Пятница, 3 января
Меню

Стекольный марафон Шолпан Садуовой

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 856
Стекольный марафон Шолпан Садуовой

Художнице из Павлодара удалось то, в чем достигают успеха единицы мастеров в мире – она научилась создавать скульптуры из стекла. Это исполнение мечты, запавшей в душу в детстве и выстроившей творческий и  жизненный пути Шолпан Гайсаевны. Хрупкий и всем известный материал десятки лет не выдавал своих секретов, и ей пришлось раскрывать их с помощью науки. В 45 лет отправиться за недостающими знаниями за границу  и разработать уникальную технологию, позволяющую использовать стекольные отходы. Сначала для изготовления украшений, сувениров, посуды и витражей под маркой «Алау», а теперь и изваяний. Одно из первых появилось в Павлодаре на днях –  двухметровая домбра украсила двор машиностроительного факультета ПГУ им. Торайгырова.

В погоне за секретами
– Будучи маленькой девочкой, я любила сказку о человеке, который строил из хрусталя и стекла дом, чтобы навсегда в нем поселиться. Построил он его на удивление всем. Но когда прилег в нем, вытянул ноги и задел стену, дом рухнул. Тогда я подумала, что обязательно построю такой, но сделаю все, чтобы он никогда не разрушился. На то, чтобы понять, как же крепить между собой стеклянные детали, «кирпичи» и слои, красить и покрывать их эмалью, чтобы получилось крепкое и большое изделие – скульптура, – ушли годы. В 55 лет я раскрыла этот секрет, – говорит накануне торжественной презентации стеклянной домбры Шолпан Садуова.
Она создала ее с командой учеников. Эта третья по счету успешная работа: первый образец год назад отправилась в Есильбай в качестве подарка родному селу, а заодно и теста на устойчивость – морозы, ветра и вандалы не нанесли вреда. Вторая в «День домбры» была установлена на новой площади в райцентре Шарбакты. Это настоящий павлодарский эксклюзив: в мире не так много городов, где красуются стеклянные скульптуры и памятники. Технология Шолпан Садуовой особенная. Фигуры состоят из множества слоев, придающих объем, а армирование каждого делает произведение необычайно крепким. Самая изюминка в том, что используются отходы стекла. И даже к этому примитивному, по меркам художников с мировыми именами, в руках которых дорогостоящий, чистый материал для шедевров, она сумела создать рецепт эмали. Так что скульптуры получаются цветными, а вдобавок любимая техника украшения витражей «тиффани».

Приручить стекло и сделать его «своим» материалом для работы Шолпан пыталась со студенческой скамьи.
– Я замучила преподавателей вопросами о плавке, соединении разного вида стекол между собой, мы ставили опыты. Я резала руки, рисковала зрением, но никак мы не могла понять, в чем же дело, почему все рассыпается в печи или в руках? Я не угомонилась. Не зная технологию, пыталась делать мозаику, картины. И только в 45 лет познала этот материал. Будучи преподавателем скульптуры и живописи ПГУ им. Торайгырова и матерью четырех детей, отправилась в турецкий Институт красоты повышать квалификацию. Два года обучалась у мастеров факультета стекла и керамики, которые мне объяснили главные правила плавки и окрашивания стекла. В Турции это направление очень сильно развито, и в учебном заведении большая база для практики и изучения теоритического материала. Но чтобы прикоснуться к секретам, общаться с преподавателями, пришлось учить турецкий язык, а чтобы прочитать немецкую литературу – главный источник знаний по этой теме, – подтянуть еще и язык исходников.

Знание на пользу
После возвращения из Турции Шолпан твердо решила высокое стекольное искусство адаптировать к нашей действительности. Идею использовать чистое сырье она вычеркнула давно. Во-первых, в нашей стране до сих пор не налажено толком производство даже обычного листового стекла, а из-за рубежа завозить исходный материал дорого. Да и «зеленая» концепция, задуманная Шолпан Садуовой, его применение отрицает. Зато приветствует применение отходов – а с этого добра в нашей стране предостаточно! По прикидкам художницы, в день только в нашем регионе выбрасывается несколько тонн стекла. По ее убеждению, далеко не все отправляется на полигоны. Ввиду отсутствия переработки, оно остается в земле практически навечно. А может приносить пользу.
– Вторичное использование – это выпуск сувениров, украшений, красивых стройматериалов, эксклюзивных витражей, произведений искусства. Всю использованную тару, бой стекла можно пустить в дело! – говорит Шолпан Гайсаевна.

Каким образом можно сплавить между собой такие разные виды стекла? Эту задачу ей помогли решить учителя и наука. Как «помирить» отходы и благородную эмаль? Как сделать так, чтобы большие и объемные изделия не рассыпались? На эти вопросы ответов не было и их пришлось искать самостоятельно. На работе, бессонными ночами, во время пробежек (Шолпан Садуова 36 лет является участником Сибирского международного марафона, а в перерывах ежедневно пробегает не менее 10 километров). Напрашивалась на российские заводы, чтобы провести эксперименты, и иногда ей любезно позволяли поработать у печи. Она очень увлеклась, смеясь над регулярно возникающими попытками доказать ей бесперспективность и спорность замысла и не обращала внимание на тех, кто называл ее бездарностью  – были и такие случаи. Несколько лет назад, обосновав свою идею, вместе со студентами-учениками стала участницей конкурса инновационных проектов. На грант приобрели печь, организовав цех в здании ПГУ им. Торайгырова. Теперь это творческая лаборатория, повсюду образцы. Оказалось, что материал самым упорным мастерам в качестве приза дает возможность поиграть с пластикой, цветом, фактурой.
– Это благородное стекло, его варим, добавляем оксид металла, получается цвет, получается эмаль. Вот подставка из простого стекла, разбитой автомобильной фары, а это изделие из бутылок из-под немецкого пива. А вот деталь из стекла винной бутылки – это один из лучших материалов, который мне попадался,  – демонстрирует результаты художница.
Себестоимость изделий невысокая из-за того, что сырье дармовое. А отдача бесценна из-за главной составляющей – развития культуры экологии, заботы об окружающей среды таким красивым способом. На создание домбры, установленной у здания ПГУ, ушли 800 килограммов стекла. Об этом должны знать  люди, которые с первого дня любуются скульптурой и с удовольствием  фотографируются возле нее. Она могла бы стать настоящим украшением выставки ЭКСПО-2017 и ценным экспонатом.
Шолпан  Садуова мечтает, что ее проект, зародившийся в стенах университета, будет расширен. Тогда в день можно будет перерабатывать не 100 килограммов боя, а гораздо больше. Увы, ей пока не удалось почувствовать себя настоящим предпринимателем, работающим в сфере «зеленых технологий». Она пыталась получить помощь на развитие бизнеса в виде субсидирования процентной ставки кредита по госпрограмме. Но ей было отказано – уникальный экологический проект людей, призванных заниматься развитием экономики, не заинтересовал.
– Ну что же, —  вздыхает Шолпан Садуова. – Подождем, пока сознание тех, кто распоряжается финансами, дорастет до понимания главного: не всегда главное в бизнесе — получение одномоментной прибыли. Нужно инвестировать в будущее. Не я, так мои ученики будут признаны. Надеюсь, это произойдет уже скоро.
Ирина Адылканова, «Наша Жизнь» №26, 05.07.18