Четверг, 19 сентября
Меню

По Праге со Швейком. Часть 6 (Столица Чехии глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 42
По Праге со Швейком. Часть 6 (Столица Чехии глазами казахстанца)
фото автора

Стобашенная Прага

Соборы, купола, цветные витражи,
Далекий город мой, и чуточку домашний,
Встречай меня, встречай! Кружи меня, кружи
Под гулкий бой часов на Староместской башне!
Спешит куда-то мир, лишь ты в нем не спешишь,
Запутавшись в веках, не ускоряешь шага.
И дух былых времен так трепетно хранишь,
Край черепичных крыш, стобашенная Прага!

В туристическом мире Прага давным-давно стала «городом обязательного посещения». Любой уважающий себя турист, отправляющийся в путешествие по Европе, считает своим долгом хотя бы на пару дней заглянуть сюда. И, конечно, каждый вспомнит хотя бы одно расхожее определение столицы Чехии, например: «Прага — жемчужина городов». Или самое распространенное: «Золотая Прага».

А как еще называют Прагу? И откуда эти выражения взялись?

Начнем с того, что уже прозвучало: «Прага — жемчужина городов». Так столицу чешских земель назвал Энеа Сильвио Бартоломео Пикколомини или Папа Римский Пий II, который летом 1451 года был направлен предыдущим Папой Николаем V с миссией в Чехию. Знаменитый Гете о Праге выразился так: «В короне городов она самый драгоценный камень», а один из современных писателей добавил: «На всей поверхности Земли нет прекрасней книги истории и архитектуры».

Прага — каменная, золотая, стобашенная…

Да, часто Прагу называют «стобашенной». Утверждают, что этот эпитет впервые использовал австрийский историк и политик Йозеф фон Хормайер в 1814 году.

Вообще-то с сотней башен мы встречаемся уже на гравюре Праги 1649 года, где можно насчитать 146 башен – включая в том числе башни на крепостных стенах.

А впервые сосчитать столичные башни «в реале» попробовал математик и философ Бернардо Болзано в первой половине XIX веке. Он обозначил в Праге 103 башни, исключая водонапорные и башенки частных домов.

Точнее всего, пожалуй, пражские башни можно пересчитать только с самолета — что и сделали однажды несколько специалистов-архитекторов и поклонников Праги. В центре города, примерно на площади в 28 квадратных километров, они выделили 120 главных башен. По их данным, всего здесь можно насчитать около тысячи башен — опять же, если не обращать внимания на башенки бывших мещанских домов.

Украшение домов башенками в самом деле было весьма популярно, но любовь к подобному стилю архитектуры при строительстве домов объясняется не только утонченным вкусом. Все гораздо проще. В Средние века городские жители страдали от недостатка кислорода; летом улицы столицы «благоухали» помоями. Поэтому, чем выше башенка у дома, тем больше во внутренние помещения попадало чистого воздуха…

Башен, действительно, много – причем разного вида. На первом месте, конечно, башни храмов, чаще всего оснащенные колоколами, за ними — звонницы, потом городские башни, среди которых наиболее известны Пороховая и мостовые башни. Отдельную группу составляют водонапорные башни, расположенных на городских набережных.

Наконец, в панораму города вписываются фортификационные башни, укрепляющие, например, Пражский Град с северной стороны. Возле этих городских доминант встречаются башни, скрытые высокой городской застройкой, переросшей среднюю высоту средневековья. Также есть современные технические башни и башни обзорные, среди которых стоит отметить башню на холме Петршин (уменьшенную копию Эйфелевой башни в Париже).

Если учесть все эти категории, неудивительно, что в 1848 году историк К.В. Запп отметил в Праге 89 больших и более ста «малых» башен. А в конце XIX века, когда уже было снесено множество крепостных стен, в городе смогли насчитать 124 башни.

Так или иначе, Прага на самом деле стобашенная.

Пражские башни поражают своей грандиозностью. Башня Кафедрального собора Святого Вита, как своей высотой, так и значением, занимает первое место среди всех. Ее высота составляет 99,6 метров. Обе новоготические башни западного фасада собора — высотой 82 метра, за ними идут башни Тынского храма высотой 77 метров; башня на Петршине — 60 метров.

Есть в Чехии красивое поэтическое определение, суть которого в том, что башни – своего рода мистика в камне. Величественная и непоколебимая башня является важнейшим архитектурным творением человека. В ней заключены символы мощи, гордыни, недоступности, бдительности и духовного подъёма! Готический лес острых шпилей создает над Прагой своего рода щит; но он же удерживает жителей как пленников. И вырваться из плена можно, только покорив башню; путь на башню – это трудная дорога к небесам…

Вот еще несколько расхожих выражений о Праге:

«Прага — сердце Европы». Абсолютно верное выражение: до Балтийского моря отсюда немногим более 600 километров; до Северного и Адриатического морей — чуть более 700 километров.

«Рим севера». Если настоящий Рим стоит на семи холмах, то Прага построена на девяти: Летна, Витков, Опыш, Скалка, Ветров, Эмаузы, Вышеград, Карлов и самый высокий — Петршин.

На Староместской ратуше каждый турист может прочитать: «Прага — голова королевства». Это выражение было увековечено на камнях в 1518 году по приказу мэра Старого и Нового города Яна Пашка из Врату.

Определение «Прага каменная» принадлежит купцу Ибрагиму ибн Якубу, которого в X веке поразили своим видом дома построенные из «камня и извести».

А у выражения «Золотая Прага» есть несколько объяснений. Возможно, оно возникло во времена короля Карла IV, то есть со второй половины XIV столетия, когда башни Пражского Града были позолоченными. Другое объяснение переносит нас уже в эпоху Рудольфа II (конец XVI-начало XVII столетия), который целенаправленно поддерживал опыты алхимиков, искавших способ получения золота из ртути.

Наконец, в 1884 году Прагу «золотой и славянской» назвал мэр города Томаш Черны. Как раз в то время в столице Чехии издавался журнал «Злата Прага», где в стихах известного чешского поэта и писателя Адольфа Гейдука и было зафиксировано словосочетание «Золотая Прага»…

Продолжение следует…