Пятница, 4 октября
Меню

Павлодар: жемчужина на карте купеческого Казахстана

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 14890
Павлодар: жемчужина на карте купеческого Казахстана
фото: Анастасия Зверягина

Так искусствовед из Алматы Анастасия Зверягина назвала Павлодар, который она посетила в рамках казахстанского тура. Она изучает особенности архитектуры казахстанских городов и хочет написать об этом книгу.

Автор блога – большой любитель архитектуры и старинных вещей, в свое время работала в антикварном магазине, оценивала иконы и предметы искусства. Она поделилась своими впечатлениями о Павлодаре с читателями информагентства «Наша жизнь».

«Я искусствовед и историк из Алматы, собираю материал о купечестве в Казахстане, для чего езжу по северным регионам, побывала в Костанае, сейчас в Павлодаре и потом отправлюсь дальше — в Уральск и Петропавловск.

Для туристов Павлодар привлекателен многим. Во-первых, у города очень удачное географическое положение. Он стоит на реке рядом с живописными природными парками. Кроме того, у Павлодара богатая история — архитектура рубежа прошлого и позапрошлого веков сохранилась здесь намного лучше, чем в других городах.

Несмотря на то, что история региона берет начало в VIII веке, со времени основания Кимакского каганата, памятников о том периоде в черте Павлодара нет. Лишь в окрестностях, по берегу Иртыша археологи периодически находят артефакты тех лет: надгробные камни, монеты и доспехи кимакских воинов.

Павлодар расположен на правом берегу реки Иртыш. Мне очень понравилась набережная, она устроена по террасному принципу, что продиктовано естественным рельефом. Набережная достаточно протяженная и очень хорошо обустроена. Я уверена, что это любимое место горожан для прогулок.

Набережную на правом берегу можно считать главным городским меридианом, по уровню которого и определяются его географические объекты. В Павлодаре определение местоположения по алматинскому принципу: «верх» и «низ» обозначается течением Иртыша.

Расположение Павлодара на реке предопределило его бурное развитие во второй половине XIX века. По Иртышу поддерживалась и связь с крупными городами Сибири, в первую очередь, с Омском. А когда в 90-х годах XIX века Омск (и, опосредованно, Павлодар) с центральной Россией связал Транссиб, начался экономический бум.

Логистика была простой: на корабле по Иртышу до Омска, далее – по Транссибирской ж/д магистрали к крупным городам: Москве, Петербургу и еще дальше — к Киеву, Варшаве и в Европу.

Сегодня по реке перевозят лишь мелкие грузы, промышленное судоходство почти отмерло. А речной порт работает в лучшем случае в четверть силы.

Память об эпохе экономического бума рубежа прошлого и позапрошлого веков осталась в богатых и живописных зданиях купеческих особняков, магазинов и усадеб. Павлодар по сохранности архитектурного наследия, на мой взгляд, можно считать одним из лучших казахстанских городов. Отечественные кинематографисты очень любят его за богатство и разнообразие архитектуры, что позволяет воссоздать атмосферу многих дореволюционных городов — от Верного до Оренбурга.

К примеру, центральные улицы – одни из немногих в стране, где на протяжении нескольких кварталов почти в целости и неприкосновенности сохранились старинные здания.

Среди ярких архитектурных образцов того периода такие здания, как, например, бывший торговый дом Артемия Дерова. Прошлому этого дома музей уделил особое внимание – в бывшем рабочем кабинете Дерова воссоздана атмосфера купеческого офиса конца XIX — начала XX веков.

Исторический центр славен еще несколькими архитектурными строениями. Центральное – дом купца Зайцева, сейчас это музей литературы и искусств имени Бухар Жырау. Здание напоминает сказочный теремок. Радуют глаз и здание почтово-телеграфного управления, дом писателя Акима Некрасова, Владимирское училище. Также сохранились дома, где учились и работали замечательные казахские писатели Жусупбек Аймаутов и Султанмахмут Торайгыров.

Близ речного вокзала сохранился старейший жилой район. На первый взгляд, это обычный частный сектор с одноэтажными домами вперемешку с современными коттеджами нуворишей. Однако многие из невзрачных домов таят истории, достойные художественных романов.

Например, в этом районе жили два всемирно известных литератора — поэт Павел Васильев и писательница Анастасия Цветаева, сестра великой поэтессы Марины Цветаевой.

В доме Павла Васильева создан музей, где можно узнать, как поэт провел отроческие годы. «Есенин казахской степи» — так называли поэта современники и потомки за его максимализм, горячность и привязанность к родным краям.

Тема казахской степи занимает особое место в творчестве Васильева. Даже живя в Москве, поэт не раз возвращался в края детства — Павлодар, Зайсан, Атбасар — и напитывался вдохновением.

Литературоведы называют Павла Васильева самым казахским из всех русских поэтов Казахстана.

В квартале от дома-музея Павла Васильева расположен дом, где в 1950-е годы жила, а в 1960-70-е часто гостила Анастасия Ивановна Цветаева. В самом доме музей организовать не удалось. Зато он открыт в Славянском центре, который располагается в Доме Дружбы. В единственном в мире музее Анастасии Цветаевой можно увидеть ее фотографии, связанные с городом, и личные вещи, предметы обихода.

Еще один из знаменитых земляков павлодарцев — писатель Всеволод Иванов, один из основоположников советской литературы. Выходец из семьи казаков, он много внимания в своем творчестве уделял этой теме.

Дмитрий Поликарпович Багаев — еще один знаменитый житель Павлодара. Краевед, основатель и первый директор краеведческого музея. Этого профессионального фотографа-художника называют историком, главным краеведом Павлодарской области, исследователем, летописцем Прииртышья. Его фотоколлекция, хотя и незначительная по количеству отпечатков, позволяет представить масштабность работ мастера. Д. П. Багаев создавал фотоисторию края, его снимки отражали все исторически значимые события области. Наследие Д. П. Багаева, представляющее особую ценность своей документальностью, запечатлело историю и этнографию Прииртышья более чем за полстолетия.

Такой богатой историей и старой архитектурой может похвастаться не каждый казахстанский областной центр. Хотя в сознании большинства граждан он по-прежнему имеет стереотипный образ промышленного гиганта с дымящими трубами.

К слову, одно совсем не исключает другого. Скорее наоборот, промышленность делает этот регион экономически стабильным. Современный Павлодар сегодня имеет облик космополитичного мультикультурного города с разнообразной архитектурой – от современных офисных строений до купеческих особняков прошлых веков.

Путешественники удивляются тому, какое увлекательное наследие оставила непростая история Казахстана. Ведь наряду со старинными городищами и мавзолеями наши города сохраняют архитектуру европейского модерна. И совершенно необязательно ездить за ней в Европу — такое богатство существует у нас».