Пятница, 20 сентября
Меню

По Праге со Швейком. Часть 5 (Столица Чехии глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 50
По Праге со Швейком. Часть 5 (Столица Чехии глазами казахстанца)
фото автора

Тень Марианской колонны

Скрипичной музыкой звучит
Ажурная витая Прага.
И музыки высокой правда
Сознанье светом укрепит.
Где вьются в зелени овраги,
И в башнях грезят короли,
Там, в золотистой пряже Праги
Мы с явью бред переплели.

В воскресенье, 3 ноября 1918 года анархист и писатель Франта Сауэр (кстати, приятель Ярослава Гашека) возглавил толпу пражан, которая устремилась на Староместскую площадь, где повалила Марианскую колонну, считавшуюся символом Габсбургской монархии.

Когда колонну скидывали с постамента, между сторонниками и противниками завязалась драка. Главными инициаторами свержения выступили социал-демократы, которые распространяли дезинформацию, что памятник был поставлен в ознаменование победы Габсбургов над чешскими протестантами в битве на Белой горе. Хотя на самом деле монумент относится к событиям Тридцатилетней войны.

Франта Сауэр подкреплял свои намерения именами известных политиков, якобы давших подобное распоряжение. Среди прочих звучало, к примеру, имя Карела Крамаржа – этот чешский политический деятель стал впоследствии первым премьер-министром независимой Чехословакии.

Сауэр добился, чтобы пожарные закрепили трос, который стали тянуть десятки рук. Пытавшихся помешать отгоняли кулаками и палками. Женщину, вставшую на место, куда хотели обрушить памятник, не очень трезвый Сауэр обещал под ним и похоронить.

Уничтожения колонны показалось мало. Толпа двинулась к Карлову мосту с намерением скинуть в воды реки украшающие его статуи, но этому помешали вызванные властями военные…

На следующий день Национальный чехословацкий совет выпустил приказ, запрещающий уничтожение памятников архитектуры. Власти назвали разрушение памятника вандализмом, и ни одна политическая партия официально не поддержала акт уничтожения колонны.

Так что монумент на Староместской площади стал единственной жертвой ненависти к империи Габсбургов.

Вообще история появления Марианской колонны связана с драматическими для Праги событиями. Осенью 1648 года гремели последние выстрелы опустошительной Тридцатилетней войны, которая завершалась там же, где и начиналась – в столице Богемии:

«Шведские войска пытались захватить Прагу, которую обороняли горожане и знаменитый Академический легион – студенты иезуитских школ и университета. Они защищали себя, свое имущество, свои семьи. Шведы заняли Малу Страну и другой берег Влтавы, то есть ключевой точкой стал Карлов мост. Как это обычно бывало, защитники просили Деву Марию о помощи, обещая в случае победы возвести монумент в ее честь».

Буквально чудом горожанам и студентам удалось выстоять против хорошо вооруженных шведов, наводивших в те времена ужас на всю Европу. И поскольку обеты не были пустым звуком, защитники Праги поставили на центральной площади Старого Города Марианскую колонну, которая 13 июля 1652 года была освящена при огромном стечении народа в присутствии императора Фердинанда III.

И это было внушительное сооружение: высота колонны из песчаника составляла 14 метров, а позолоченная статуя Девы Марии достигала двух метров. Постамент обрамляли ангелы, побеждающие дьявольские силы: войну, изображенную в виде льва, чуму в виде василиска, голод в виде дракона и ересь в виде змеи. Дева Мария в нимбе из двенадцати звезд попирала поверженного дракона, символизировавшего зло. В подножии было оставлено пустое пространство, служившее часовней – там хранился готический образ Девы Марии XV века. А тень от Марианской колонны показывала в полдень Пражский меридиан, который служил для определения точного времени по солнцу.

Два с половиной века Марианская колонна служила центральной точкой Староместской площади – прохожие отдыхали на ступенях постамента, возлагали там цветы и зажигали свечи. Из Клементинума (это бывший иезуитский коллегиум, а в настоящее время Национальная библиотека Чешской Республики) к Марианской колонне совершали процессии в память о студентах-добровольцах, защитивших город от врага.

… Голоса, требующие вернуть колонну на Староместскую площадь, начали звучать еще в годы Первой республики. В 1921 году три тысячи католических студентов под этим лозунгом прошли маршем по Праге, и даже собирались средства, но руководство города не поддержало идею.

После Второй мировой войны Марианская колонна чуть было вновь не появилась в Праге, однако приход к власти компартии в 1948 году поставил на всех планах крест, а инициаторов возрождения католического памятника репрессировали.

Почти столетие Марианская колонна и даже ее тень оставались своего рода пограничным столбом, разделяющим чешское общество. Одна часть считала памятник выдающимся произведением искусства и напоминанием о защитниках города, другая продолжала видеть в нем символ габсбургского владычества и насильственной католизации страны.

И только 23 января 2020 года члены городского совета большинством голосов приняли решение восстановить 16-метровый монумент эпохи барокко, стоявший некогда напротив Тынского храма. В результате копия Марианской колонны, созданная скульптором Петром Ваней (который посвятил этому в общей сложности более двадцати лет своей жизни), была установлена ​​на первоначальном месте на Староместской площади.

Как и оригинальная колонна, копия сделана из песчаника, а наверху расположена статуя молящейся Непорочной Девы Марии с нимбом из 12 позолоченных звезд. Она попирает крылатого дракона, символизирующего грех, зло и страдания, от которых святая дева защищает пражан.

Постамент Марианской колонны XVII века был украшен статуями четырех ангелов, сражающихся с монстрами, что символизировало борьбу добродетелей с грехом и ересью. К сожалению, эти скульптуры не сохранились в достаточной степени для того, чтобы их можно было копировать, поэтому они отсутствуют на современной колонне. Однако существует возможность, что скульптуры воинственных ангелов все же появятся на пьедестале – Петр Ваня планирует создать их, однако срок реализации проекта оценивается почти в десять лет…

Продолжение следует…