Пятница, 22 ноября
Меню

Труба двойного назначения: как казахстанские аграрии доказывают мирные намерения

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 202
Труба двойного назначения: как казахстанские аграрии доказывают мирные намерения
фото редакции «НЖ»

Как мы уже не раз писали, как война в Украине напрямую влияет на экономику Казахстана в целом и на жизнь простых граждан в частности. Все уже привыкли, что самолеты изменили маршруты, облетая зону боевых действий. Это, конечно же, повлияло на цену билетов. Изменилась и логистика и стоимость грузоперевозок: многие пограничные пункты Евросоюза попросту отказались пропускать большегрузы не только из России и Беларуси, но и Казахстана. Однако жизнь продолжается, товары доставлять надо, и водители ищут обходные пути. Об этом можно прочитать здесь: «В объезд санкций: из жизни дальнобойщиков».

Северный путь

Сейчас «гайки санкций» закручиваются еще туже, и маршруты в Европу вынужденно проходят севернее, минуя Беларусь и Польшу, через Ленинградскую область, Литву, паромом из Лиепаи в Гамбург. Уже знакомый нашим читателям дядя Ваня, водитель-дальнобойщик со стажем, рассказал, как они добираются за многие тысячи километров с грузами, как находят общий язык с таможенниками и пограничниками, как живут в рейсе, которые длятся теперь месяцами.

— Расскажите, пожалуйста, как вы сейчас идёте в Европу? Какой километраж?

— Маршрут у меня был такой: Павлодар-Омск-Челябинск-Миасс-Пермь-Екатеринбург-Вологда -Питер-Псков-Латвия-Лиепая-Гамбург. Последняя часть – это паром по морю. Только по России где-то 3800 километров получается. А потом еще по странам Евросоюза, грузы могут быть в любую точку.

— Раньше маршрут был короче?

— Намного. Ездили через Беларусь, это ближе получается, да и просто тут привыкли: Польша, Германия. Ну а сейчас паромом по северным морям. А другого выхода нету, все равно возить надо, хоть и санкции эти дурацкие. Причем каждый раз не знаешь, пропустят груз или нет, сейчас ко всему претензии. Все под микроскопом рассматривают, придираются.

— А вот говорят, что Россия через Казахстан чуть ли не самолетные двигатели ввозит…

— Ну, про это я не знаю, может, через какие-то третьи страны, Турцию, например. Я такое не вожу. Знаю, что немецкие запчасти для лекговушек-иномарок в Россию как-то возят, хоть это тоже запрещено.

— И запчасти нельзя?

— Да, давно, ничего нельзя, санкции же! Но точно знаю, что таскают. Выкручиваются как-то, машины частникам надо ремонтировать, иначе на чем ездить? Сельхозтехника, я точно знаю, на Россию идёт, потому что, когда я стоял в очереди на таможне, на Москву из Германии везли негабарит, картофельный комбайн — на выставку якобы. А зачем выставки проводить, если в России их продавать нельзя?..

— Так вы сейчас вместо Беларуси с России на Литву идете, а как литовские таможенники на вас смотрят? Как на врагов или все-таки нет?

— Да нужны мы им, что ли, вообще? Как на каких-то назойливых просителей смотрят. Наши продукты питания из кабины выкидывают, все забирают — консервы, молоко, яйца, все. А нам чуть ли не неделями там стоять приходится, как ты без продуктов поедешь туда? Вот в последний рейс я оттуда выходил на пятые сутки. А отсюда на Каменном логу, это на Литву, ребята писали, что 20 дней ожидания!

— А если югом идти, через Турцию?

— Если только совсем прижмет, но это совсем плохой вариант.

— Что в Европу на этот раз повезете?

— Загрузился на Голландию микросферой, ее там хорошо покупают (это побочный продукт сгорания высокозольных углей на ТЭЦ, используется при изготовлении инновационных стройматериалов, бурении нефтяных скважин и т.д. – прим.ред.). Она сейчас культурно упакована: мешки, паллеты, в пленку затянуто. Проблем с ней нет.

— А как в России к казахским номерам относятся, часто тормозят?

— Да, бывает. Особенно на новом маршруте, мы там еще не примелькались. Под Питером тормознули и не поняли, куда и откуда я тут еду. Объясняю, что на Омск, там таможня, не понимают: Орск? Говорит, мол, в Омске нет таможни. Пришлось объяснять, договариваться…

Труба двойного назначения

— Что в этот раз из Европы привезли?

— Разные запчасти для наших сельчан. Сезон у них начался.

— Эти грузы возить можно, таможня не придирается?

— Ну, как не придирается? Придирается, конечно. Тут важно и документы правильно оформить, и даже упаковать. Если запчасть, допустим, редуктор для трактора, в сборе, то проблем не будет, маркировка завода, документы – все есть. А вот ленту транспортерную вез – придрались. Ее ж можно и не только в мирных целях использовать. Подшипники не в сборе вообще не провезешь. Приятель вез специальную фасованную соль для нашего Рубикома (павлодарский производитель колбас – прим.авт.), так тормознули. Якобы ее можно для чего-то еще использовать. Дополнительные документы требовали, разбирались. В конце концов пропустили, но нервы помотали, и время потерял.

У меня в этот раз трубу какую-то дважды проверяли, мозг весь вынесли.

— Что за труба?

— Вроде как она после сеялки идет, прикатывая грунт, как я понял. Два раза ее доставать пришлось, показывать. Фотографировали, документы сверяли, смотрели, можно ли ее еще как-то использовать. Так-то ножи для комбайна тоже при желании куда-нибудь приспособить можно, но к ним претензий не было. Развез все по области и уже в обратную сторону собрался.

Белорусы из Китая

— Сегодня в рейс выехал, так на посту Урлютобе из Павлодара в сторону Омска четыре часа простоял, очередь в километр. И это я еще удачно прошел, мог и больше проторчать.

— Откуда, в основном, были грузовые?

— Белорусы из Китая грузы таскают. И на Беларусь, и на Россию. Да и просто новые китайские грузовики разные, и карьерные, и миксеры строительные – все подряд. Вот, время потерял, наверстывать придется, в этот раз на Челябинск не пойду, в ту сторону уже все затопило, попробую верхом, через Тюмень проскочить. Иначе снова стоять придется, не будешь же спорить со стихией. Все же видели, чем это кончается. В кювете тонуть совсем не хочется.

Чемодан без ручки

— Чем нравится профессия?

— Трудно сказать. Я ж практически всю жизнь катаюсь по разным странам, как в Германии начал (служил в составе ограниченного контингента), так и до сих пор никак не остановлюсь. Не могу я долго дома. Хотя в дороге тоже тяжело уже, возраст берет свое. Попробуй зимой по трассам поездить: то гололед, то буран, нулевая видимость. Урал проходить особенно тяжко, горы все-таки. А спать в кабине? А питаться? Хотя готовить на походной плитке уже давно приспособился. И не только мясо, но и супы, и салаты строгаю.

— Романтика тянет?

— И это тоже, хотя какая в моем возрасте романтка? Тяжело, но и бросить не могу, привык, для меня это уже образ жизни, наверное.

— Как тот чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко?

— Ну, вы ж лучше меня все объясняете…

— А чем не нравится профессия?

— Да санкции эти, будь они неладны! Раньше за три-четыре недели обернуться можно было, а сейчас хорошо, если в полтора уложишься! Эти бесконечные простои на границах! Маршрут длиннее, опять же. То есть расходы на питание, дизель возросли в полтора раза минимум, а платят-то за рейс, фиксированную цену. Да и относятся к нам на этих таможнях как к врагам. Понять их можно, работа такая, но все равно, хотелось бы больше понимания с их стороны. В Литве, например, у нас всю еду из кабины вытряхивают. Мы ж ее не на продажу везем, сами едим, но нет. Нельзя! Покупайте тут.

— И что, доедаете припасы до границы?

— Да щаз, чтобы по европейским ценам питаться, это другие заработки иметь надо. Прячу, конечно.

— И что, не находят?

— Нашли бы, выбросили. Не так много, но провожу. На их хитрость мы свою имеем (смеется). Но ничего противозаконного, типа наркоты я никогда не возил, зачем это надо! Сразу не просто рабочей визы лишишься, но и посадят. Да и вообще, это плохие деньги, чужое несчастье. Вот бутылку-другую коньяка я провожу для знакомых. Или тому же таможеннику презентовать, чтобы волком не смотрел. Поляки раньше это дело уважали. Сейчас, правда, через Польшу не ходим, но надеемся, что все-таки откроют границу для нас, казахов. Невозможно же все время держать ее на замке, кому от этого легче?

— Думаете, что это закончится?

— Рано или поздно. Надеюсь, что еще до моей пенсии…