экспонируется в Национальном музее истории Казахстана. Наш коллега Крым Алтынбеков смог провести реставрацию артефакта, а исследователи — расшифровать текст. Конечно, это достаточно большой труд, потому что это тончайшая работа, состоящая из многих маленьких и сложных деталей и процедур. Нужно было все расчистить, ничего не нарушив, не упустив, не потеряв, и, конечно, стояла задача  восстановить надпись. Текст, конечно, шокировал многих. Там написано, если не ошибаюсь: «Дар Султана Величайшему». То есть мы имеем дело с очень серьезным материалом. В конце июля, находясь в Нур-Султане, я специально заезжала в Национальный музей, посмотреть еще раз. Скажем так, навещала эту красоту. Крым Алтынбеков сделал консервацию, и благодаря этому сейчас полотнище может увидеть каждый посетитель Национального музея истории Казахстана. Я же отобрала микропробы на предмет посмотреть производство текстиля. Меня интересовало – откуда ж она родом? Ведь уже наличие самой арабской надписи с таким серьезным текстом говорит о том, что речь идет о подаренном статусном текстиле, — напомнила предысторию Татьяна Крупа.
Для начала известный специалист по древним и средневековым тканям провела растровую электронную микроскопию. К слову, до этого времени в Павлодаре подобными исследованиями среди историков мало кто занимался. Результаты этой работы на стадии подготовки для публикаций в научной литературе.
— Сейчас я могу точно сказать, что по типу золотых нитей, которые использовались в вышивке ткани, это Восточное Средиземноморье. Сама стилистика вышивки тоже соответствует Ближнему Востоку. То есть это дамасская работа. А с учетом того, что здесь фигурирует текст, что это подарок Султана, то, соответственно, это связано с мамлюкскими султанами и контактами их со степной знатью в среднем течении Иртыша. И если, допустим, с хронологией мы можем разобраться, то и можем понять, кто же мог быть из мамлюкских султанов дарителем? По нашим предположениям, это султаны, которые были следующими за Абу Бакром. То есть это период расцвета собственно мамлюкского султаната. А вот имя, кому был подарен такой статусный дар, и за что, — точно сказать пока сложно по той простой причине, что, к сожалению, в письменных источниках не сохранилось упоминание имени этого человека, и мы можем только догадываться. Конечно, возможно, в каких-то старинных архивах могут храниться какие-то данные, но мы этого пока знаем. Такие наградные подарки делались, безусловно, в первую очередь за военную помощь. А мы знаем, что мамлюки всегда сохраняли дружбу и тесный контакт с Великой степью, — отметила руководитель Международной научно-исследовательской лаборатории «Umai», открывшейся больше года назад при Margulan centre в рамках реализации программы «Рухани жангыру».
— Еще в одном погребении мои коллеги из Margulan centre обнаружили фрагменты такого же шелка, и тоже с вышивкой. Правда, они малюсенькие, наверное, размером с ноготок большого пальца человека. То есть, получается, там был не один ближневосточный предмет из текстиля. Может, это было связано с какими-то передвижениями войск, ведь войны-то велись, поэтому мы можем говорить о том, что кто-то из местной знати того времени получил большую награду за боевые заслуги и военную кампанию. Жаль, конечно, что мы пока не знаем его имени. Но если бы Тимур Смагулов со своей командой тогда тщательно не исследовал эту территорию, а он очень кропотливо работал несколько сезонов в этих местах, если бы они не нашли этот некрополь и этот текстиль, и он не уцелел, мы бы и этого не узнали. Потому что письменная история по этому периоду, к большому сожалению, мало сохранилась. Мы знаем только самые ключевые события, которые происходили в Золотой Орде в тот исторический период и которые запомнились какими-то масштабными и уникальным событиям. И сейчас задача — постараться по крупицам изучить тщательно эти артефакты, вернуть и воссоздать то, что в наших силах, — считает Крупа.

Еще один уникальный предмет, с которым работают ученые Margulan centre, также был найден в Экибастузском районе, но уже на другом археологическом памятнике. Старинный женский головной убор обнаружили недалеко от села Щидерты.
— Датируется  погребение концом 13 — началом 14 века, то есть эпохой Золотой Орды. Но ввиду сохранности  текстиля видно, насколько он долго использовался в быту. Такие вещи очень дорого стоили всегда, и новыми их никогда не клали в погребения. Точно так же, как и оружие. Детали, которые от нее сохранились,  и тот женский убор, который у нас теперь есть, он имеет иконографические изображения. Они близки к головным уборам на половецкой части Юго-Восточной Европы, такие же вещи известны на моей родине — на Харьковщине на Украине. Поэтому я их очень тесно связываю. Дело в том, что наши половецкие балбалыи датируются не золотоордынским временем, и знаменитый историк С. Плетнева о них пишет, что они датируются 12-13 веком. Следовательно, этот женский головной убор с учетом сохранности, поношенности текстиля, с учетом всех других аспектов, пока мы назвали его «кимако-кипчакского типа», он не имел особенностей «бокки», и это 100%. Хотя был близок немного по конструкции. Он примерно на 100 лет старше погребения, в которое был положен. То есть это явно домонгольское время. И это большая удача для нас, потому что такой сохранности головных уборов у нас в мире, вообще под Солнцем, — неизвестно. Точнее, эта шапка — первая в своем роде, и уже потому уникальная, дает фактически все свои конструктивные особенности. Мы имеем в виду ткань и берестяную конструкцию, мы имеем в виду кожаные детали, которые показывают, как все это между собой фиксировалось, и я надеюсь, что нам удастся с Божьей помощью в новом музее, который будет открыт в Павлодаре, сделать реконструкцию этого головного убора. И каждый человек сможет увидеть не только знаменитую серебряную накладку, которая хранится в Павлодарском областном историко-краеведческом музее имени Г.Н.Потанина и которую все знают как «бокка», — увидеть и этот головной убор. Почему я говорю, что известный серебряный женский головной убор в музее — это не «бокка», потому, что это более ранний период. Это было до монгольского завоевания. Она тоже похожего типа, как у нас, из серебра, но не «бокка». Этот головной убор человека уже почтенного возраста, принадлежавшего к женщине уровня, полагаю, что гораздо выше среднего, достатка и положения в обществе. И серебро, видимо, определяло ее статус. Судя по всему, она была весьма уважаемая особа в местных широтах, — подчеркнула руководитель Международной научно-исследовательской лаборатории «Umai».

В настоящее время Татьяна Крупа проводит консервацию артефактов, которые привезли со знаменитого памятника  в Карагандинской области. Их значимость для истории, по словам специалистов, также сложно переоценить.
— Мы заключили договор с археологом Айбаром Кисаналиным, это ученый, который исследует знаменитый памятник «Болган ана», он привез к нам в Павлодар материалы с раскопок женского погребения золотоордынского времени. Мы хорошо знаем, что это за памятник, он всем известен еще со времен Сатпаевско-Маргулановских времен. Это Улытау. Там же находится мавзолей Джучи-хана, это непростое место. На сегодня нами произведена первичная очистка, пластификация, и мы можем сказать, что имеем остатки сразу двух халатов. Нижний – это, скорее всего, красного цвета, и верхний – желтого. Причем с очень ярким материалом: красный халат – это золотая китайская парча, желтый – это ткань «камка» с декором из желтой парчи. Есть еще синяя парча, но я пока не готова сказать, откуда она, с какой части костюма. Так же есть остатки «бокки». В июне в Margulan centre приезжал наш коллега из Новосибирска Сергей Пилипенко. И вот мы с ним выяснили, что там есть фрагменты берестяных конструкций «бокки». В отличие от нашего головного убора из Щидерты Экибастузского района, в этом случае  это 100% «бокка». Наша задача – за полгода сделать консервацию, провести исследования, и если мы получим положительный результат в отношении кроя, а я думаю, что у нас уже есть такие возможности, то мы будем ставить вопрос о создании реконструкции это костюма, — поделилась планами ученый-реставратор.
По словам Татьяны Николаевны, этот памятник относится к кругу джучинских и чингизидских погребений, а датируется, по вероятности, второй половиной 13 – началом 14 веков.
— Костюм очень богатый. Там кожаные детали, обувь, но я пока с ним еще не работала. Мы узнаем крой халатов с косым подрезом, это знаменитые халаты, которые встречаются в иконографии того времени, что дает возможность представить моду того времени. И поможет расширить представление и об истории Казахстана и всей Золотой орды. Сохранность удовлетворительная. Как мы в таких случаях говорим, она стабильная, позволяет хорошо работать с материалом, не сильно загрязненная из-за условий погребения и не сильно деструктурирована, и это хорошо. Мы проводим химико-технологические исследования, часть их уже сделана, часть еще в процессе. Я беру микропробы, и в данном случае меня интересуют, например, красители. Красный халат – это марена красильная, очень распространенный краситель в то время. У нас существует масса материалов, окрашенных этим природным красителем. Причем парча не вышитая, а сотканная. Это китайское производство, потому что золотые нити дают такую картину. Думаю, что мы проведем еще растровую электронную микроскопию нитей и дополнительно что-то узнаем. Второй халат – это желтый краситель, но я пока не готова сказать, что это за вещество. Потому что желтых красителей в природе очень много. Я пока еще не вычленила то, что является желтым. И синий – индиго. То есть у нас встречаются стандартные для этой эпохи красители, и у нас характерные, по сути, для этой эпохи крой и хорошая сохранность. Все это позволяет в будущем говорить о реконструкции части костюма, — пояснила специалист по тканям.

Специалисты подчеркивают особую роль текстиля в археологической науке, поэтому важно детально исследовать каждый кусочек тканей.
— Никогда нельзя говорить, что подобного рода находки – рядовые, они всегда очень ценные. А обусловлено это несколькими причинами, как мы уже сказали – сохранностью в самом погребении: ценен уже факт, что они дошли до наших дней, особенностями изъятия из слоев земли, но и дальнейшей работой с такими артефактами. То есть зависит, насколько бережно с ними обходились во время раскопок. А любой текстиль дополняет информацию и дает много данных. Да, мы знаем, есть золотоордынские халаты, найденные на территории Центральной Азии, в России, и на Украине в том числе, и я с ними имела счастье работать, но всегда важно изучать такой материал с учетом местности. А здесь еще и статус самого памятника очень высок, соответственно, это очень ценный для науки материал. Мне привезли две большие коробки с Улытау, с учетом, что это лежало конгломератом, — я его затем уже разделяла, получилось много. Я не считаю количество проб, у меня сейчас задача – консервация, и это прежде всего. Еще не все материалы, которые хранятся у нас в центре, нами расчищены. За это время нам удалось расчистить еще несколько образцов находок из могильника «Долгое» под Павлодаром, это уже кимако-кипчакский период, там ткани тоже интересные – 9-10 века, это шелка с синим орнаментом на желтом фоне. Там растительные эклектические орнаменты, сердечки, цветочки. И это тоже редкие ткани, а с учетом того, что страна Кимакия нормально не изучена, то вообще каждый фрагмент, по сути, на вес золота, — с большой любовью к своей работе и увлеченностью делом рассказывает Татьяна Крупа.
По предположениям ученых, на территории современного Казахстана в давние времена могли существовать свои мануфактуры, где могло быть налажено производство различных тканей. И когда речь заходит о китайской технологии, это не значит, что данный текстиль непосредственно из этнического Китая.
— Мы знаем, что в древности на территории современного Казахстана существовало большое количество торгово-ремесленных факторий еще с Усуньских времен, это последние века до нашей эры. Например, в том же нынешнем Таразе. То есть с начала функционирования Шелкового пути они могли быть и на юге современного Казахстана. С учетом этих ремесленно-торговых факторий там мог  производиться и тот шелк, с которым мы имеем дело. Например, такие же фактории были в Фергане, там и сегодня существует хорошее шелковое производство, — знаменитые маргиланские шелка. А если мы поедем с вами в Тараз, то обнаружим, что он и сегодня утопает в тутовниках. И климат для разведения тутовника, а, следовательно, шелкопряда – очень удобный, особенно в Жетысу. Это значит, что впереди ученых еще ждет немало интересных открытий и находок, — резюмировала руководитель Международной научно-исследовательской лаборатории «Umai» Павлодарского государственного педагогического университета.
Илья ОТРАДА, «Наша Жизнь» №33, 29.08.19