Подорожание бензина стало одним из самых неприятных сюрпризов и обсуждаемых событий последних дней. О причинах рассуждают экономисты, министры и рядовые граждане. Все сходятся в одном: причина – в изменении курса рубля и ценовой политики в соседней стране.
К утру среды цена за литр АИ -92 на одной из популярных среди павлодарцев АЗС – «Монолит» – достигла отметки в 143 тенге. Здесь, как утверждает реклама, продают топливо российского производства. Подорожает ли топливо в ближайшем будущем, сотрудники заправки не знают. Конечно, не могут строить прогнозы и в акимате – с тех пор, как исчезло понятие «установление предельных цен» (под контролем лишь АИ-80). Здесь накануне только констатировали, ориентируясь на свои данные, что с декабря в целом бензин «народной» марки подорожал в несколько заходов в среднем на 5–7 тенге. Ведь согласно мониторингу управления предпринимательства торговли и туризма цена за литр 92-го составляет по городу135 –137 тенге.
С начала февраля повышение цены на бензин является темой, обсуждаемой на разных уровнях.
«Одна из причин – это изменение курса тенге к рублю, которое произошло буквально две недели назад, когда закупался импортный бензин. Соответственно, цена на российский бензин выросла. Вообще, за прошлый год, вы знаете, курс тенге по отношению к рублю ослаб на 20 процентов. Соответственно, цена не сильно поднимается в рублях, но когда в тенге переводишь, получается, что дороже стал обходиться потребителю», – приводит объяснение министра энергетики Каната Бозумбаева агентство Tengrinews.kz.
Экономисты добавляют, что и в самой России топливо подорожало, что отразилось на нас.
Впрочем, открытием такие заявления на стали. Поскольку уважаемые министры и экономисты не рассказывают, как подобных проблем избежать, не менее компетентно выглядят рядовые продавцы в рядовых магазинах Павлодара. Они несколько недель оправдывают курсовой разницей повышение цены на гречневую крупу и популярное «Кулундинское» сливочное масло. Килограмм продукта продают по 2800 тенге вместо осенних 1800. Пожалуй, это самый яркий ценовой рекорд. Последний ли?
Ирина Адылканова, газета «Наша Жизнь» №6, 09.02.17