Суббота, 21 декабря
Меню

Как несчастный случай на СТО играет на руку министру энергетики

  • Ольга Воронько
  • 166
Как несчастный случай на СТО играет на руку министру энергетики
Фото: пресс-служба ДЧС

Верховный суд сделал мощную антирекламу автомобилям, заправляющимся газом

В юридическом сообществе Казахстана возник спор по поводу одного решения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда, отменившей вердикты судов первой инстанции и апелляции. Рассматривался иск одного из сотрудников петропавловкого СТО «Спринтер» Б., получившего страшные ожоги на рабочем месте 17 ноября 2022 года. В тот день в результате разрыва металлического корпуса газового баллона загнанного на обслуживание Mitsubishi Montero произошел взрыв, передает Ratel.kz.

Было повреждено здание СТО, находившиеся в нем и около него автомобили, пострадали девять работников и клиентов, в том числе истец. Четверо из них были госпитализированы. Б. получил термические ожоги лица, обеих кистей и бедра. Его рубцовые изменения лица с нарушением мимики и асимметрией являются неизгладимыми, для их уменьшения проводились хирургические манипуляции, но несмотря на это, согласно заключению челюстно-лицевого хирурга: «Самостоятельно, а также при хирургических методах лечения рубцы не исчезнут…». Здоровью был причинен вред средней степени тяжести.

Начатое управлением полиции 18 ноября 2022 года досудебное расследование по части 2 статье 204 УК (неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества) было прекращено 14 декабря 2023 года в связи с отсутствием состава преступления. Экспертизы показали, что взрыв произошел в результате разрыва автомобильного газового баллона, но при этом газовое оборудование на Mitsubishi Montero было исправным, нарушений монтажа не установлено. Согласно заключению специалиста по газовому оборудованию Кадырова от 11 июля 2023 года, газовый баллон, установленный на данном автомобиле, мог взорваться из-за большого количества газа в газовом баллоне. Мол, при перепаде температуры с холода в тепло произошло расширение сжиженного газа в баллоне, баллон получил повреждение, в результате чего произошла утечка газа.

19 февраля 2024 года Б. обратился к хозяину взорвавшейся машины с иском, потребовав взыскать с него расходы на лечение и реабилитацию в размере миллиона тенге и моральный вред пять миллионов. В отзыве на иск ответчик пояснил, что даже не загонял свой автомобиль на СТО. В тот момент он находился на работе, и сотрудник СТО Борис Кононов сам забрал машину и сам загнал ее в здание, где производил ремонт. Хозяин СТО Аянбек Бижанов заявил, что понятия не имел о том, что Mitsubishi Montero был принят в работу, и вообще специального участка для работы с газовым оборудованием у них нет. А работники Кононов и Наумов работали в СТО неофициально, без заключения договора.

Решением суда № 2 города Петропавловска Северо-Казахстанской области от 6 мая 2024 года в удовлетворении иска отказано. Суд решил, что у ответчика — владельца транспортного средства, у которого взорвалось газовое оборудование – «противоправность поведения, выражающаяся в бездействии либо в неправильной, неосторожной эксплуатации, или нарушении других правил, в том числе правил разумной предусмотрительности, не установлена». Во всем виноваты законы физики, из-за которых при перепаде температуры с холода в тепло сжиженный газ расширяется.

Постановлением судебной коллегии по гражданским делам Северо-Казахстанского областного суда от 24 июля 2024 года решение суда оставлено без изменений.

Верховный суд на днях пришел к другому выводу. Он указал, что ответчик является владельцем источника повышенной опасности. По закону моральный вред возмещается независимо от вины причинителя в случаях, если вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности. Владельца машины, как пояснил ВС, могли бы освободить от ответственности, только если бы тот доказал, что вред причинен потерпевшему вследствие непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего, либо в связи с тем, что автомобиль угнали. Верховный суд, изменив судебные акты по данному делу, взыскал с владельца Mitsubishi Montero в пользу потерпевшего миллион тенге.

Под постом про это судебное решение в соцсетях разгорелась целая дискуссия. Юристы настаивают, что отвечать должен не хозяин машины, а тот, кто закачал лишний газ в газовый баллон, если это действительно было так — эксперты же сделали только предположение. А под повышенной опасностью машины следует понимать то, что создает угрозу при вождении, вроде нерабочих тормозов. «Теперь новая фобия родилась, отдашь на техосмотр, в бокс помыть с мороза в тепло, машина без твоего присутствия рванет, и ты еще потом денег должен будешь», — негодует народ с юридическим образованием.

С другой стороны, еще в 2020 году у нас ввели запрет на въезд в закрытые стоянки для автомобилей, оснащенных газобаллонным оборудованием. Автовладельцам грозит штраф от 5 до 50 МРП по статье 410 Кодекса об административных правонарушениях — «Нарушение или невыполнение требований пожарной безопасности». В случае возгорания транспорта с последующим взрывом газа в паркинге, которое повлекло причинение вреда здоровью человека или крупного ущерба, предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа до 3 тысяч МРП или лишения свободы сроком до 10 лет.

Вместе с тем наше министерство энергетики еще год назад начало борьбу с массовой переделкой автомобилей под газ, который продается внутри страны ниже себестоимости. По данным минэнерго, на июль 2024 года в стране насчитывалось около 582 тысяч автомобилей, использующих газ в качестве топлива. Точных данных о том, сколько из этих автомобилей были переоборудованы с бензина, нет. Однако, учитывая, что большинство автомобилей в Казахстане изначально работает на бензине, можно предположить, что значительная часть из этих 582 тысяч машин была переоборудована. Между тем, как заметили в минэнерго, больше нигде в мире сжиженный нефтяной газ не используется в качестве топлива. А министр Алмасадам Саткалиев год назад настоятельно попросил сограждан прекратить переделывать свои машины, потому что СНГ и так мало.

— В рамках стратегического планирования мы говорим об использовании сжиженного нефтяного газа как сырья для нефтегазохимической продукции, — заявил он. — Как вы знаете, в Казахстане реализуют ряд крупнейших проектов. Это проект производства полипропилена уже в завершающей стадии, проект производства полиэтилена, проекты, связанные с производством бутадиена и других фракций, которые создают большое количество рабочих мест, обеспечивающих следующие периоды. В нашем планировании весь сжиженный нефтегаз должен использоваться для целей, в первую очередь, нефтегазохимии. А те люди, которые переоборудовали свои автомобили на газомоторное топливо и использовали сжиженный нефтяной газ, без топлива не останутся, у них всегда есть альтернатива ездить либо на дизеле, либо на бензине, то есть произвести демонтаж этого газобалонного оборудования.