Пятница, 22 ноября
Меню

По Праге со Швейком. Часть 1 (Столица Чехии глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 88
По Праге со Швейком. Часть 1 (Столица Чехии глазами казахстанца)
фото автора

По следам бравого солдата

Там мосты на речке длинной
Удивительной красы,
И на ратуше старинной
Бьют старинные часы.
Как легенду или сагу,
Этот город не забыть.
Наконец я еду в Прагу,
С бравым Швейком пиво пить…

— Ну, я пошел в трактир «У чаши» — так на первых же страницах бессмертной сатирической эпопеи Ярослава Гашека заявляет главный герой Йозеф Швейк.

Интерьер трактира «У чаши» (по-чешски «U kalicha»; это также пивная или ресторан, в общем — питейное заведение в Праге) узнается по описанию Гашека сразу. По сути, здесь самый настоящий масштабный, слегка неряшливый, трактир, без особых претензий на какую-то старину. Огромный зал со множеством столов, несколько боковых комнат у входа и своеобразная, чисто «швейковская», стилистика.

Мебель деревянная, добротная и крепкая; каменные стены в штукатурке и каменный пол. На стенах среди густого наслоения надписей есть немало на русском языке. Под потолком нависает псевдо-фахверк; хотя данное труднопроизносимое немецкое слово несколько режет наш слух, это всего лишь своего рода имитация старых стропил. На самом деле там, наверху, проходит вентиляция, стилизованная под дерево, и вместе с тяжёлыми старомодными люстрами все смотрится очень даже стильно.

В общем, обстановка вполне «в тональности» описаний Гашека.

«Нужно уметь не писать, а видеть. Писать – это уже следствие…» — эти слова принадлежат другому знаменитому писателю, Антуану де Сент-Экзюпери, и они как будто написаны про Гашека. Действительно, мало кто видел столько, сколько довелось видеть всемирно известному чеху. И немногие умели видеть, как видел он, и так жить увиденным. На десяток писателей хватило бы его жизненного опыта.

Один восточный мудрец изрек, что человек богат встречами — Гашек в этом смысле был одним из самых богатых авторов во всем мире. Весь его жизненный опыт лег в основу культового романа «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны».

Ярослав Гашек – это анархист и журналист, драматург и писатель-сатирик, фельетонист и комиссар Красной армии. В жизни Гашеку всегда помогало чувство юмора и владение языками. Он хорошо знал немецкий, польский, венгерский, сербский, словацкий и русский языки, мог изъясняться на французском и цыганском; во время пребывания в России с 1915 года овладел разговорными навыками в татарском, башкирском и некоторых других языках, а также начатками китайского и корейского. Примерно на половине из них он даже выпускал в разное время пропагандистские газеты.

Гашек автор примерно 1500 различных рассказов, фельетонов и прочих произведений, из которых мировую известность получил его неоконченный, к сожалению, роман. Ведь умер писатель, не дожив пару месяцев до своего сорокового дня рождения…

Что касается трактира «У чаши», то известность ранее ничем не примечательному питейному заведению придало именно его упоминание в романе Гашека; бравый солдат Швейк там — постоянный посетитель. Именно отсюда Швейка забрал в полицейское управление сыщик Бретшнейдер:

«… собутыльник показал ему орла и заявил, что Швейк арестован и он немедленно отведёт его в полицию. Швейк пытался объяснить, что тут, по-видимому, вышла ошибка, так как он совершенно невинен и не обмолвился ни единым словом, которое могло бы кого-нибудь оскорбить.

Но Бретшнейдер на это заявил, что Швейк совершил несколько преступлений, среди которых имела место и государственная измена».

Пивная «У чаши» существовала в Праге с 1905 года и функционирует по сей день по тому же адресу: улица Боиште, 12. На этой же улице проживал до Первой мировой еще один из запоминающихся героев «Похождений бравого солдата Швейка» — старый сапер Водичка: «Несколько лет тому назад Водичка жил в Праге, на Боиште, и по случаю такой встречи не оставалось ничего иного, как зайти в трактир…»

Весьма колоритно выглядит у Гашека хозяин пивной «У чаши» Паливец — известный тем, что каждое второе слово у него было  «задница» или «дерьмо». Его тоже вслед за Швейком забирает в полицейское управление сыщик Бретшнейдер:

« — Не тревожься, — утешал Паливца Швейк. – Я арестован всего только за государственную измену.

— Но я-то за что? – заныл Паливец. – Ведь я был так осторожен!

Бретшнейдер усмехнулся и сказал с победоносным видом:

— За то, что вы сказали, будто на государя-императора гадили мухи (речь идет о загаженном мухами портрете Франца Иосифа, который трактирщик снял со стены и убрал на чердак). Вам этого государя-императора вышибут из головы».

В действительности, во времена Гашека хозяином трактира «У чаши» был некто Вацлав Шмид по прозвищу Грубиян. А вот помощником официанта у него как раз служил Йозеф Паливец, который тоже отличался сквернословием. Впоследствии он искренне считал себя прототипом трактирщика Паливца из романа Гашека и очень этим гордился.

Между прочим, во времена ЧССР директором национализированного к тому времени заведения был некоторое время человек с фамилией Паливец. И он тоже попал в тюрьму — правда, за хозяйственное, а не за политическое преступление.

В 1992 году заведение «У чаши» приватизировали братья Павел и Томаш Топферы. Они и превратили пивную в туристический объект, стилизованный в духе швейковских времен.

Продолжение следует…