Битва, тянувшаяся почти полтора года между обитателями садоводства «Иртыш» и городскими чиновниками, похоже, завершилась хеппи-эндом накануне самого любимого в народе праздника. Люди совершенно случайно узнали, что в стенах администрации Павлодара появилась официальная бумага об отмене плана детальной планировки (ПДП). Того самого злосчастного документа, который стал причиной долгого и сложного противостояния между народом и властью.
Радости нет предела
Оказывается, долгожданное постановление об отмене ПДП в садоводстве «Иртыш» администрация подписала еще 12 декабря, но известно об этом стало только сейчас. Под бумагой подпись акима – Хасара Хабылбекова. Сами власти, видимо, не спешили официально обнародовать эту важную для сотен жителей дачного массива информацию, потому что это, по сути, их поражение. Ибо люди с самого начала резко выступали против акиматовской затеи, неоднократно жаловались в надзорные органы, через СМИ обращали внимание депутатов мажилиса и даже экспертов администрации Ак Орды. Народ раскритиковал идеи и обещания муниципалитета сделать жизнь дачников лучше и комфортней.
«Сегодня нам, жителям и собственникам участков садоводства «Иртыш», стало известно об отмене плана детальной планировки, а это означает, что у нас не будут сносить 1100 участков и домов для расширения улиц и строительства социальных объектов, чему мы бесконечно рады. Теперь реализация всех градостроительных задач в дачном массиве «Иртыш» должна осуществляться строго на основании генерального плана города, в котором наша территория отнесена к индивидуальной жилой застройке», — неожиданно позвонила мне и поделилась счастьем и восторгом жителей садоводства активистка инициативной группы Елена Кормилицина.
Именно эта девушка изначально взвалила на свои хрупкие плечи непростую задачу представлять интересы всех жителей садоводства и защитить от неправомерных, по их мнению, действий чиновников. Узнав хорошую весть, мы прямиком отправились на место. За полтора года это, наверное, наш уже второй десяток журналистских выездов в «Иртыш». Нас встретила большая группа людей, и у них действительно светились глаза от счастья.
«В преддверии Нового года мы получили вот радостную весть от акимата, что наше садоводство остается. Что не будут у нас строить соцобъекты, не будут расширять улицы, а это значит, не снесут наши дома. У нас же больше 500 семей постоянно проживают в садоводстве, там и старики, там и молодые родители с детьми, и инвалиды у нас есть. Это их общий дом, каждый сам, как мог, построил, обжил и облагородил. И для многих – это единственное жилье. Так что сейчас у нас большое счастье, радости нет предела», — с ходу бросилась делиться приятными новостями председатель садоводства «Иртыш», пенсионерка Надежда Нестеренко.
Иллюзорное обещание или мнимая сделка?
Пожалуй, самым горячим по накалу страстей и жестким на взаимные обвинения и упреки стали публичные слушания, когда акимат хотел продвинуть новые корректировки в Генеральный план Павлодара до 2035 года. Видимо, документ с красивыми цифрами, слайдами, графиками, другими яркими картинками с живописными европейскими пейзажами по замыслу разработчиков должен был усыпить бдительность и внимание дачников.
Автор проекта, директор адматинской компании «ГеоДата Плюс» Людмила Кузнецова с таким позитивом рассказывала о невероятно благополучном и светлом будущем Павлодара, что сама нечаянно проговорилась: в садоводстве «Иртыш» можно будет начать малоэтажное строительство. Это не такие бюджетные высотки — скворечники, а дома в три-четыре этажа. Тогда же народ в очередной раз заподозрил: если начнут изымать участки, то значит, под богатого частного застройщика. А вместо их домов вырастут элитные коттеджи и роскошные таунхаусы.
Те первые общественные слушания в «Доме дружбы», назначенные на 24 октября с треском и позором провалились. Дачники пришли с транспарантами и «освистали» акимат. Свои критические замечания по проекту генплана, за который, к слову, бюджет заплатил подрядчику немалые 120 миллионов тенге, высказали многие. За народ заступились известный общественный деятель, ученый, а ныне, считай, опальный политик, которого на весенних выборах «не пропустили» в мажилис Владимир Дворецкий, и председатель общественного объединения «Эком», региональный координатор Орхусской конвенции Светлана Могилюк.
Последняя назвала это собрание профанацией общественных слушаний. Дворецкий заподозрил, что власти хотели таким образом заключить с павлодарцами мнимую сделку. Ведь все это походило, скорее, на иллюзорное обещание, чем поиск реальных решений для превращения Павлодара в по-настоящему современный, удобный и комфортный для жизни город. А пока народ видит массовый захват земель, сплошную точечную застройку и игнорирование элементарных норм и правил градостроительного законодательства.
Архитектор обещал – архитектор сделал
Вторая попытка представить корректировки в Генплан города прошли уже на площадке палаты предпринимателей «Атамекен» в начале ноября. Презентация стартовала по плану, но потом опять обернулась громким скандалом.
Сначала выяснилось, что акимат решил отобрать землю у единственного в стране и самого мощного речного судоремонтного завода, якобы под «комфортную школу», а потом свои жалобы озвучили предприниматели Северной промышленной зоны. 15 субъектов МСБ получили уведомления о принудительном изъятии земли под строительство нового жилого микрорайона «Жастар».
Дачники на этой встрече тоже были, и это заставило чиновников заметно понервничать. Елена Кормилицина честно рассказала, что купила дом на земле, продав две квартиры. Одна из которых досталась ее покойному отцу, который работал во вредном ртутном цехе бывшего химзавода и умер совсем молодым. А продал им дом, причем в спешке, один из местных депутатов, который, видимо, знал о планах акимата по изъятию земель и сносу части домов. Тогда же активистка при всех рассказала, какой вообще происходит беспредел. И что разнарядка, похоже, на всех одна – любыми путями не дать садоводству «Иртыш» статус ИЖС.
«Вот мы полтора года бьемся, бьемся, и все как о глухую стену. Что происходит на процессах — судья просто встает и отменяет, например, лично мои требования по ИЖС. Архитектура и акимат тихо соглашаются, ведут себя нагло. На процессе представитель акимата встал и в открытую сказал: мы не выдаем ИЖС, потому что не хотим допустить удорожания ваших участков. Государству это не выгодно. Представляете, перед судом они открыто об этом говорят! Что значит — государству не выгодно? А простой народ должен страдать и продавать по дешевке свои дома в угоду чьих-то интересов? Все понимают, что это не государству нужно, а какому-то застройщику, который имеет большие деньги и давление на акимат. Вот что думает народ. Вот купите у людей по нормальной цене, чтобы они могли по равноценной рыночной цене потом купить жилье. А вы поставили людей в неравное положение, придумали несуществующий мораторий на ИЖС. Мы смогли доказать, что нет никакого моратория, а это фантазии и выдумки чьи-то, чтобы протянуть время и обманом выкупить по дешевке дома. Вы хотите выкупить эти жилые дома как дачи. Где совесть? Там старики живут, люди с детьми живут, есть многодетные. Что это за беспредел при «Справедливом Казахстане», кто из вас возьмет на себя персональную ответственность, чтобы потом отвечать за эти грехи, чтобы за копейки продали нас олигархам?» — заявили тогда представители инициативной группы дачников.
Дальше было только хуже.
Елена Кормилицина не выдержала напора чиновников, заплакала от полной безысходности, сказав, что уже нет никаких сил бороться с армией молодых бюрократов.
После вмешательства СМИ и прокуратуры уведомление об изъятии земельного участка в три гектара у судоремзавода отменили. Речники, да и весь город успокоился. Обрадовались за них и дачники «Иртыша», но их битва на тот момент еще не закончилась.
Народ оценил решение архитектора
Тогда же на встрече в «Атамекене» главный архитектор при всех заверил, что проведет дополнительный прием дачников и даже пересмотрит ПДП. И вот спустя полтора месяца Нариман Каирленов сдержал слово. Он не просто пересмотрел, а, получается, вообще отменил этот план детальной планировки.
«Мы рады, что нас услышали, что откликнулись на нашу беду, что мы теперь можем спокойно жить, встречать Новый год. Хочу поблагодарить администрацию, что положили конец нашим несчастьям. Не тронули наши дома, не тронули улицы, мы получили удовлетворение и будем в следующий раз обращаться именно к этим руководителям, которые нам помогают. А не тем, которые строят нам козни», — честно высказался пенсионер Александр Александрович.
Пенсионер Левицкий, чей трудовой стаж почти 45 лет, решил жить на земле сразу после выхода на заслуженный отдых. Он, как и многие, продал городскую квартиру и купил дачный участок под строительство дома. Узнал, где дают статус ИЖС, прописку, куда можно провести коммуникации, построился, обжился, а полтора года назад получил «письмо счастья». Половина его участка должна было уйти под снос.
«Разумное решение принято, ругани и споров, думаю, больше не будет. Теперь готовы эффективно и на благо города сотрудничать с администрацией. А если мы какие-то неудобства своим присутствием здесь все-таки создаем, расширить улицы не получается, — то готовы сделать «карманы». Выход всегда есть, просто нужно уметь находить консенсус, а не брать и махом все рушить. Если какую-то трубу нужно провести, можно ее поверху пустить, но это не значит, что нас надо через колено ломать. Услышали нас, спасибо! Мы услышим вас, будем помогать друг другу. И, да, давайте отныне дружить, и с наступающим всех Новым годом!» — с позитивным настроем и вполне конструктивно выразился аксакал.
Добавим, что за полтора года титанической битвы простых людей с чиновничьим аппаратом в городе сменилось три (!) акима и целая пачка ведущих специалистов.
«Получив приятный и добрый «хабар», наши люди пошли подавать документы на ИЖС. В архитектуре сначала сказали, что на ИЖС уже нельзя подавать. Якобы то, что по генплану территория садоводства «Иртыш» отнесена к индивидуальной жилой застройке — это якобы не считается. Хотя это неправда. Пока ПДП не было, всем ИЖС выдавали на основании генплана, соответственно, и сейчас обязаны выдавать. Потому что это единственный действующий документ на сегодня. В конце концов, в ЦОНе заявки на ИЖС у всех приняли», — сказала руководитель садоводства и ещё раз выразила всем благодарность за разумное разрешение конфликтной ситуации.