
Инвалидов по зрению увольняют с учебно-производственного предприятия ОО «Казахское общество слепых» в Павлодаре. Большинство из них проработали здесь по сорок лет. Остающиеся за бортом незрячие уверены, что увольнение – результат их борьбы за свои трудовые права, передает lifepvl.kz.
Для павлодарского учебно-производственного предприятия ОО «Казахское общество слепых» что ни год — испытания: в прошлом году государство изъяло у них земельный участок под строительство школы, в этом году – основной заказчик сократил объем заказа на шитье. Один из «лёгких» участков, как его называют на предприятии, приходится целиком закрыть.

— В связи с тем, что идет реконструкция предприятия-заказчика, объем заказов на фильтры, которые шил наш «легкий» участок, полностью сократили, — поясняет директор учебно-производственного предприятия ОО «Казахское общество слепых» Аргынгали Бердиев. — Поэтому в связи с финансовыми трудностями мы вынуждены были сократить этот участок полностью. Это 13 инвалидов по зрению и один (зрячий) контролер участка. Мы пробовали этих людей перевести на другие участки по пошиву более сложных фильтров, пошив матрацев, рукавиц. Часть отказалась, часть – не смогла. Они работали по 2-3 часа в день, выполняя суточную норму. По идее, там достаточно было бы 5-6 человек. Мы не можем им платить за то, что они здесь просто так числятся. Мы же — не капиталисты, не миллиардеры. Вынуждены считать каждую копейку.
4 июня работникам так называемого «легкого» участка выдали на руки уведомления о предстоящем увольнении. 8 июля они получат приказы об увольнении и выходное пособие. Так закончится 40-летняя история работы в «Казахском обществе слепых» Куралай Даирхановой, которой до пенсии осталось чуть более двух лет. Инвалид первой группы уверена, что увольнение стало следствием их обращения в управление труда с жалобой на нарушение их прав.

— Перед переездом в новое здание мы работали вместо четырех рабочих дней все шесть, чтобы наперед выполнить все заказы. Ну кто не хочет заработать двести тысяч тенге? «Для нас это большие деньги!» — говорит Куралай. – А потом говорят: все, заказов нет. С прошлого года мы стали работать буквально по две недели в месяц, получали по 20-30 тысяч тенге в месяц. А в мае вообще «сели», один день отработали. Нам заплатили 5 760 тенге! Мы стали шумиху поднимать: хотя бы минимальную зарплату заплатите за простой. Он сказал: нет, всех увольняю. А когда мы пошли в управление труда, Бердиев попросил: отзовите свои заявления, мы вас сокращать не будем, без содержания отправим. А нам зачем это нужно? У нас дети, кредиты, ипотеки. Бердиев предлагал мне перейти работать мастером. Но у меня зрение не позволяет. Я три раза пробовала, но не вижу я!

— Когда мы обратились в управление труда, то узнали, что нам не доплачивали заработную плату, — утверждает инвалид детства с тотальным отсутствием зрения Гульнар Адамжанова. – По постановлению президента мы должны были получать хотя бы минимальные 85 тысяч тенге. А получали, в январе в прошлом году – это то, что я помню, 33 тысячи тенге, в ноябре — 27 тысяч тенге. Директор мотивирует это тем, что у нас есть пособие по инвалидности. А можно ли прожить сейчас на 90-100 тысяч тенге в месяц? Сейчас мы добились, что нам выплачивают полностью то, что нам когда-то было недоплачено за 2024-2025 годы. А второго июня было собрание. И за то, что мы не отозвали заявления в трудовую инспекцию, нас сокращают.
По словам Гульнары, за последние несколько лет она уже несколько лет подвергалась попыткам быть сокращенной и уволенной. Но стойкая женщина, воспитывающая несовершеннолетнего ребенка, не намерена сдаваться. Она и ее товарищи по несчастью требуют от руководства предприятия найти выход из положения и обеспечить их работой. «Тотальники» (люди с полным отсутствие зрения) и люди с остаточным зрением, по их словам, не могут пойти работать на участки, которые им предлагают в УПП ОО «КОС».

— Они сами очень серьезно пошатнули финансовое состояние нашего предприятия, — комментирует ситуацию с выплатой компенсаций директор учебно-производственного предприятия ОО «Казахское общество слепых» Аргынгали Бердиев. — Другие люди тоже просят увеличения заработной платы. А в связи с тем, что там очень большая сумма пошла на компенсацию, они все ушли в отпуска. Они не ущемлены абсолютно ни в чем. Мы их просили остаться, но написать заявления на отпуск без содержания. Когда мы найдем заказы, мы их всех снова пригласим на работу.

По словам руководителя предприятия, основной заказчик сократил заказ на шитье фильтров на 15-20 процентов, основной же договор продолжает действовать. На производстве недавно открылся мебельный цех, в который сейчас ведут набор новых сотрудников. На днях обещают запустить в работу после восстановления теребильную установку. Это позволит возобновить производство матрасов. Но даже при этом, не скрывает мой собеседник, для их пошива потребуется не более 3-4 человек.

В акимате Павлодара рекомендуют уволенным сотрудникам УПП ОО «КОС» обратиться в филиал карьерного центра для регистрации в качестве безработных и получения пособия по потере работы. Им обещают помочь в трудоустройстве, но люди с инвалидностью честно признаются, что ничего другого не умеют.
К слову, на месте будущей школы, где прежде располагалось предприятие общества слепых, никаких строительных работ не ведется. В акимате Павлодара сообщили, что сейчас ведут переговоры с инвестором, но сроков начала строительства будущей комфортной школы назвать не смогли.