
8. Дезертирский рынок
Кто уезжал, тот знает непреложно;
Уехать из Тбилиси невозможно.
Тбилиси из тебя не уезжает,
Когда тебя в дорогу провожает.
Евгений Евтушенко. «Мой Тбилиси»
Торговля рулит везде. А на Кавказе тем более…
За пару месяцев до приезда в Тбилиси я как раз вдоволь побродил по городу Бишкеку, и впечатления еще были свежи. Ей-богу, в столице Кыргызстана вполне реально, пройдя с одного перекрестка на другой по подземному переходу, и ребенка собрать в школу, и самому нарядится на какое-нибудь важное мероприятие: от свадьбы до, скажем, приема в иностранном посольстве.

А тут пути-дороги привели меня уже в столицу солнечной Грузии. Оказалось, что круговорот «подземной» торговли характерен и для Тбилиси. В столичных переходах ни одного подходящего места не пропадает, как говорится, даром; каждый квадратный метр окажется при деле!

Длинные переходы — например, с входом в тбилисское метро — вообще напоминают эдакие супермаркеты, где от изобилия товаров просто разбегаются глаза. Но и в более коротких переходах под улицами и проспектами обязательно примостится несколько торговых точек с самым разнообразным ассортиментом.

Но отдельно стоит сказать о тбилисских рынках — это вообще целая песня!
Один из них запомнился особенно – в немалой степени благодаря своему наименованию, неожиданно ставшему актуальным (об этом чуть позже). Его официальное название «Центральный продуктовый рынок» можно услышать гораздо реже, чем Дезертирский или Дезертирка. Даже на фасаде рынка рядом с эмблемой, по форме напоминающей яблоко, красуется надпись «Dezerter Bazaar».

Дезертирский рынок является одним из крупнейших продуктовых базаров Тбилиси. Его необычное название связано с солдатами, бежавшими с полей сражений в ходе вооруженных конфликтов начала прошлого столетия. В 20-х годах дезертиры ловко продавали на стихийном рынке возле вокзала свое и чужое обмундирование, амуницию, прихваченное по случаю оружие и даже краденые вещи.

В столице Грузии имеется несколько десятков продовольственных и вещевых базаров. Но Дезертирский рынок считается самым посещаемым, самым старым и самым большим. На его развитие, безусловно, повлияло удачное расположение возле железнодорожного вокзала «Тбилиси-Пассажирский», который связывает столицу Грузии с другими населенными пунктами страны. «Основатели» базара давно ушли в небытие, рыночная площадь со временем значительно расширилась в размерах, а народное название рынка из имени нарицательного перешло в имя собственное.

На рынке царит грузинское радушие, желание пообщаться с покупателями, шум и характерный хаос, который можно отнести, скорее, к местной достопримечательности, нежели к отсутствию порядка. Здесь принято торговаться, пробовать на вкус съестные продукты, зазывать покупателей, до бесконечности расхваливать свой товар и взвешивать «с походом».

Так вот, в наши дни название рынка неожиданно зазвучало очень даже актуально.
Дело в том, что среди определенной (в первую очередь российской «патриотической») аудитории принято называть «дезертирами» тех, кто покинул Россию с момента объявления Владимиром Путиным мобилизации 21 сентября 2022 года. Как известно, после начала активных боевых действий в Украине Грузия стала одним из самых популярных направлений для «релокации» россиян, бегущих от репрессий или западных санкций.

Таких «релокантов» в столице Грузии можно встретить частенько. В ноябре прошлого года президент страны Саломе Зурабишвили сделала заявление о том, что с начала российской мобилизации границу с Грузией пересекли более 700 тысяч россиян. Около 600 тысяч потом уехали через Грузию в другие страны, но примерно 100 тысяч человек на тот момент так и остались в этой маленькой, но гостеприимной стране.

Уж не знаю, начали ли они торговать чем-либо на Дезертирском рынке. Вряд ли, конечно – не та это публика. Все российские «релоканты» из тех, кого я видел в Тбилиси, являлись в основном представителями интеллектуальных профессий и очень образованными ребятами.
Но именно в Грузии в их адрес я впервые услышал определение «дезертиры». Причем, это высказывалось с немалой толикой экспрессии другими, весьма типичными, представителями «руссо-туристо» (подобных в Тбилиси тоже немало).

Всякие «нюансы» этих людей вообще не интересовали, а вот откровенная злоба в их словах действительно чувствовалась. Было лишь непонятно, почему сами они в тот конкретный момент находились в Грузии, а не в окопах где-нибудь под Бахмутом?
… Сказать по этому поводу можно еще много чего. Но я воздержусь.
Потому что «грузить» и вправду никого не собирался – отсюда, между прочим, название данного очерка.

А вот кое о чем я даже не упомянул – разве обо всем напишешь?!
Зато мне вовремя попались на глаза несколько стихотворных строчек как раз о том, про что написать не успел. Ими и закончу.
На концерт пошел отдохнуть душой,
А на сцене – вай! – крашеный павлин…
Не умеешь петь, так прошу – не пой,
Не грузи меня, я и так грузин!
Официант принес мне вина бокал…
Ты с ума сошел? Принеси кувшин,
Сам не можешь пить – мне б хоть не мешал,
Не грузи меня, я и так грузин!
