Четверг, 2 января
Меню

Верхние этажи не предлагать

  • Майя Шуакбаева
  • 210
Верхние этажи не предлагать
скриншот с видео

Снести четвертый и пятый этажи предложили строители жителям дома по ул. Маметовой, 30 в городе Аксу. По их словам, ремонту строение уже не подлежит, а потому специалисты, цитирую жителей, «ни за какие деньги» не согласились браться за работу по обновлению разрушающегося фасада многоэтажки.

Жители пятиэтажного дома по адресу ул. Маметовой, 30 в Аксу совершенно случайно узнали, что их дом аварийный, и может в любой момент обрушиться им на головы. В прошлом году сознательные жильцы создали объединение собственников имущества (далее – ОСИ), своими силами починили крышу, подвал. А поскольку по всему периметру дома со стен регулярно валятся кирпичи, люди снова сложились деньгами на ремонт фасадов. Но оказалось, что одними косметическими мерами не обойтись:

— Мы обращались в акимат, в прошлом году они (чиновники – прим.) приезжали сюда, — рассказывает многодетная мать, жительница дома Индира Киндирова. Она спешно выбежала на встречу с журналистами в чем была – футболке с разводами от водоэмульсионной краски, бросив ремонт в квартире.

—  Когда мы начали все это говорить, они сказали: вы сами частники, вы сами это и делайте. Мы собрали деньги – сделали крышу. Теперь обратились в отдел ЖКХ, в отделе ЖКХ нам дали подрядчиков отремонтировать фасад. Подрядчики приехали и отказались, говорят: ни за какие деньги не будут делать, потому что не за что крепить. Там везде труха, плиты падают. Боятся подставлять своих же людей, потому что материал, который они положат, все равно упадет. Единственный ваш выход, сказали,  – это снести пятый и четвертый этаж! А нам страшно здесь жить! Детской площадки у нас нет, дети выбегают, начинают играть возле подъездов. Мы тут целыми днями дежурим, отгоняем их. А если кирпич на ребенка упадет? Нам скажут, что это мы виноваты, потому что это наш дом? – возмущается Индира.

Председатель местного ОСИ Алина Музыкаева за неполный год успела разобраться во всех тонкостях жилищно-коммунальной сферы. На ее хрупкие плечи осенью легла подготовка дома к отопительному сезону, ремонт кровли бойлеров и прочие неженские тяготы. Но она до сих пор не видит логики в словах городских чиновников:

— Нам сказали, что это собственность жильцов. Получается, что нам придется самим сносить два этажа и самим переселять людей, отстраивать все, ремонтировать за свой счет, когда это должно делать государство? Если мы даже вступили в ОСИ, это не означает, что мы должны все сами делать, — уверена девушка. Чтобы уберечь себя от беды, жители дома целыми днями следят за детьми, которые то и дело норовят поиграть у стен разрушающегося дома. Детской площадки от властей люди ждут уже второй год. Вместо нее — пустырь и лавочки, которые люди в страхе за свои жизни перенесли от подъездов в глубь двора.

Неравнодушная пенсионерка Рысалды Аханова зазывает меня на верхние этажи, чтобы своими глазами убедиться в аварийном состоянии многоэтажки. В квартире одинокой женщины- инвалида второй группы Галины Манаенко на пятом этаже, действительно, рушится внешняя стена. Подрядная организация, которая исследовала дом перед ремонтом фасада, строго-настрого запретила женщине выходить на балкон.

— Вся стена – труха! – показывает мне не обваливающиеся кирпичи Рысалды Аханова, а тонкие плечи владелицы квартиры Галина Владимировна содрогаются в тихом плаче. Она много лет не выходит на улицу, ходить не может, только ползать. И этот балкон для нее без высокопарности – целый мир. По словам одинокой женщины, социальный работник, который был к ней закреплен, ушел в отпуск. И все заботы по уходу за женщиной легли на неравнодушную соседку Рысалды апай. Она покупает продукты, одежду, предоставляя соседке четкий отчет за каждую копейку. А порядок в доме неходячая Галина Манаенко наводит сама, на четвереньках.

— Люди сами ни экономически, ни физически не в состоянии восстановить дом, это невозможно. А кирпичи падают-падают-падают, падают блоки, — подтверждает опасения своих соседей местный житель Абай Лекеров. — Это опасно для жизни людей. Я даже сам, когда выхожу выключать уличное освещение, смотрю наверх на всякий случай. И то иногда не смотрю – уже привыкаешь к опасности.  

В акимате Аксу о проблеме знают. Чиновники обещают провести комиссионное обследование строения, но напоминают, что дом  – это собственность его жителей. Дом, как и весь этот микрорайон в центре города, был построен в 1968 году. Первым делом, люди должны сами провести независимую экспертизу, чтобы признать строение аварийным. Есть государственные механизмы по реновации жилья, но в Аксу нет ни одной фирмы, готовой работать по программе модернизации:

— Здесь уже идет, я считаю, небольшая халатность со стороны собственников, — говорит руководитель жилищной инспекции акимата города Аксу Динара Зайсанова. — У них очень долгое время протекала кровля, то есть собственники не следили за своим имуществом. Соответственно, за счет этого из года в год шло разрушение фасада, кровли этого дома. Но мы выедем комиссионно, там уже будет видно, — подытоживает спикер.   

Жители дома по ул. Маметовой, 30, к слову, не знали, что для признания дома аварийным жильцы должны сами на собственные средства провести экспертизу. Теперь деньги, собранные на фасад, они перенаправят на проведение экспертизы. Между тем, в Аксу официально нет ни одного аварийного дома.

Видео предоставлено жителями дома