Работая над поиском ранее неизвестных данных об истории старинных культовых объектов региона, священнослужителях, крупных хозяйственниках и представителях интеллигенции, помогавших строить храмы, поддерживавших духовенство, нравственность и культуру, а также об их непростых судьбах в годы лихолетий, мы находим по-настоящему уникальные факты из прошлого и открываем новые имена. И в этом нашей команде здорово помогают самые разные люди – от работников архивов, музеев и библиотек до рядовых павлодарцев, в чьих домах как семейные реликвии бережно хранятся редкие рукописи и фотографии. Многие из этих документальных свидетельств ранее нигде и никогда не демонстрировались. На днях мы побывали в ауле Отес Актогайского района, где вместо разрушенной в советские годы мечети население возводит новый храм, а также встретились с потомками одних из первых в Прииртышье имамов. А еще нам передали рукопись и снимок, которые в годы массовых политических репрессий, возможно, перед своим арестом, в погребе старого дома в районе Ак мечети спрятал один из местных жителей.
Храм восстанет из руин больше века спустя
В крохотном ауле Отес, что примерно в сорока минутах езды от Павлодара, в эти дни кипит работа. Многие, узнав о большой стройке, устремляются сюда, чтобы хоть чем-то быть полезным.
– Пусть площадью она будет небольшая и сможет одновременно принять до 60 человек, главное, что идея находит воплощение, – проводит небольшой экскурс в историю местный мулла Куаныш Байсеитов.
Старт важному проекту дали в мае, а до этого люди провели сход, обсудили детали и объявили сбор средств. Каждый помогает в силу своих возможностей: кто-то наличными деньгами или переводами, кто-то стройматериалами, а кто-то, как, например, 17-летний студент Асылхан Тугаев, рабочей силой. Парень приезжает сюда с братом из аула Ауельбек, причем почти каждые выходные.
– Иногда надо замешать раствор или помочь принести кирпичи, сейчас на крыше идут работы, и наверх просят подать доски или гвозди. Нравится атмосфера, нравится то, как люди сплотились. Для меня участие в таком деле – хороший опыт, – между работой поделился своим впечатлением молодой человек.
Оказывается, раньше здесь уже была своя мечеть. А построил ее местный житель Кулмухаммет кажы Бекбауулы. Как человек глубокой веры, еще в конце 19 века он совершил паломничество в Мекку, дружил с многими яркими представителями духовенства и казахской интеллигенции. С малых лет научил читать Коран и своего сына Рахметуллу, а потом отправил его в медресе при Ак мечети в Павлодар.
– Рахметулла вернулся в родной аул, стал имамом и уже сам учил детей. Как рассказывали родители, мечеть построили в 1912 году. Был еще такой аксакал Момыш, он тоже учил детей, Ракыш имам работал до 1926 года. Потом все! Мечеть у верующих забрали, устроили склад, а позже тут разместился магазин. Посмотрите, вот тут было углубление в стене, оно указывало направление к Мекке, – это михраб, где молился сам имам. Видны еще остатки белой краски. Потолок и полы были деревянные, использовались огромные балки из хорошего массива. А вон та небольшая горка с краю – это был дом шыракшы, или смотрителя, проще говоря. Ничего не осталось, но из памяти людской этого не стереть, – показывает на уцелевший угол старой кладки храма из саманных кирпичей 78-летний Тилен Кошкенбаев.
По словам аксакала, их село, как и многие населенные пункты, тогда получил сухое официальное обозначение и назывался «Аул № 11», а позже его переименовали в совхоз «Победа». В лучшие времена здесь насчитывалось до 32 тысяч голов овец, и люди жили в достатке. Но Тилен-ата напомнил и о жутких событиях времен голодомора, когда из-за коллективизации у казахов насильно забирали живность и лишали привычного уклада жизни.
– Народ запугали, кто успел, взял близких и бежал отсюда куда глаза глядят. Кому-то повезло – и скот с собой угнали, кому нет – отобрали. Все, что было в мечети, и священные книги, и документы, – закопали в землю, надеялись, что вернутся, но этого не случилось. Где они, что с ними стало, мы не знаем, – рассказал аксакал.
После этого Тилен-ата повел нас в другой конец аула. Это жуткое место на берегу небольшой речки появилось в ауле Отес в начале 30-х годов.
– Тут стоял брошенный хозяевами дом. Как раз начался голод, людям совсем нечего стало есть. И вот это здание стало последним пристанищем для тех, кто уже совсем был без сил. Еле живые, даже матери с детьми добирались сюда с одной только целью – чтобы умереть. Просто, обессиленные, заходили внутрь, падали и умирали. Хоронить было некому, в ауле оставались одни женщины, дети и старики. В основном беднота, еды нет, просить помощи тоже не у кого. Внутри этого дома была гора трупов, отсюда разносился зловонный запах. В один из дней женщина по имени Урмия решила похоронить умерших. Она была смелая и очень решительная. Байбише Урмия взяла с собой еще двух женщин, вместе они обрушили крышу дома, и таким образом накрыли тела. Потом стены тоже разрушили. Мы были еще детьми и уже знали, что ходить здесь нельзя. Только потом, в 1958 году, жители огородили это место братской могилы. Сколько там умерло людей, так никто до сих пор не знает, – поведал страшную тайну своего аула местный аксакал.
«Враг народа», «белая тюрьма» и «благодарность» от Сталина
В аул Отес мы попали после встречи с одним из старейших жителей области. Алдажар-ата из поселка Жанаул давно разменял десятый десяток, и именно он поведал нам немало историй о жизни духовенства в годы гонений на религию и о судьбах некоторых мусульманских священнослужителей.
– Много говорить было нельзя, но кое-что нам старшие все же рассказывали, чтобы совсем не унести все это с собой. В то время баи жили не только ради себя, они оберегали, помогали людям, строили мечети, поддерживали молодежь, и в народе память хорошая осталась. Купец Абдулфаттах Рамазанов построил Ак мечеть, потом ее конфисковали, но время вернуло все на свои места. Касым кажы был известным и очень грамотным человеком, построил мечеть, потом его сгубили в тюрьме. Десятилетия прошли, нельзя было про него даже упоминать, а внук достойный вырос, построил мечеть в селе Павлодарском. Шаукен бай получил землю от Затона до песчаных сопок, которые потом так и называли Шаукенкум. Он опекал людей и тоже построил мечеть. И его село сохранилось и называется его именем Шаукен. А когда заново открылась мечеть Бижана в 1944 году, одним из его первых имамов стал Рахметулла из рода найман, а азаншы был Билял мулла из рода кулик. Все они думали о благополучии простых людей, и просто так забыть их имена нельзя, – словно благословил и дал наказ найти сведения и рассказать об этих исторических фигурах Алдажар кажы Самиев.
Когда мы только начинали проект «Тайны Павлодара: истории вне времени», на руках у нас почти ничего не было, не считая общеизвестных сведений и обрывочных данных о некоторых персоналиях. Благодаря помощи неравнодушных земляков сейчас мы можем прочитать рукописи и другие редкие документы. Благодаря мулле из Отеса, кстати, многодетного отца (у Куаныша Байсеитова девять детей – НЖ), мы смогли связаться с внуками первыми имамами мечети Бижана Рахметуллы Кулмухамметова и Ыскака Бектасулы. Удивительно, но потомки этих людей смогли сохранить их дома рядом с храмом в переулке Пионеров. Прошло столько лет, а здесь почти ничего не изменилось: те же адреса, та же крепкая соседская дружба, но уже между внуками, которые бережно хранят память о предках, и как их деды совершают пятикратный намаз.
– Мой дед не изменил себе, и вера помогла ему выжить. Гонения, арест, тюрьма – он сполна заплатил за все. А когда снова разрешили открыть мечети, а из священнослужителей уже почти никого не осталось, он смог вернуться. В октябре 1943 года дедушка представлял Павлодар на 1-м учредительном съезде Мусульманского духовенства и верующих Средней Азии и Казахстана. Поехал в Ташкент, он сохранил все документы, даже командировочное удостоверение. А летом 1944 года получил телеграмму от Иосифа Виссарионовича за поддержку советских солдат на фронте. Вот такая у него была жизнь и судьба, – демонстрирует оригиналы документов его внук Хатиб Рахметуллов.
Из истории известно, что в мае 1942 года в СССР мусульманские богословы составили фетву и объявили фашистам священную войну – джихад. Властям это было только на руку, потому что Гитлер к тому времени же готовил свой хитрый план. Он хотел использовать Ислам как метод психологического воздействия и перетянуть верующих мусульман на свою сторону. Ну а Сталину нужно было поднять уровень патриотизма, веру в победу как у простых людей, так и у солдат и офицеров, и он разрешил возродить духовные управления и открыть мечети.
«Прошу передать верующим мусульманам города Павлодара, собравшим семьдесят одну тысячу четыреста семьдесят восемь рублей в фонд Красной армии, мои приветствие и благодарность», – так говорится в той самой правительственной телеграмме, адресованной имаму Кулмагамбетову, мулле Таргакову и мулле Мамырову, о которой потом официально сообщат местные газеты и радио.
Рахметулла-ата оставил немало рукописных текстов, и мы уже обратились к специалистам помочь перевести его личную переписку с муфтиятом, написанную арабской вязью.
Рахметулла и Ыскак жили друг напротив друга. Поэтому после встречи с Хатибом мы отправились к Абдулле Мамилову. Его дед успел два года отучиться в духовной семинарии в Бухаре. Потом религия оказалась под запретом. Закончить учебу он смог только после возобновления деятельности исламских центров и еще три года провел в Узбекистане. Его имя сейчас носит мечеть, построенная в поселке Ленинском 23 апреля 1996 года.
– Конечно, судьба у моего деда была непростой, времена были такие: его осудили на 10 лет, успел отсидеть год, потом выпустили. За это время полностью выучил Коран, но народ не сразу ему поверил. Около двух недель его проверяли семь человек, чтобы во всем убедиться. Мой дед Ыскак был первым имамом в Бижан мечети, но у него уже было сильно подорвано здоровье. Поэтому он вскоре решил оставить службу. Думал, что дело продолжит его младший брат, то есть мой отец Зайнилгабиден, но он отказался. И тогда дедушка обратился к Рахметулле и представил его прихожанам в качестве имама. Народ поддержал. У дедушки были золотые руки, и он проводил ремонт и расширение мечети. Люди помогали ему, тогда правда в основном женщины были и старики. Дедушка скончался 11 декабря 1962 года. А в начале 90-х, когда мечеть снова опустела, житель нашего района Рахат Байсуфинов заново все отстроил. В этом году мечеть справит вековой юбилей, и сейчас наш имам Абуссамат начал большой ремонт. Для нашей семьи это важное событие, и приятно, что люди помнят, – сказал внук Ыскак Хазрета, 69-летний Абдулла Мамилов.
На днях в наше распоряжение попал еще один важный документ. Два листа бумаги и небольшую фотографию, на которой изображен пока что не известный нам человек, нашли в доме напротив Ак мечети. Документы были завернуты в толстый слой газеты и чудом уцелели. Текст написан латинскими буквами, частично на казахском, частично на татарском языке. Нашли сверток пару лет назад, он выпал из стены старого погреба. А передал их нам внук известного тренера по боксу Рафаэля Вахитова Ильдар, и мы очень надеемся, что в скором времени нам удастся полностью расшифровать это послание.
Фото автора и из семейных архивов потомков имамов