Окончание. Начало в «НЖ» № 46 от 19 ноября 2015 г.
В прошлом выпуске «Нашей жизни» мы начали рассказ о судьбе Лилии Фёдоровны Лещинской – одного из первых тележурналистов, стоявших у истоков Павлодарского областного телевидения. По окончанию филологического факультета Ленинградского университета им. Жданова Лилия Фёдоровна поработала учителем в Экибастузе, журналистом и редактором в сибирских газетах. 13 марта 1969 года она приехала в Павлодар, а на следующий день уже работала редактором в молодёжной редакции областного телевидения. Ей было 35 лет.
ОблТВ-1969
Весной 1969 года район Телецентра утопал в грязи. Широкая улица Лермонтова была ещё не асфальтированной. Лилия Лещинская, как и другие телевизионщики, добиралась до работы в резиновых сапогах, и мечтала о временах, когда цивилизация коснётся и этой части города. В те годы облкомитет по телерадиовещанию со всеми редакциями занимал первый этаж пятиэтажки по ул. Павлова, 11, а телестудия и монтажные находились через дорогу по ул. Дерибаса, 21.
Первым человеком, который встретил Лилию Лещинскую на телевидении, был председатель областного комитета по телерадиовещанию Павлодарского облисполкома Хамзе Махамбетович Токпанов. Он руководил с 1963 по 1986 годы, вплоть до выхода на заслуженный отдых. Благодаря стараниям Токпанова областное телевидение перешло с чёрно-белого формата на цветной и расширило вещание с 40 километров до всей Павлодарской области.
Телевизоров тогда было мало – один-два на подъезд, если не на весь дом. Поэтому по вечерам у голубых экранов собирались не только семьи, но и соседи, не имеющие телевизоров. Павлодарцы знали в лицо всех дикторов местного телевидения: Владимира Мошнова, Светлану Павелкову, Ларису Гуликову, Раису Капран, Нагиму Байдилову, а также редакторов, работавших в прямом эфире: Ольгу Иванову, Михаила Гапончука, Тамару Карандашову, Лилию Лещинскую, позже Зою Бутэрус, Валерия Сорокина, Михаила Касаткина, Владимира Дегтярёва и других. Это было время неизбалованных и заинтересованных, отзывчивых телезрителей.
В 1969 году главным редактором облтелевидения был Вадим Бороздин, выпускник ленинградского вуза, а старшим редактором молодёжной редакции, куда пришла Лилия Лещинская, Ольга Иванова. Здесь же работал молодой журналист Виктор Семерьянов, ныне известный павлодарский поэт.
За годы работы Лилии Лещинской на областном телевидении с 1969 по 1992 год сменилось четыре председателя областного комитета по телерадиовещанию – Хамзе Токпанов, Мурат Абдрахманов, Алма Ажибаева, Гульбарам Наурызбаева. Сменялись и их заместители.
Среди замов иногда встречались далёкие от телевидения номенклатурные «солдаты партии». Но были и талантливые журналисты. Такие, как Сергей Павлович Шевченко – патриарх павлодарского телевидения, возглавивший потом газету «Звезда Прииртышья» и Лидия Николаевна Петрова, занявшая пост заместителя председателя уже в период развала СССР. В историю Павлодарского ТВ вошли и главные редакторы – выше упомянутый Вадим Бороздин, Анна Фишер, Владимир Чалышев и другие.
Создатели
В 60-х годах во всём СССР дипломированных телевизионщиков были единицы, они были на вес золота. Поэтому региональное телевидение «изобретали» с нуля газетчики и филологи. С одной стороны это был огромный плюс – с экранов звучала грамотная речь, чего так не хватает нынешним телевизионщикам. Но был и минус – газетчики, порой, по привычке отдавали предпочтение тексту, не в полной мере используя выразительные возможности телевидения.
Какие в то время были технические возможности? Репортажи снимались кинокамерами «Кинор» на чёрно-белую, 16-миллиметровую киноплёнку. Её проявляли и монтировали вручную. Потом использованную плёнку списывали и сжигали. Поэтому основная часть уникальной кинохроники тех лет до наших дней не сохранилась.
— Выдавали нам этого кино несколько минут на квартал, — вспоминает Лилия Фёдоровна. – Поэтому основной упор у нас был на студийные передачи, на прямой эфир. Помню свою первую работу в кадре. Передо мной камера… Я волновалась сильно, колени дрожали от страха. Потом привыкла.
Первые режиссёры Юрий Петров, Владимир Жбанов, Юрий Банеев и молодые Ирина Кононенко, Кымбат Хусаинова делали всё, чтобы передачи областного телевидения были не только информативными, но и смотрибельными. Они руководили творческим процессом создания телепередач – репортажей, прямых эфиров из студии и трансляций с передвижной телестанции (ПТС).
Каждую неделю на телевидении проходили производственные совещания – летучки. Коллектив обсуждал качество вышедших передач, отмечал их ведение, режиссёрскую и операторскую работу. Нередко на летучках шло столкновение мнений и амбиций разных авторов. Но, в то же время, летучки были и коллективным творчеством. Как говорят, в споре рождается истина. Здесь в споре рождалось и отшлифовывалось региональное телевидение.
В те годы книг по искусству телевидения было мало, поэтому главным ориентиром для региональщиков являлось Центральное телевидение. Позже у павлодарских телевизионщиков появилась возможность стажироваться на республиканском телевидении и учиться на курсах повышения квалификации в Москве, где в 1983 году стажировалась и Лилия Лещинская.
— В Павлодаре моя первая съёмка была на Алюминиевом заводе. Туда мы поехали с оператором Виктором Бутэрусом, — вспоминает Лилия Лещинская. – Потом я часто снимала с Владимиром Масленниковым. Много хороших операторов было – Саша Соболев, Токтар Ахметов, Султан Жолдасов, Саша Мартынов, Леонид Белошицкий, Саша Крашенников.
Денежный вопрос
Телезрителей во все времена интересовало, сколько зарабатывают «звёзды» телеэкрана?
— В 70-х оклад редактора был 120 рублей, а старшего редактора 160, — делится Лилия Фёдоровна. – После молодёжной редакции, я до самого выхода на пенсию возглавляла редакцию общественно-политических программ. К окладу 160 рублей я могла заработать 120 рублей на гонорарах. Выходило 200 с лишним рублей в месяц. В те годы я вела записи расходов. На еду и бытовые дела мне хватало 60-70 рублей в месяц. Остальные откладывала. Каждое лето ездила в отпуск в Ялту, Сочи, к отцу в Тбилиси, или к родственникам в Алма-Ату. Самолёты из Павлодара в Алма-Ату летали каждый день, билет стоил всего 25 рублей. Поездки были доступны.
Цензура ЛИТО
В советские времена телевидение, в первую очередь, было рупором коммунистической идеологии. Всю информацию перед выходом в эфир контролировал и тщательно фильтровал специальный цензурный надзорный орган, называемый «ЛИТО» (ударение на второй слог, — авт.). Прежде, чем выдать передачу или репортаж в эфир телевизионщики отправляли туда все свои тексты – сценарии передач с дословной расшифровкой интервью и т.д.
Специалист «ЛИТО» приводил все тексты в соответствие с идеологией Компартии, вносил свои корректировки – что-то вычёркивал, что-то дописывал, ставил разрешительный штамп на сценарии, или наоборот запрещал его к выпуску. Простые телезрители, в большинстве своём, о существовании «ЛИТО» даже не догадывались.
Много лет Лилия Фёдоровна Лещинская работала старшим редактором редакции общественно-политических программ и секретарём партийной организации, что возлагало на неё особые обязательства. В те годы она освещала строительство всех крупных предприятий Павлодарской области. Это была настоящая кинолетопись Павлодара. В домашнем видеоархиве Лещинской сохранились уникальная хроника строительства ПНХЗ, развития Алюминиевого завода и т.д.
— Во вкус работы я вошла позже. Мой характер журналистский проявил себя не в советский период, а когда начало всё ломаться – в 1987 году, — говорит Лилия Фёдоровна. – Долгие годы мы под руководством обкома партии работали. Он нам диктовал, о чём можно говорить, а о чём нельзя. Нельзя было называть вещи своими именами, не допускалась критика. Меня это всегда раздражало. Поэтому мы, журналисты того поколения, так обрадовались этой Перестройке. Когда пошла ломка системы, я сдала свой партийный билет ещё до того, как рухнула КПСС, потому что волной пошла информация, которую раньше скрывали. Выходили литературные альманахи: «Новый мир», «Знамя», «Звезда». Я когда про ГУЛАГ прочла, а до этого я о нём понятия не имела, меня потрясло, что там творилось. Я отложу книгу, хожу по комнате, перевариваю прочитанное. Это такое откровение было!
В перестроечные годы, когда была объявлена гласность, «ЛИТО» ещё не было ликвидировано. Поэтому журналистам, чтобы донести правду до зрителей, порой приходилось идти на разные ухищрения и конфликт с государственной системой, в которой они работали. В практике Лещинской были случаи, когда на цензуру в «ЛИТО» отправляли «приглаженный» сценарий, чтобы его разрешили к эфиру, а в прямом эфире выдавали информацию, которую цензура бы не пропустила. Потом были скандалы, виновников вызывали «на ковёр». Вот так сложно, окольными путями правда в то время просачивалась на экраны.
Гласность и БВК
Во время Перестройки Лилия Лещинская переключилась на освещение проблем экологии. В эфир выходили её передачи о бедах природы Баянаула, об утечке ртути на Химпроме, о пылении золоотвалов экибастузской ГРЭС-2. К сожалению, многие из этих проблем 30-летней давности актуальны и сейчас.
Свою гражданскую позицию Лилия Лещинская решительно выразила в 1987 году, когда власти заявили о желании построить в Павлодаре Завод по производству белково-витаминного концентрата (БВК).
— Против строительства Завода БВК мы выступили вместе с газетой «Звезда Прииртышья», с её главным редактором Юрием Дмитриевичем Поминовым, — рассказывает Лилия Фёдоровна. – Наши молодые сотрудники – журналист Дмитрий Фефелов, режиссёр Светлана Комлева, оператор Александр Крашенников выехали в Ленинградскую область, в город Кириши, где местные жители митинговали против действующего Завода БВК. Они привезли оттуда материал. Мы не привыкли к такому: митинги, выступления, транспаранты, где написано «Нет БВК!». Потом была настоящая борьба с вышестоящим руководством за то, чтобы этот репортаж увидели зрители, боролись за каждый кадр. Перед эфиром в аппаратную пришёл председатель областного комитета по телерадиовещанию Мурат Мусабекович Абдрахманов. Он был очень интеллигентный, осторожный человек. Но Света Комлева встала в проходе – не пущу! Так павлодарские телезрители узнали правду об опасности БВК, о его выбросах, которые пагубно влияют на здоровье населения в Киришах.
Потом в защиту строительства БВК в Павлодар приехал целый десант учёных, им выделили время в прямом эфире областного телевидения, чтобы они убедили павлодарцев в безопасности завода и сбили волну народного возмущения.
— Для объективности мы решили пригласить на этот прямой эфир общественников, выступавших против БВК. Тогда в Павлодаре была молодёжная инициативная группа Павла Лихачёва, — говорит Лилия Лещинская. – До эфира начальство вызвало меня и стало обрабатывать, чтобы я не звала гостей в студию – это же прямой эфир, вдруг что-то не то скажут. Я ответила: если не будет в студии этих людей, я не буду вести передачу. Садитесь и ведите её сами. Они смирились. Передачу мы вели с Димой Фефеловым. В студии разгорелись дебаты между учёными и общественниками. И явное преимущество было за павлодарцами. Потом около Телецентра меня встречали совершенно незнакомые люди и спрашивали: вас за это не уволили? Настолько острой была полемика. Я тогда первый раз видела, как все горожане объединились перед общей угрозой и выступили с протестом. Властям ничего не оставалось, как отказаться от идеи строительства БВК в Павлодаре.
Последний взрыв на полигоне
Ещё одним значительным событием в жизни Лилии Лещинской было её участие в закрытии Семипалатинского ядерного полигона. Она активно включилась в освещение этой проблемы и, как журналист постоянно находилась в гуще событий.
— Когда стала открываться информация о полигоне – у нас волосы встали дыбом, — вспоминает Лилия Фёдоровна. – Мы решили со Светланой Комлевой сделать передачу о Семипалатинском полигоне. Взяли оператора и дозиметриста из СЭС со счётчиком Гейгера, чтобы самим измерить уровень радиации. Тогда у нас была такая практика – в командировки по районам мы ездили на такси – на обычной «Волге» жёлтого света. Полигон охранялся военными, но мы нашли, как на него заехать. Но собрать материал не успели – нас задержали. Отвезли в какое-то здание и держали там целый день. Пришёл генерал, стал стыдить за самовольство. В итоге мы с ним договорились о том, что он даст нам официальное разрешение на съёмки и покажет полигон.
Генерал сдержал слово. Позже Лилии Лещинской с её съёмочной группой показали лаборатории Ядерного центра, штольни для ядерных испытаний в горах Дегелена, Атомное озеро, возникшее в результате наземного ядерного взрыва. Собственные замеры показали там высокий уровень радиации.
Лилия Фёдоровна нашла очевидцев первых ядерных испытаний на полигоне. Собрала информацию о распространении радиации за пределами полигона – в Майском, Качирском и Иртышском районах, о заболеваниях и росте суицидов, причиной которых стало облучение. Все эти материалы были обнародованы в её передачах «Вокруг полигона».
Лилии Лещинской в числе других павлодарских журналистов довелось присутствовать на последнем подземном ядерном испытании. Она вспоминает, как во время взрыва возникло ощущение, что почва уходит из-под ног. Потом она побывала на Всемирном антиядерном конгрессе в Алма-Ате. Общалась с лидером антиядерного движения «Невада-Семипалатинск» поэтом Олжасом Сулейменовым, записывала интервью через переводчика с американскими активистами.
Отдыхать ещё рано!
На пенсию Лилия Фёдоровна должна была выйти в 1988 году, в 55 лет. Но женщина была полна сил и энергии, поэтому отказалась от заслуженного отдыха и проработала в штате до 1992 года. Потом на базе областного телевидения открылся коммерческий канал «Арна». Лещинская занялась созданием телепередач о предприятиях города. Здесь ей пригодились старые связи. В середине 90-х было сотрудничество с телеканалом «Ирбис», потом с телекомпанией «Ключ» Александра Максимова.
С ним Лилия Фёдоровна сняла серию передач «Годы и люди» об известных павлодарцах: Александре Ломове, Асхате Алькенове, Виталии Мезько, Сергее Шевченко, Викторе Семерьянове, Юрии Поминове, Галине Беспаловой. Сейчас Лилии Фёдоровне 82 года. Уже лет 10, как она не работает – в последние годы значительно ухудшилось зрение.
Её родители тоже работали в пенсионном возрасте. Мама Халида Ахмедовна – до 73 лет. Последние 20 лет жизни она комиссовала пилотов в аэропорту Алма-Аты. Ушла из жизни в 1998 году. Ей было 83 года. Отец Фёдор Воложайкин до 75 лет трудился санитарным врачом в санэпидстанции города Тбилиси. Умер в 1981 году в 76 лет, в свой день рождения. Его, как кадрового военного похоронили с воинскими почестями.
Источники её энергии
Лилия Фёдоровна и сейчас выглядит моложаво и подтянуто. С 38 до 72 лет она серьёзно занималась бегом, развивая свою выносливость. Начинала с лёгкой 400-метровой пробежки по школьному стадиону, постепенно увеличив дистанцию до 15 километров. Её привычный маршрут пролегал от перекрёстка улиц Кутузова и Лермонтова до Иртыша, а там по набережной до Речного вокзала и обратно.
— Бег хорошо стрессы снимает. Когда бегала, занималась контрастным обливанием и йогой, меня никакие болячки не беспокоили, — говорит Лилия Лещинская. – Поэтому я всем советую начинать следить за своим здоровьем в молодом возрасте, тогда сил и энергии хватит надолго, и старость не будет в тягость.
Фёдор КОВАЛЁВ, фото из архива Л. Ф. Лещинской, НЖ№47, 26.11.15