
В Казахстане отметили скорбную дату – День памяти жертв политических репрессий и массового голода. Страшные трагедии, искусственно созданные теми, кто стоял у власти некогда одной большой страны и их лживыми приспешниками, до сих пор с щемящей болью отзываются в сердцах миллионов людей. В нашей стране, наверное, не встретишь ни одну семью, которая бы не пострадала от голода, гонений, депортаций и политических репрессий, устроенных политическим режимом того времени.
Когда жива память
Документы о жертвах коллективизации и раскулачивания, гонениях на религию и уничтожения демократически настроенных ярких представителей науки и культуры, насильственных переселениях целых народов, доносах, арестах, с фабрикованными вердиктами и расстрельными списками, – десятками лет оставались вне зоны доступа простого народа. Впрочем, сколько еще тонн бумаг НКВД, КГБ, судов, прокуроров, тюремных, пересыльных, лагерных учреждений, с безжалостным истреблением собственного народа, лежит под грифом «совершено секретно» или намеренно уничтожено их авторами, – никто не знает. Но кто бы и как бы не пытался скрыть истинные причины тех жутких по масштабу, жесткости и количеству человеческих жертв событий, правда все равно выходит наружу.

Редакция ИА «НЖ» не раз писала о судьбе человека, построившего величественную Ак мечеть, и оставившего больше всего историко-архитектурных памятников в Павлодаре, купце 2 гильдии Абдул-Фаттахе Рамазанове. А вот какая участь постигла его еще достаточно юных сыновей и единственную дочь Бану, удалось ли кому-то из них выжить в эпоху тотальной диктатуры и политических репрессий, – для всех оставалось загадкой. Пока совсем недавно мы не получили письмо по электронной почте, которое стало для нас настоящей сенсацией и проливает свет на дальнейшую историю рода купца Рамазанова:

«Меня зовут Рамазанов Рустем. Я живу в Москве, работаю преподавателем физики. В вашей статье «Тайны Павлодара: истории вне времени» я узнал на фотографии с братьями Рамазановыми своего деда, его звали Рамазанов Абдулла Фаттахович (1900 года рождения). Сначала я нашел на сайте Открытого списка базы данных жертв политических репрессий в СССР информацию о том, что он проживал в городе Павлодаре, так и вышел на вашу статью. На том же сайте нашел информацию о его предполагаемой сестре – Рамазановой Мархабану Фаттаховне (1897 года рождения), которая до ареста проживала в Павлодаре. Мой отец рассказывал о ней, правда называл её Бану-апа. Она действительно скрылась в Казани, где впоследствии встретила своих братьев — Султана и Абдуллу», — с таких, совершенно неожиданных строк и подтверждений опубликованных нами редких сведений, начинается письмо.

Дальше – больше: автор не просто выступает как хороший рассказчик и исследователь, который ищет архивные сведения, находит и восстанавливает недостающие звенья в родословной своего семейного древа, но и подкрепляет сообщения редкими фотографиями. На одной из них изображен человек, очень знакомый нам по снимкам, которые ранее публиковались на нашем сайте.

Трагедия, общая для всех
Все эти дни на страницах друзей в социальных сетях читаю их жуткие семейные истории: у одних – деды и прадеды были расстреляны или сосланы в лагеря и больше никогда оттуда не вернулись, у других – предки чудом выжили во время голодомора, но потеряли всех близких и родных.

Мою семью это тоже коснулось: бабушка, будучи подростком, была вынуждена бежать из Баянаула, когда тройка НКВД арестовала ее родителей. Чтобы скрыться, она целую неделю пешком добиралась до дяди в Павлодар. А еще я помню рассказ отца про книги, которые, в надежде когда-то вернуться, спрятал на старом кладбище организатор Павлодарского общества казахских учителей «Ғылым», духовный деятель и известный меценат Касым кажы Мустафаулы. Его арестовали во время первой волны политрепрессий, а умер он в тюрьме в 1932 году. К слову, его дом и школа-медресе для мальчиков в ауле Шаукен находилась прямо напротив дома моего деда. Здание вскоре снесли. Сейчас на этом же фундаменте стоит другой дом.

Во времена коллективизации люди умирали целыми аулами, как, например, это случилось в Отесе (Тайны Павлодара: истории вне времени).
В судьбе героев почти всех наших историко-просветительских и документально-биографических материалов, события тех лет оставили свой тяжелый отпечаток. Это касается и нашего земляка, хозяйственника-реформатора Каята Ташимова, и знаменитого профессора и музыковеда Наума Шафера.

Тяжелой была и судьба первого профессионального домбриста Казахстана Рутембека Омарова. Он лишился родных как раз в начале 30-х годов прошлого столетия. Как бы мы не пытались, никаких сведений о них найти не удалось. Словно людей и не было на этом свете.

Отметим, что после выхода фильма Телестудии «Ключ» и печатной версии материала в ИА «НЖ» об истории Ак мечети и о судьбе его основателя, в редакцию обращались разные люди с фамилией Рамазановы. Мы тщательно сверяли факты, имена, просматривали документы, – родства не нашли. Тут же – больше не осталось никаких сомнений. На фото – дети купца Рамазанова.

«Я с детства интересовался историей семьи, и к текущему моменту по маминой линии нашел родственников до седьмого колена, а по отцу – увы – только до третьего. Так как мой дедушка Абдулла, сын Фаттаха, вынужден был в советские годы бежать из родного города вместе с братьями и начать жизнь с чистого листа. В моём семейном архиве нашлись старые документы, в том числе личный листок по учёту кадров Абдуллы Фаттаховича советских времен, где указано, что родители его «сословия крестьянского» и «до 1912 года умерли». Это осложняло поиски, но я понимал, что это лишь легенда, чтобы выжить в советские годы, т.к. знал от отца, что Абдулла был сыном купца. Но дед умер еще до моего рождения и кроме имени прадеда и лишь одной сохранившейся общей фотографии четырёх сыновей Фаттаха у меня не было источников информации. И вот эта фотография стала тем, что помогло мне, наконец, найти предков», – пишет Рустем о том, как снимок столетней давности поставил точку в многолетних поисках сведений о своем происхождении.

Поклониться могилам предков
После кампании по раскулачиванию семья Абдул-Фаттаха Рамазанова потеряла все свое имущество. Если детей он успел отправить к родственникам в Ташкент, то сам с супругой в полной нищете скитался по городу. Похоронены они на старом мусульманском кладбище в районе автогужевого моста. Тут покоятся многие жертвы голода и политрепресий 30-х годов прошлого столетия. Сколько точно – никто не знает. Когда горожане и прибывавшие в Павлодар в поисках помощи жители окрестных сел и аулов, умирали от голода – их хоронили массово.

По архивным сведениям, только за два дня 1 и 2 мая 1931 года на улицах города нашли 435 трупов умерших от голода людей. В 90-е годы уже нашего столетия, неизвестные варварски растащили имевшиеся кладбищенские металлические ограждения и надгробные камни, а потом кто-то поджег траву, и пожар окончательно уничтожил все оставшиеся записи с именами умерших. По словам старожилов, многие из них были высечены арабской вязью.

31 мая 2012 года рядом с кладбищем установили памятник жертвам голодомора.

Найти могилу Абдул-Фаттаха Рамазанова и его жены помогла старожил города Суфия-апай Саттарова. Ее бабушка работала служанкой в доме купца. Позже меценат Рустам Мазгутов помог облагородить место захоронения и установить памятный камень.

«Ещё в прошлом году я нашел имя своего деда в списке реабилитированных репрессированных, и там значилось, что он родом из города Павлодар. Я тогда этому не придал значения, и только сейчас в Казани (Рустем как раз в эти дни приехал в гости к родственникам — прим. авт.) вспомнил это и решил поискать что-то связанное с фамилией Рамазановых в Павлодаре. Тогда я наткнулся на статью, но больших надежд не питал, так как понимал, что фамилия достаточно распространенная. Я решил показать статью жене, она сначала посмеялась: «Ну, вряд ли это действительно твой предок!» Но когда я в статье увидел фотографию трех братьев с другом, то сразу узнал своего деда Абдуллу и его брата Султана. Я очень обрадовался, рассказал про это открытие сестре, она тоже очень обрадовалась. История требует продолжения! Теперь мы хотим скорее приехать в Павлодар, чтобы узнать еще больше об истории своей семьи», — поделился впечатлениями о своем открытии и ближайших планах правнук Абдул-Фаттаха Рамазанова.

34-летний Рустем Рамазанов закончил университет по специальности прикладная математика и информатика, работает старшим преподавателем в вузе. Его сестра – Джамиля Рамазанова – кандидат исторических наук. В настоящее время заведует научно-исследовательским отделом редких книг (Музеем книг) Российской государственной библиотеки. В Павлодар правнук и правнучка Абдул-Фаттаха Рамазанова планируют приехать уже в конце июня.