Понедельник, 16 сентября
Меню

Рустембек Омаров: Правда жизни великого музыканта

  • Салауат Темирболат-улы
  • 287
Рустембек Омаров: Правда жизни великого музыканта
Фото и скриншоты из архивных материалов

Сегодня, 7 сентября, исполняется 105 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка, гениального кюйши, вокалиста и композитора Рустембека Омарова. Вся его судьба — как сплошная черно-белая полоса, с тоненькими лучиками и короткими просветами счастливых моментов, вперемежку с массой печальных событий и тяжелейших испытаний.

Специально к юбилею творческая команда телестудии «Ключ» вместе с областной филармонией и музыкальным колледжем вели кропотливую работу по сбору и систематизации информации о биографии и творчестве Омарова. Сейчас энтузиасты готовят документально-автобиографический фильм. И вот в пятницу, 6 сентября, стало известно, что в честь юбилея выдающегося музыканта в Павлодаре пройдет первый республиканский конкурс молодых домбристов. Большой проект, о котором раньше только мечтали, поддержал акимат Павлодара.

Он вознес домбру до небес

Быть гением и всеобщим любимцем — не значит быть до конца счастливым. Скорее наоборот, — такие люди больше подвержены внутренним переживаниям и страданиям. А их имена и заслуги, несмотря на былую славу, иногда просто забываются. Иными словами, тихо умирают в прошлом. Виртуозный домбрист – солист и концертмейстер оркестра Курмангазы Рустембек Омаров внёс огромный вклад в развитие казахского музыкального искусства. Но насколько тяжелой была его судьба и жизнь вне сцены — мало кто знает. Открыл ему дорогу в мир большого искусства его дядя — один из первых профессиональных артистов Казахстана, основатель казахского хора при филармонии Джамбула Темирбулат Аргинбаев, который тоже перенёс немало тягот и испытаний.

«Весной этого года наша филармония решила провести более полное исследование жизни и творчества Рустембека Омарова. При жизни он был настоящей звездой домбрового искусства страны, его едва ли не носили на руках. А потом – всё, о нем перестали говорить. В 2017 году, когда отмечалось 10-летие оркестра казахских инструментов под управлением маэстро Талгата Каримова, наш большой творческий союз решил назвать этот коллектив именем Омарова. Мы собрали всю информацию, которая была доступна на тот момент, а сейчас решили устранить пробелы, чтобы навсегла увековечить его память. И тут нас здорово поддержал директор музыкального колледжа Серик Сыздыков и аким города Хасар Хабылбеков, а еще Центральный госархив и бывший экс-советник-посланник нашей страны в Норвегии Талгат Жумагулов. По крупицам собрано много интересной информации, а в ноябре пройдет долгожданный конкурс», — поделился проводимой работой руководитель филармонии им.Исы Байзакова Амангельды Кожанов.

Человек рождён для того, чтобы быть счастливым. Но этот постулат распространяется далеко не на всех: людей, наделенных самими небесами невероятными способностями и талантом, простое человеческое счастье порой обходит стороной.  

«Ваша земля подарила множество гениев. Из домбристов лучше всех не только в Павлодаре, среди всех, — это Рустембек Омаров. В оркестре Курмангазы играло много музыкантов из западных регионов, Атырау, Уральска, но он по уровню мстерства был выше всех. Человек обладал уникальным природным даром», — рассказала в эксклюзивном интервью для нового автобиографического фильма народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова.

По ее словам, он был очень добрым и чутким человеком, и она воспринимала его как родного брата.

«Или потому, что я родом из Семипалатинской области, а он из Павлодара, и мы как земляки были. А потом он же рос в Семипалатинском детском доме. Русекен всегда приглядывал за мной, давал советы, говорил: «ты давай подтяни свой казахский язык, а то на русском разливаешься как соловей, а родной язык тоже надо учить. Я чувствовала в нем надежную опору и поддержку», — вспоминает легендарная певица.

Из музыкантов, заставших молодого Рустембека Омарова, когда он только приехал покорять Алма-Ату и кто играл с ним долгие годы в оркестре и в филармонии им.Джамбула, — сейчас мало кого осталось в живых. Поэтому для съемочной группы студии «Ключ» было важно записать их воспоминания. 

«Рустембек Омаров вознес домбру до небес. Если в своё время ее прославили легендарные Курмангазы, Дина Нурпеисова, Калижан Тлеуов, то Русеке первым так широко познакомил с магическим звучанием казахской домбры зарубежного слушателя», — подчеркнул аксакал оркестра им.Курмангазы, заслуженный деятель культуры Казахстана, ветеран труда Амантай Нурпеисов.

Тяжелое детство и счастливая встреча

Родился будущий виртуоз в 1919 году в ауле Шарбакты Лебяжинского района и рано остался сиротой. Что случилось с его родителями – доподлинно неизвестно. Дочь двоюродного брата Рустембека Омарова — Слямбека, которого он очень уважал, выросла на Алтае, она пыталась восстановить историю семьи. Сауле–апа, которая давно разменяла девятый десяток лет, часто берет в руки и подолгу разглядывает единственное фото отца, который молодым ушёл на фронт и больше не вернулся. Сильно скучал по нему и сам Рустембек.

«У моей бабушки один сын был и дочка. Бабушка какая-то купчиха была или что в этом роде, в общем, богатая. Моя бабушка, отца мать. Наши как-то выжили, а они пошли по детским домам», — с грустью в голосе делится племянница выдающегося домбриста Сауле Кайдарова-Нурсаидова.

Для племянницы Омарова дорого всё, что было связано с ним, с его братьями и друзьями. Поэтому даже те небольшие документы из семейного архива, что были у нее на руках, — решила передать в филармонию. Как раз сейчас здесь создаётся своя музейная экспозиция. Сауле-апа считает, что так будет надежнее и так будет правильно, что больше людей узнают, кем был ее любимый дядя Рустембек. Сама она живет в Экибастузе и, пожалуй, единственная, кто твердо хранит связь и память между разными поколениями их семьи.   

Будучи маленьким, Рустембек прославился своим красивым пением, за что его прозвали анши бала. Играть на домбре научил отец Бейсен. Даже в семипалатинском детдоме мальчик не бросил музыку. Кто бы мог подумать, что именно он сохранит для казахского домбрового искусства множество уникальных произведений.   

«Народный кюй «Хромой кулан», «Адай», «Серпер» Курмангазы, — он сохранил для нас множество уникальных произведений. Всё дошло до этих времен в первозданном виде. Тембровка, темп, даже манера игры, — он воспроизводил все без единой фальши и не позволял импровизации, если это касалось творений таких выдающихся народных авторов», — отметил профессор консерватории им.Курмангазы, заслуженный деятель культуры Казахстана, дирижер Жанас Бекентуров, который тоже много лет работал в оркестре и поддерживал дружбу с более старшим его коллегой Рустембеком Омаровым.

Из детдома будущего народного артиста забрал его дядя. Знаменитый в те годы артист Темирбулат Аргинбаев родился в том же селе, где и Рустембек. О счастливой истории, которая зажгла новую юную звезду на музыкальном небосклоне Казахстана подробно рассказал в своих трудах основатель оркестра Курмангазы Ахмет Жубанов. Самого Темирбулата он называл лучшим исполнителем легендарной песни «Корлан».

«…В 1934 году в составе музыкального театра он приехал в Семипалатинск. Там играл не только в спектаклях, но и выступал в концертах. В Алма-Ату Темирбулат вернулся с редкой «находкой». Он привез с собой молодого талантливого домбриста, будущего большого мастера, виртуоза-исполнителя казахских кюев Рустембека Омарова».

Из книги Ахмета Жубанова «Соловьи столетий: очерки о народных композиторах и певцах».  Перевод Бельгер Г.К.

Как раз в тот исторический для казахской музыкальной культуры 1934 год Жубанов создавал свой знаменитый оркестр. Маэстро настолько потрясла уникальная манера исполнения юного самородка, что он сразу забрал его к себе. Так надолго сошлись пути-дороги вчерашнего сироты из павлодарской глубинки и выдающегося музыканта. Рустембек оказался в числе первых 11 артистов, ставших вместе с Жубановым, отцами-основателями главного оркестра страны.

«Многие домбристы приходили в оркестр, играя кюи своих регионов. А Рустембек досконально знал все школы, у него был огромный географический охват в музыке. Ведь именно он в красивейшем исполнении сохранил и донес до нас кюй Дины Нурпеисовой «Байжума», который нигде больше не сохранился в нотном варианте», — продолжает заслуженный деятель культуры Казахстана Жанас Бекентуров.

Учёба в Лениграде и трагедия войны

Юный Рустембек, не имея никакого представления о нотах, через два года отправился в Ленинградское музыкальное училище. Всё складывалось хорошо. В 1939 году уже с города на берегах Невы ушел в армию. А потом война, ранение и долгие годы плена в норвежском портовом городе Киркенес. Это невероятно, но даже в концлагере он сумел смастерить из куска дерева, фанеры и рыбацкой лески что-то вроде домбры.

«Мы еще молодые были, и часто перед концертом или репетициями собирались вокруг Рустембек-ага. Спрашивали советы, а иногда расспрашивли о его судьбе. У него же было всё так непросто. И вот помню его рассказ. Говорит: «Играл «Рондо» Моцарта, как вдруг сзади появился немецкий офицер. Послушал и спросил: «Музыкант?». Ответил: «Да». С тех пор этот вражеский офицер стал по-иному к нам относиться, помогать и даже оберегать. Говорил: «Знаю, что с тобой рядом трое твоих земляков из Казахстана». И незаметно передавал какие-то продукты, хлеб, консервы. Вот как-то так и мои товарищи выжили в плену», — пересказал воспоминания Омарова в интервью ветеран оркестра им.Курмангазы Амантай Нурпеисов.

И это, как добавил Амантай-ага, — оказалось вовсе не выдуманная история. Она нашла подтверждение спустя два десятка лет на гастролях в Джамбульской области. Когда ведущий объявил сольный номер Рустембека Омарова, из глубины зала выбежал мужчина и бросился обнимать музыканта. Ни зрители, ни тем более многочисленные артисты на сцене ничего не поняли. Зал изначально был в шоке от такой наглости, а когда все прояснилось, стал хлопать. 

«Этот человек плачет и кричит от радости: «Брат, это ты, ты живой!». Русекен не поймёт. Концерт заканчивается, и он гостеприимно приглашает весь коллектив остаться в их селе с ночевой. Говорит: «Сегодня вы у нас в гостях, а завтра лично повезу вас туда, куда надо». Оказывается, что это один из тех людей, кто был рядом с ним в концлагере и видел всё своими глазами», — отметил Амантай-ага.

Сам Омаров, как и многие бывшие фронтовики, не любил говорить о войне, тем более вспоминать про плен. Установить эти важные моменты нам помог экс-советник-посланник Казахстана в Норвегии Талгат Жумагулов.

«В архивах есть несколько важных документов, относящихся к военной службе и боевому пути Рустембека Омарова. Из наиболее изученных – это бумаги от 1945 года, когда освобожденные военнопленные возвращались из Норвегии в СССР. Составляли их сами военные. Норвежский Национальный архив в Осло выдает документ на имя Омарова Рустама под номером 115. Разыскать и получить этот важный документ мне помог исследователь Норвежского центра «Фалстад» Арни Алангус. Другой документ, составленный уже перед эвакуацией, в нем указывается Умаров Рустам Бейсенович, точная дата рождения, дата призыва 1939 году, уроженец Шарбакты, и даже приводится домашний адрес в г.Алма-Ате. Есть другие документы, по которым воинский путь Рустембека Омарова был очень доблестным, нам нужно ещё получить дополнительные подтверждения. Вероятность того, что это просо совпадение – невысокая. Потому что всего один человек выявлен по таким данным и именно из Павлодарской области. Но, чтобы до конца изучить материалы, нужна помощь как волонтеров, так и соответствующих государственных органов», — рассказал Талгат Жумагулов.    

Но даже после войны и плена, жизнь у музыканта не была счастливой. После возращения в Алма-Ату его, как большинство бывших военнопленных, отправили на Дальний Восток. Затем уже не молодым закончил консерваторию, там же учил студентов, одновременно работая в оркестре солистом и концертмейстером.

Архивы оркестра Курмангазы того времени не сохранились, зато по бумагам консерватории можно понять, каким добросердечным педагогом был Омаров. На госэкзаменах или ученом совете он всякий раз заступался за талантливых студентов, находил массу причин, иной раз брал вину на себя, что не уделил должного внимания. Таким образом давал шанс детям освоить материал и доучиться. А вот в личной жизни и собственными детьми маэстро всё было намного сложнее.

История все расставляет по своим местам

В 1947 году Омаров женился на артистке хора филармонии Гульсагире Шариповой. На тот момент у неё была дочь от первого брака — Жумабаева Айгуль Ортаевна. Музыкант заботился о ней как о родной дочери. В совместном браке с артисткой филармонии у них родились четыре дочери. Старшую звали Макпал, имя которой, кстати, дал основатель оркестра им.Курмангазы, профессор Ахмет Жубанов, вторая дочь — Гульжиян. В 1954 году родилась третья дочь — Шамшынур. Её так назвал доцент консерватории им.Курмангазы, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, заслуженный деятель искусств СССР, дирижер Леонид Матвеевич Шаргородский. Он был одним из первых руководителей студенческого симфонического оркестра Казахской национальной консерватории, и совместно с композитором Сергеем Ивановичем Шабельским создали произведение «Тойбастар», где были использованы оригинальные казахские мелодии. Композицию они сочинли именно под темп и манеру исполнения Рустембека Омарова, которому и доверили первым сыграть это выдающееся произведение.

В 1956 году у супругов родилась четвертая дочь. Назвали ее Карлыгаш. В том же году они решили передать Шамшынур старшему брату Рустембека Ешиму и его жене Заиып Омаровым, у которых не было собственных детей. Так получилось, что первая жена Рустембека сильно заболела. Он как мог заботился о ней, но вскоре ее не стало.

«Когда мама умерла, мне было 8 месяцев. Папе было трудно, и он отдал меня в дом малюток. Я почти всю жизнь росла в детдоме, то есть государство меня воспитало. Но о том, что папа обо мне не заботился, — я не могу сказать. Он приходил, приходили даже многие артисты с ним вместе. Он часто меня забирал. И я вот помню: детство, он играл солистом, я сидела в зале, и почти что всех артистов видела. Но это были лишь короткие счастливые моменты», — едва сдерживая слезы, делится детскими воспоминаниями Карлыгаш Омарова.

В 1965 году домбрист женился повторно. Его избранницей стала Бахыт Оразова, которая была младше мужа на 24 года. У нее уже была дочь от первого брака Тамара, которой Омаров дал свою фамилию. Через год у семьи родился сын, которого назвали Нурлан. Рустембек Омаров был на седьмом небе от счастья. К сожалению, эта радость от рождения наследника длилась недолго. Однажды после очередных гастролей Бахыт решила развестись с музыкантом. А он, будучи гордым человеком, просто ушел, ни взяв ничего. Так получилось, что свидетелем этих непростых событий стала племянница Сауле, которая приехала из Алтая.

«Мне было 18 лет, и мама мне сказала: езжай, находи своих родственников. Мама вышла повторно замуж, так как мой отец умер на фронте. Поехала в Алма-Ату, нашла дядю Рустембека. Он жил по улице Октябрьской в трехкомнатной квартире на первом этаже. Интересный, добрый, кучерявый дяденька. Когда сказала, что я дочка вашего двоюродного брата с Алтая, он не сразу признал. Другой дядя Ешим жил в Шербактах и, видимо, ему объяснил, тогда он в честь моего приезда собрал своих друзей артистов. Он был счастлив. Девочки были маленькие, старшей где-то лет 12. Он меня водил на концерты, с Бибигуль Тулегеновой, Ахметом Жубановым, Розой Баглановой познакомил. А после уехал с оркестром в Китай. Его долго нету, нету, а молодой жене четверо девочек были не нужны. Она взяла и уехала к своей тете. Я с этими девочками осталась одна. После Китая дядя опять уехал на гастроли, но уже в Индию», — вспоминает Сауле-апа.

Она прожила в Алма-Ате ровно месяц и вернулась на Алтай. Уже потом узнала, что семья полностью распалась, а квартиру молодая жена переписала на себя.

«Одиноким остался, дети каждый по себе. Долго потом мы не общались, пока он сам уже не приезжал к нам деревню. Говорил: «О, Саулешка, как у тебя хорошо, мне нравится», но уже он болел, астма у него была. Он же человек творческий, поэтому много гастролей, концертов, у его просто не оставалось времени. Так понимаю, что его вся радость была в домбре, всё он выражал в домбре, в этой музыке своей. Как он сам вырос сиротой, так и дети пошли. Раз матери нет, а мачеха попалась такая. Поэтому здесь, наверное, никто не виноват. Он просто был гений, которого нам было трудно понимать, просто не могли оценить и принять правильно», — говорит Сауле-апа.

Рустембека Омарова не стало 6 июня 1988 года. Он скончался в полном одиночестве в своей однокомнатной квартире в г. Алма-Ате, в возрасте 69 лет. Похороны, по воспоминаниям коллег, организовало управление культуры совместно с Министерством культуры Казахской ССР. Дети разъехались. Судьба приемной дочери Тамары и сына от второго брака Нурлана Омарова неизвестны.

«Я была обижена тем, что, во-первых, он меня совсем маленькой сдал в детский дом. У меня был живой отец, а я в интернате. Он женился на очень молодой женщине, которой не нужны были его дочки. Нас всех по разным сторонам раздали. Конечно, вторая жена родила ему сына. Вот представьте себе, после 4-х дочек, вдруг у него рождается сын. Естественно, папа этим жил. Я слишком поздно поняла, что нельзя было на него обижаться. Он мужчина, он одаренный человек, он человек искусства, и ему было трудно. Сейчас, конечно, поздно что-то говорить, но я горжусь, что мой папа был таким хорошим, добрым и очень талантливым человеком», — отметила Карлыгаш Омарова.

Благодаря такому специалисту по компьютерной графике как Татьяна Нагаева, и художнице Татьяне Чевтаевой нам удалось провести реставрацию редких фотографий и получить портрет, на котором запечатлен еще молодой, полный жизненной энергии и сил Рустембек Омаров. Мы также выражаем благодарность работникам Центрального государственного архива, фонду областного историко-краеведческого музея, друзьям и бывшим коллегам выдающегося музыканта за помощь в сборе недостающей информации.

Документально-автобиографический фильм «Рустембек Омаров. Правда жизни великого музыканта» еще находится в работе. Премьера ленты ожидается в дни проведения республиканского конкурса, посвященного памяти этого гениального музыканта.