Пятница, 18 октября
Меню

Павлодарские тайны: что хранят маленькие музеи

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2356
Павлодарские тайны: что хранят маленькие музеи
фото: Анастасия Зверягина

Для тех, кто меня не знает, я — Анастасия Зверягина, краевед и культуролог из Алматы. Моя миссия сейчас — показать сокровища других городов Казахстана, неизвестные широкой публике, но представляющие огромную культурную и историческую ценность. Я уже побывала во многих городах республики, последней точкой на моем маршруте пока был Павлодар, я уже посвятила ему одну статью, но он настолько меня впечатлил, что решила продолжить рассказ о нем.

Павлодар известен не только самым протяженным мостом в Азии и самой длиной набережной в Казахстане, его знают и по другим объектам, пусть и не столичной, а провинциальной культурной жизни. В городе есть несколько маленьких камерных музеев, в которые специально приезжают гости из других городов республики и из-за границы. Что же в них уникального? Они – единственные.

Мемориальный дом-музей Павла Васильева

Стихи опального поэта многие годы были под запретом, их как будто не существовало, а тем временем Борис Пастернак говорил, что Павел Васильев – это второй Пушкин.

Павел Васильев родился в 1910 году в Зайсане, спустя год семья переехала в Павлодар, но обосновалась окончательно в городе только в 1920-ом. В 1926 году Павел уехал в Москву, а в 1937 его расстреляли.

Мемориальный дом-музей находится по адресу: ул. Чернышевского, д. 121. Сегодня можно побывать в уникальном подлинном интерьере, где половицы старого дома в сенях помнят шаги поэта. Сам дом был воссоздан, но половицы – те же.

В декабре 1990 года литературный отдел Музея литературы и искусства им. Бухар Жырау, занимавшийся изучением творчества Васильева, перерос статус отдела. Он настолько расширился, что переехал в дом, построенный в 1866 году и принадлежавший деду поэта.

В 1995 году Дому-музею Павла Васильева был присвоен статус мемориального. С 1999 года — это государственное казенное коммунальное предприятие. Сейчас Дом-музей признан методическим центром по вопросам изучения жизни и творчества Павла Васильева. Сюда приезжают васильеведы всех стран для изучения материалов из фондов.

Рукописей поэта в музее нет: Павел Васильев три раза арестовывался, и архив полностью уничтожался.

16 июля Павлодар вспоминает Павла Васильева – в этот день в 1937 года он по доносу был расстрелян в лефортовской тюрьме. Имя оболганного и убитого поэта вернул павлодарский журналист, поэт, литературовед Сергей Музалевский. В свою очередь, имя Васильева Музалевский знал от краеведа Дмитрия Багаева.

Дом-музей Павла Васильева в 2016 году первым из местных музеев перешел в новый виртуальный формат. Музейщики теперь проводят просветительские лекции и по интернету – на ресурсе инстаграм. Есть хештег этих мини-лекций #Проектдоммузей.

Мемориальный дом-музей Дмитрия Багаева

Эти фотоснимки знакомы каждому, просто не все знают, что они именно багаевские.

Имя фотографа и краеведа Прииртышья известно не только в Павлодаре и Казахстане, но и за его пределами. Как рождаются музеи и из чего складывается память, рассказывают современники Дмитрия Багаева, и те, кто помог увековечить его имя, сохранив дом с уютным фотопавильоном по адресу: ул. Астана, д. 200 (бывшая улица Ленина).

Свет здесь волшебный. По-другому и быть не может – павильон строился по всем канонам фотодела. И сто лет назад, и сегодня в нем получаются самые лучшие портреты.

— Дмитрий Поликарпович Багаев до конца жизни работал директором своего детища — областного историко-краеведческого музея им. Потанина. За время его работы было накоплено порядка 1700 негативов, в нашем музее находится около 200 экспонатов, — рассказал заведующий Домом-музеем Багаева Талгат Адамов.

В областном краеведческом музее был уголок Багаева, потом экспозиция перешла в Дом-музей, который является филиалом краеведческого музея. Экспонаты были также привезены из Екатеринбурга и переданы дочерью краеведа Валентиной. На ее сведениях основана и реконструкция интерьера дома и павильона.

Музей Багаева открылся 30 января 2001 года. В павильоне — экспозиция коллекции фотоаппаратов фотографа Владимира Новикова, бывшего работника краеведческого музея. Отреставрированные кресла стоят на своих местах. У зеркала, принадлежавшего еще матери супруги Багаева, более века назад прихорашивались горожанки, чтобы предстать перед объективом Дмитрия Поликарповича.

Дмитрий Багаев в свое время принес и поставил у ворот тяжелую гранитную статую, которую нашел за Иртышом. Этими каменными изваяниями степные номады обозначали границы своих кочевий. С этой находки и началась вся история собирательства, которая переродилась в краеведческий музей.

Работы Дмитрия Багаева будут служить еще не одну сотню лет следующим поколениям. Он запечатлел природу, быт казахского народа, дореволюционный Павлодар, купечество, казачество. Он выезжал не только в близлежащие селения, но и в Майкаин, Экибастуз, Балхаш, Семипалатинск, Усть-Каменогорск. Сейчас его снимки стали классикой.

Народный музей Анастасии Цветаевой

Экспозиций, посвященных сестрам Цветаевым – немало, но музей Анастасии Цветаевой пока единственный. Первый в мире народный музей русской писательницы Анастасии Цветаевой открылся в Павлодаре в 2013 году. Работает он на общественных началах. Каждое воскресенье – с 12.00 до 15.00 любой желающий может поближе познакомиться с материалами музея в офисе № 210 Дома дружбы по адресу: ул. М. Жусупа, д. 35/1. Здесь можно не просто осмотреть экспозицию, но и принять участие в литературных чтениях.

Анастасия Цветаева родилась в 1894 году в Москве в семье профессора, основателя музея изящных искусств, ныне это музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

В семье Анастасию называли Ася. Младшей сестренке Марина Цветаева посвятила множество стихотворений. Словно в ответ Ася описала в рожденной в Павлодаре книге «Воспоминания» жизнь своей знаменитой старшей сестры. А раньше, — в 1939-ом, было выстрадано стихотворение «Моей сестре Марине». Судьбы у обеих сложились трагические, с взлетами и падениями, радостями и лишениями.

«В Павлодаре Анастасия Цветаева начала писать свою главную книгу — «Воспоминания», — рассказывает одна из участниц инициативной группы по созданию музея Цветаевой, директор Дома-музея Шафера Татьяна Корешкова. – «С этой книгой она и вошла в мировую литературу, а вместе с ней и имя нашего города Павлодара».

Юлий Зыслин из «Вашингтонского музея русской поэзии и музыки» (США) назвал павлодарский музей Анастасии Цветаевой персональным музеем последнего деятеля русской культуры Серебряного века.

Мемориальный дом-музей Шафера

На ступеньках выгибают хвосты многочисленные коты Шафера, с любопытством рассматривая посетителей. В квартире ушедшего от нас два года назад Наума Шафера у каждой стены стеллажи от пола до потолка, в них в два ряда экспонаты. На столах, стульях, в шкафах – редкости и ценности его частной коллекции, пользоваться которой может любой. Квадратные метры личного жилья – «филиал» музея, тут все, что не поместилось в хранилище.

В Казахстане такое собрание грампластинок – только в Павлодаре, у Шафера, в нескольких помещениях пятиэтажного дома по ул. Бектурова, д. 19. Здесь хранятся 27 тысяч пластинок (половина – патефонные), собрана и литература – 17 тысяч книг и 64 тысячи экземпляров газетно-журнальных публикаций. Всего около ста тысяч единиц хранения.

Наум Григорьевич (Нахман Гершевич) Шафер — ученый-филолог, литературовед, публицист и писатель, профессор, критик и коллекционер, педагог, музыковед и композитор. Шафер дважды был репрессирован. В Казахстане оказался в 1941 году, когда его семью депортировали из Бессарабии в Акмолинскую область. Был выбор – взять ценности или патефонные пластинки, которые были дороги в прямом и переносном смысле. С собой мальчик привез 30 пластинок, так началась коллекция.

После школы окончил КазГУ им. Кирова. Был учеником советского казахстанского композитора Евгения Брусиловского. Работал в школах, преподавал в целиноградском и павлодарских вузах. В 1971 году был арестован за хранение и распространение самиздата, осужден на полтора года лишения свободы. Освобожден в 1973 году, реабилитирован в 1989-м.

Частная коллекция грампластинок и библиотека Наума Шафера стала основой для создания Дома-музея, который открылся 21 февраля 2001 года.

Дело всей своей жизни Наум Шафер подарил Павлодару.

За каждым из этих музеев стоят живые люди, которым за совершенно небольшие зарплаты приходится отстаивать культурные ценности для следующих поколений казахстанцев. Я от души хочу поблагодарить их за поистине титанический труд и назвать их имена, чтобы вся страна о них знала!

Это: Шайдуллина Куляш Айдаровна, директор Мемориального дома-музея Багаева;

Абыкешова Шолпан, специалист Мемориального дома-музея Д.П. Багаева;

Мерц Закия Саясатовна, директор Дома-музея Павла Васильева;

Татьяна Сергеевна Корешкова, хранитель фонда Дома-музея П. Васильева;

Ольга Николаевна Григорьева, директор музея А. Цветаевой, поэтесса, инициатор создания музея:

Татьяна Ивановна Кузина, руководитель Славянского центра, где находится музей А. Цветаевой;

Абенова Магзия Каирбековна, директор Дома-музея Шафера;

Ботагузова Тынышгуль, хранитель фонда Дома-музея Шафера;

Баюшева Людмила Федоровна, летописец и краевед Павлодара