Суббота, 23 ноября
Меню

Наши руки не для скуки: гастарбайтеры захватывают мир

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 169
Наши руки не для скуки: гастарбайтеры захватывают мир
Коллаж НЖ

Работа не волк, а та самая собака, для которой пять тысяч миль – не крюк.  Гастарбайтеры всех стран преодолевают огромные расстояния в погоне за длинным долларом.  Таджикистанцы – в Россию, россияне – в Турцию, сами турки – в Германию, а там уже много приехавших на заработки из Узбекистана. Капиталистам проще не перемещать производство в страны с дешевой рабсилой. Теперь перемещают саму рабсилу – в обратном направлении.

«Твоя моя не понимай»

Жизнь – лотерея, особенно в Белграде, где водителями автобусов работают веселые шриланкийцы. Каждая поездка превращается в незабываемую авантюру и может закончиться в любой точке города, но только не дома или куда вы там собирались.

А вчера еще и центр перекрыли из-за стихийного митинга. И отправилась в объезд родная тридцатьпятерочка под управлением цейлонского гастарбайтера. 

Рутинная поездка превратилась в увлекательный тур с осмотром достопримечательностей Белграда, а также его наиболее живописных окраин. Водителя вела интуиция. И вела она его, видимо, в сторону родной Шри-Ланки.  Мелькали дворцы, хижины, цыганские фавелы, мосты, холмы, поля и леса.

Народ оторвался от телефонов и стал недоуменно пялиться в тьму за окном, а у присутствующего в салоне журналиста в голове замигал неоном заманчивый кликбейт: «Иностранец угнал автобус с пассажирами и направляется в сторону государственной границы».

Фото автора

Реально, Шри-Ланка была уже на горизонте, когда наиболее темпераментные (то есть практически все) мужики взяли дело в свои руки. На доступном международном языке ямщику предложили поворачивать к черту, т.к. это не наш лес, а чей-то чужой. 

Под доступным языком имеется в виду не мат, а задорная пантомима. Ни одного плохого слова Сусанину не сказали.  Ни одного. Согласно законам гостеприимства. Он же иностранец, то есть гость, а это святое.

Просто показывали пальцем, куда ехать. Шутили на околоанглийском, пожали руку при выходе.

Свято место пусто не бывает

Сербы с большим терпением и «разумеваньем» относятся к гастарбайтерам, которых на Балканах с каждым годом становится все больше. Дефицит собственной рабсилы чувствуется во всех областях. Причина – перманентная утечка отечественных рук и мозгов: сербы едут зарабатывать в Западную Европу, где жалованье в разы выше. К примеру, в Германии сербский водитель получает в месяц три тысячи евро за ту же самую работу, за которую на родине получил бы около тысячи.

Такая тенденция приводит к нехватке рабочих рук на местах. К примеру, водителей в Сербии сейчас на 20000 меньше, чем необходимо для нормального функционирования транспортной системы.

Пассажиры испытывают неудобства и резонно призывают владельцев фирм-перевозчиков поднять зарплаты шоферам – тогда, мол, они перестанут уезжать на запад.

Но транспортники предпочитают принцип „дешево и сердито “: они приглашают на работу водителей из Индии, Шри-Ланки, Бангладеш и других азиатских стран. Те на призыв откликаются с энтузиазмом: сербские работодатели предлагают им оклад в размере тысячи евро, в то время как на Шри-Ланке, например, средняя зарплата шофера – 250 евро. 

Свои среди чужих

Чемодан, вокзал, Европа – далее везде. Броуновское движение гастарбайтеров охватило весь мир. Рабочие из Восточной Европы едут на заработки в Западную, в то время как их места на родине занимают переселенцы из Центральной и Юго-Восточной Азии и Африки. Все легально: приглашением на работу и оформлением документов занимаются специальные фирмы, зарегистрированные официально.

Для трудовых мигрантов из Центральной Азии, к примеру, популярным направлением стала Великобритания. Только за прошлый год гражданам региона было выдано более 22 тысячи виз для сезонных работ. Пять тысяч из них получили казахстанцы. Как правило, наши земляки приезжают в туманный Альбион собирать овощи-фрукты. Работа тяжелая, но хорошо оплачиваемая: на сборе клубники, например, можно получить больше миллиона тенге в месяц.

Чаще всего на заработки в Британию едут прибалты, поляки и жители стран Индостана. А вот в Австрии, к примеру, обычно находят применение своим рукам выходцы из бывшей Югославии, в то время как в Германии традиционно много гастарбайтеров-турок.

Приезжие чрезвычайно востребованы в таких сферах как строительство, ресторанный бизнес, клининг и уход за пожилыми людьми.

И, кстати, — вопреки распространенному мнению, далеко не все гастарбайтеры представляют собой неквалифицированную рабсилу. В Западную Европу едут работать и высококлассные специалисты – в частности, доктора. В той же Германии число практикующих врачей-иностранцев (без немецкого паспорта) за последнее десятилетие удвоилось и достигло почти 64 000 человек. Чаще всего они родом из Сирии, Румынии, Австрии, Греции, России и Турции.

«Министерство гастарбайтеров»

В то время как сами гастарбайтеры движутся с Востока на Запад, заработанные ими деньги перетекают в обратном направлении. Мировым лидером по объёму поступлений денежных переводов трудовых мигрантов из-за рубежа является Индия (около $71 млрд в год), на втором месте Китай ($60 млрд), затем — Филиппины ($26 млрд). По оценкам Всемирного банка, в Таджикистане денежные переводы мигрантов, работавших в Российской Федерации, в отдельные годы составляли до 48 % ВВП страны (это самый высокий показатель в мире).

Однако нарастающий отток мигрантов из России, начавшийся еще в 2020 году из-за пандемии коронавируса и усилившийся из-за войны и недавних ограничений, привел к тому, что в 2023 году суммы денежных переводов трудовых мигрантов снизились: в Таджикистан – на 8%, а в Узбекистан – аж на 42%.

Это побудило власти некоторых государств Центральной Азии помогать своим гражданам в поисках работы за рубежом. Чиновники создают отдельные госструктуры, курирующие трудовую миграцию, и ведут переговоры с зарубежными партнерами о трудоустройстве своих граждан, помогают им со сбором документов и получением виз, организовывают профессиональную подготовку дома. 

Некоторые результаты этих усилий уже заметны. К примеру, в Турции сейчас работает уже более 200 тысяч трудовых мигрантов из Центральной Азии. В топ популярных маршрутов входят также Южная Корея, ОАЭ и Саудовская Аравия. 

Не сидеть на шее

Особая категория мигрантов – украинские беженцы. Несмотря на то, что их статус позволяет более-менее сносно существовать на пособия, многие все же ищут работу. Украинцам не привыкать: и до начала военного конфликта они нередко ездили на заработки в Европу – чаще всего в Польщу и в Италию.

С февраля 2022 года поток прибывших увеличился многократно. Власти практически всех стран ЕС оказывают максимальное содействие в вопросах трудоустройства бежавших из Украины. Но законы в разных государствах все-таки отличаются, как и требования к кандидатам на вакантные должности. Поэтому и статистика разная.

К примеру, в Дании трудоустроено 53% украинских беженцев, в Литве – 57%, в Польше – 48%, в Великобритании – 50%. Эти страны демонстрируют высокие показатели занятости благодаря большому спросу на низкоквалифицированную рабочую силу.

А вот в Германии, которая приняла больше всего украинских беженцев в Европе – более миллиона человек – занято лишь 25,2% трудоспособного возраста. Там жестче требования к языку и квалификации, да и конкурентов больше: помимо украинцев, в Германию в последние годы прибыло большое количество мигрантов с Ближнего Востока, и им тоже нужна работа. 

Задержать «реларбайтера»

Говоря о массовом перемещении рабочих рук и мозгов, конечно же, невозможно не упомянуть и российских релокантов. Это тоже трудовые мигранты, которые отличаются от обычных гастарбайтеров лишь тем, что работу свою везут с собой -так и получаются «реларбайтеры».

Предприниматели, релоцирующие свой бизнес, – самые желанные мигранты с точки зрения чиновников любой страны. Есть не просят, чужих мест на рынке труда не занимают. Напротив – открывают многочисленные фирмы и платят внушительные налоги в казну державы-реципиента.  А если говорить о представителях IT-сферы (которых среди релокантов большинство), то они еще дополнительно укрепляют экономику гостеприимной страны-хозяина, тратя на ее территории большую часть денег, заработанных на удаленных заказах в недрах интернета.

Что касается не-айтишных релокантов (а их немало), то они тоже вполне востребованы во многих областях – от сферы общественного питания до образовательных проектов, поскольку привозят с собой новые технологии, интересные ноу-хау и разнообразные бизнес-фишки, которые позволяют им за короткое время добиться серьезных успехов на чужом рынке.

Наиболее дальновидные чиновники пытаются сделать все, чтобы создать максимально комфортные условия для релокантов и «реларбайтеров». В Сербии, к примеру, даже внесли поправки в законы – чтобы приезжие специалисты имели возможность получить ПМЖ и гражданство за три года.

* * *

Конечно, многие гастарбайтеры и релоканты перемещаются на дальние расстояния не от хорошей жизни. Турбулентные процессы в мировой политике и экономике, а также жадность местечковых нео-капиталистов, не желающих повышать зарплаты наемным работникам, вынуждают рукастых и головастых мигрантов переселяться за тридевять земель. Принцип «где родился, там и пригодился» больше не работает.

Экономисты прогнозируют, что в ближайшие годы подобная тенденция не просто сохранится, но и усилится. Мирового кризиса все ждут буквально со дня на день – не в первый раз. А когда (если) мировая экономика обвалится, кто будет разгребать завалы? Конечно, гастарбайтеры.

Татьяна Гуторова, Белград, Сербия, специально для НЖ

В статье использованы скриншоты графиков https://www.knomad.org/sites/default/files/publication-doc/migration-and-development-brief-40.pdf