Празднества по поводу наступления 2025 года во многих семьях завершились, и с сегодняшнего дня большая часть павлодарцев вышла на работу. Идя на службу, горожане могли заметить, как у мусорных баков валяются уже никому ненужные «лесные красавицы». Картина эта, конечно, удручающая и вызывает только обиду и сожаление.
Плохой пример для молодежи
Готовя этот материал, мы специально обошли несколько кварталов города, чтобы хотя бы примерно оценить, сколько вчера еще живых хвойных деревьев оказались на свалке. Выброшенные после праздника сосны разного возраста и размера обнаружились почти в каждом дворе. Как утверждает известный эколог и общественный деятель Татьяна Пономарева, подобная картина нисколько не красит город, напротив, говорит о низкой экологической культуре части наших павлодарцев.
«Во-первых, глядя на подобную ситуацию и варварское отношение к природе, подрастающее поколение получает негативный опыт. Наши лесники, школы, волонтеры, постоянно проводят профилактические акции, пропагандирующие любовь к природе. И если мы просим детей беречь молодые саженцы, совсем еще тоненькие прутики, а они видят, как уже достаточно большие, метрового и выше роста сосны и ели валяются на свалке, — это, конечно, плохо, и это отражается на их восприятии того, как к природе относятся взрослые. То есть, мы вроде учим молодежь и прививаем экологические ценности, с другой стороны, каждый раз после новогодних праздников они видят совсем иную картину», — с обидой в голосе и сердце констатирует Татьяна Пономарева.
По словам председателя общественного фонда «Берегиня – БИО», они с соратниками и единомышленниками уже многие годы пытаются переломить ситуацию. И действительно, многие люди уже отказались от установки дома живых елок в пользу искусственных красавиц.
«Прогресс есть, он налицо, но и все равно остаются так называемые приверженцы традиции: «Какой Новый год без свежего запаха хвои…». Переубедить таких людей сложно, тем более, если каждый год предприимчивые коммерсанты устраивают «елочные базары». Запретить им торговать живыми лесными красавицами мы тоже не можем, нет таких законов. А потом, если есть спрос, то всегда будут предложения. И вид этих поверженных деревьев, у одной стороны общества вызывают привыкаемость: «валяются, ну и пусть валяются». И поломать потом где-нибудь ветку ничего не стоит, потому что целые 5-6-летние деревья после праздника лежат у мусорных баков. Поэтому нужно активно продолжать призывать людей к гуманному отношению к природе», — считает Татьяна Михайловна.
Вместе с тем, она также отметила растущий интерес павлодарцев к оздоровлению и обновлению зеленых зон рядом со своими дворовыми территориями. Только в районе Химгородков силами жителей высажено несколько десятков сосен, дубов, рябины и цветущих кустарников. А еще, по ее словам, все больше горожан уделяют внимание эстетическому оформлению придворовых площадок в преддверии новогодних праздников: устанавливают сказочные малые формы, украшают искусственные елки, проводят иллюминацию.
Операция «Шырша» — надежный заслон браконьерам
Сотрудники всех лесных и природоохранных организаций и учреждений области весь декабрь работали в усиленном режиме: по периметрам лесхозов, резервата «Ертiс орманы», Баянаульского национального парка установили контрольные посты, день и ночь работали оперативные мобильные группы. Как итог – удалось не допустить ни единого факта незаконной вырубки хвойных насаждений.
«Все работали в усиленном режиме, проверялся транспорт, который находился рядом с лесными массивами. К счастью, фактов незаконной вырубки хвойных молодняков, в частности сосен, которые произрастают в естественной среде у нас в области, выявлено не было. И это нас, конечно, радует. Помимо этого, проводилась масштабная профилактическая работа: людям разъяснялись нормы ответственности за незаконную вырубку хвойных деревьев. По административному кодексу за каждое вырубленное дерево виновному может грозить штраф в размере — от 50 до 1500 МРП, конфискация незаконно срубленных деревьев, транспортных средств и орудий правонарушений. Дополнительно взыскивается ущерб за каждую срубленную ёлку в размере 15 МРП. Плюс существует и уголовная ответственность. Поэтому люди стали понимать, что просто так прийти в лес и срубить понравившуюся елку – нельзя. И за подобное нарушение грозит серьезной ответственность», — прокомментировала в интервью ИА «НЖ» главный специалист отдела леса и особо охраняемых природных территорий Павлодарской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Альмира Жингулова.
В ведомстве пояснили, что по уже сложившейся многолетней практике большинство сосен в Павлодарскую область завозят из соседних российских регионов. Всего на эти новогодние праздники на местный рынок было поставлено 6050 штук сосны, 200 штук ели и 150 штук пихты. Проводился постоянный мониторинг 38 торговых точек, расположенных в городах и районах области. При этом в Павлодаре хвойные деревья для праздников продавались в 25 местах.
«Всего по области зарегистрировано семь предпринимателей, шестеро из которых завезли ели с территории Российской Федерации. Согласно документам, деревья выращены в лесных питомниках для новогодних праздников, часть заготовлена в рамках рубок ухода и формирования древостоев. И в этом году впервые один предприниматель, представляющий местный бизнес, поставил на продажу сосны, выращенные в частном лесном питомнике в селе Жетекши. В ходе мониторинга нарушений выявлено не было», — проинформировали в территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира.
Добавим, что по официальным данным в этом году сосны в Павлодаре продавали по цене от пяти тысяч тенге и выше в зависимости от высоты и густоты кроны. Ель – по 5000 тенге, пихту — от 15 000 тенге, ветви сосны — 500-800 тенге, ветви пихты — 2000 тенге.
По данным территориальной инспекции, в этом году в регионе на площади 4131,1 гектаров было посажено 19 миллионов 620 тысяч сеянцев сосны обыкновенной. Приживаемость в среднем по региону составляет 43%, что считается достаточно хорошим показателем.